Планирование и бюджетирование в системе финансового управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 15:59, дипломная работа

Краткое описание

Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.
В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный управленческий и бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Сущность, цели, принципы, задачи и методы финансового планирования 7
1.2 Бюджетирования как технология управления предприятием 16
1.3 Классификация бюджетов предприятия 27
1.4. Методика анализа финансового состояния предприятия 35
Выводы 40

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ»
2.1. Общая характеристика ЗАО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ» 41
2.2. Анализ технико-экономических показателей 51
2.3 Анализ финансового состояния предприятия 56
Выводы 69

3. ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
3.1. Проблемы, связанные с организацией системы финансового планирования 71
3.2 Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

19 05 Конечный.doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

     Для расчета прибыли по отгруженной  продукции при формировании  бюджета   доходов   и   расходов  расходная часть дополнительно корректируется на показатели:

  • прирост готовой продукции рассчитывается как разница между стоимостью прихода на склад продукции в результате производства или закупки  и  стоимостью  расхода  - отгрузка готовой продукции покупателям;
  • прирост полуфабрикатов, используемых на внутреннее потребление;
  • прирост незавершенного производства.
 

  Бюджет   доходов   и   расходов  – необходимый инструмент для успешного развития предприятия. Он является финансовым выражением целей  предприятия, его стратегий  и  намеченных мероприятий.

     Под  бюджетом   движения   денежных   средств (БДДС)   понимают  бюджет  (план) расчетного счета и наличных  денежных   средств  в кассе  предприятия  или его структурного подразделения, отражающий все прогнозируемые поступления и снятия  денежных   средств  в результате хозяйственной деятельности  предприятия.49

     Для эффективного ведения деятельности  предприятию  в настоящем и будущем необходимо иметь положительный баланс  денежных   средств. Именно поэтому бюджету движения денежных средств отводится главенствующее место в системе бюджетирования.    Бюджет движения денежных средств составляют как с целью обеспечения постоянного наличия  денежных   средств, направляемых на исполнение обязательств  предприятия, так и для эффективного использования избытка этих  средств. Следовательно, в БДДС должны быть предусмотрены меры против так называемых «кассовых разрывов», т.е. ситуаций, связанных с нехваткой наличных  денежных   средств  для текущих выплат (в качестве мер могут быть банковские кредиты, выпуск акций или иное привлечение  денежных   средств). Временно свободные  денежные   средства  могут направляться, например, в инвестиционные проекты, банковский вклад под процент и.т.д. 

     Бюджет   движения   денежных   средств (БДДС) обычно составляют на основе  бюджета  доходов и расходов и инвестиционного  бюджета. Однако БДДС не может быть получен расчетным путем из двух упомянутых  бюджетов. Это связано с различной методикой формирования БДДС и БДР.  Бюджет  доход и расходов формируется по методу «начисления» (т.е. доходы и расходы определяются в тот момент времени, когда они были реально понесены, вне зависимости от оплаты),  бюджет   движения   денежных   средств  – по «кассовому методу» (т.е. доходы и расходы должны быть не только совершены, но и оплачены). Кроме того, существуют статьи  бюджета  доходов и расходов, не связанные с  движением   денежных  (например, амортизация, брак, недостача), равно как и существуют статьи  движения   денежных   средств, не связанные с текущим оборотом капитала и инвестиционной деятельностью (кредиты, займы).50

     Бюджет  баланса, или бюджет по балансовому листу (ББЛ). Это ближайший аналог стандартного бухгалтерского баланса, так как показывает стоимость и виды всего имущества, которым владеет предприятие (активы), и источники средств для формирования этого имущества и их отношение (пассивы). Особенностью бюджета баланса является цель его составления – получение полной, объективной, достоверной и своевременной информации о стоимости предприятия для принятия оптимальных управленческих решений. В соответствии с данной целью существуют определенные отличия бюджета по балансовому листу от бухгалтерского баланса. Бюджет по балансовому листу составляется на основе управленческой учетной политики. Это означает, что показатели рассчитываются по алгоритмам, принятым для внутреннего учета на предприятии, а не по бухгалтерским стандартам, предписанным государством.

     Для повышения эффективности процесса бюджетирования необходимо выделить основные центры ответственности и разработать  систему премирования для каждого  из них. Для эффективной и оперативной работы системы бюджетирования необходимо автоматизировать бюджетный процесс с помощью специальных программ что позволит довольно эффективно работать с данной системой одному сотруднику, не тратя на это большое количество времени.51  

     1.4. Методика анализа финансового состояния предприятия 

     В дипломной работе в качестве методической основы анализа использована  методика  проведения  анализа   финансового   состояния   предприятия, предложенная  Шереметом   А . Д . и Сайфулиным Р.С.52

     Основные  этапы  анализа   финансового   состояния   предприятия  данной  методики  представлены в таблице 3.

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 3.

     Этапы проведения  анализа   финансового   состояния   предприятия

      Наименование  этапа Содержание  этапа
     1. Общая оценка финансового  состояния и его изучение за отчетный период
  • составление агрегированного баланса
  • вертикальный и горизонтальный анализ агрегированного баланса по статьям
  • расчет финансовых коэффициентов
  • детализация изменений по статьям актива и пассива баланса
     2. Анализ финансовой устойчивости
  • определение излишка (недостатка) источников средств для формирования запасов и затрат
  • определение степени покрытия внеоборотных активов источниками средств
     3. Анализ ликвидности  баланса, деловой активности и платежеспособнос-ти предприятия
  • анализ ликвидности баланса:
  • группировка статей активов и пассивов
  • сопоставление соответствующих итогов активов и пассивов
  • определение текущей и перспективной ликвидности баланса
  • оценка степени ликвидности
  • анализ деловой активности:
  • расчет коэффициентов оборачиваемости различных групп активов
  • сравнение их с нормативными величинами и оценка деловой активности 
  • анализ  платежеспособности

 

     Кроме указанных операций, методика предполагает возможность расчета следующих   финансовых  коэффициентов:

  • коэффициент рентабельности;
  • коэффициент эффективности управления;
  • коэффициент рыночной устойчивости.

     Необходимо  отметить, что основной целью проведения  анализа   финансового   состояния   предприятия  на основе данной  методики, является обеспечение эффективного управления  финансовым   состоянием   предприятия  и оценка  финансовой  устойчивости его деловых партнеров.53

     Для оценки ликвидности баланса с  учетом фактора времени необходимо провести сопоставление каждой группы актива с соответствующей группой  пассива.

     1. Если выполнимо неравенство А1 > П1, то это свидетельствует о платежеспособности организации на момент составления баланса. У организации достаточно для покрытия наиболее срочных обязательств абсолютно и наиболее ликвидных активов.

     2. Если выполнимо неравенство А2 > П2, то быстро реализуемые активы превышают краткосрочные пассивы и организация может быть платежеспособной в недалеком будущем с учетом своевременных расчетов с кредиторами, получения средств от продажи продукции в кредит.

     3. Если выполнимо неравенство А3 > П3 , то в будущем при своевременном поступлении денежных средств от продаж и платежей организация может быть платежеспособной на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса.

     Выполнение первых трех условий приводит автоматически к выполнению условия: A4<=П4

     Выполнение  этого условия свидетельствует  о соблюдении минимального условия  финансовой устойчивости организации, наличия у нее собственных  оборотных средств.54

     Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:

  • текущая ликвидность, которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-)
  • организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени: А1+А2=>П1+П2; А4<=П4
  • перспективная ликвидность – это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей: А3>=П3; А4<=П4
  • недостаточный уровень перспективной ликвидности: А4<=П4
  • баланс не ликвиден:А4=>П4

     Однако  следует отметить, что проводимый по изложенной схеме анализ ликвидности баланса является приближенным, более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов.55

     1. Коэффициент текущей ликвидности показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года. Это основной показатель платежеспособности предприятия. Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле:

     К = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2)

     В мировой практике значение этого коэффициента должно находиться в диапазоне 1-2. Естественно, существуют обстоятельства, при которых значение этого показателя может быть и больше, однако, если коэффициент текущей ликвидности более 2-3, это, как правило, говорит о нерациональном использовании средств предприятия. Значение коэффициента текущей ликвидности ниже единицы говорит о неплатежеспособности предприятия.

     2. Коэффициент быстрой ликвидности, или коэффициент «критической оценки», показывает, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность. Коэффициент быстрой ликвидности определяется по формуле:

     К = (А1 + А2) / (П1 + П2)

     В ликвидные активы предприятия включаются все оборотные активы предприятия, за исключением товарно-материальных запасов. Данный показатель определяет, какая доля кредиторской задолженности может быть погашена за счет наиболее ликвидных активов, т. е. показывает, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. Рекомендуемое значение данного показателя от 0,7-0,8 до 1,5.

     3. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть кредиторской задолженности предприятие может погасить немедленно.

     Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле:

     К = А1 / (П1 + П2)

     Значение  данного показателя не должно опускаться ниже 0,2.

     4. Для комплексной оценки ликвидности  баланса в целом рекомендуется  использовать общий показатель ликвидности баланса предприятия, который показывает отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств (краткосрочных, долгосрочных, среднесрочных) при условии, что различные группы ликвидных средств и платежных обязательств входят в указанные суммы с определенными весовыми коэффициентами, учитывающими их значимость с точки зрения сроков поступления средств и погашения обязательств. Общий показатель ликвидности баланса определяется по формуле:

     К = (А1 + 0,5*А2 + 0,3*А3) / (П1 + 0,5*П2 + 0,3*П3)

     Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 1.

     5. Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает, насколько достаточно собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Он определяется:

     K = (П4 - А4) / (А1 + А2 + А3)

     Значение  данного коэффициента должно быть больше или равно 0,1.

     6. Коэффициент маневренности функционального капитала показывает, какая часть функционирующего капитала заключена в запасах. Если этот показатель уменьшается, то это является положительным фактом. Он определяется из K = А3 / [(А1+А2+А3) — (П1+П2)].56

       

     Выводы 

     Планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также  определения путей их наиболее эффективного достижения. Планирование может рассматриваться как внутреннее дело предприятия или предполагать активное вмешательство государства в этот процесс. Управление и планирование присуще как коммерческим структурам, осуществляющим производство материальных благ и услуг, так и обществу в целом и его отдельным подсистемам. Роль планирования в условиях рынка в том, что предприятие постоянно находится в поиске оптимальных решений по получению максимальной прибыли, рынков сбыта своей продукции, конкуренции товаров и т.п.

     В условиях рынка основой планирования является бюджетирование так как  для осуществления каждого запланированного пункта в плане предприятия необходимо его денежное выражение. Бюджет —  это количественное воплощение плана. Бюджет — это финансовый план, с помощью которого можно сопоставить все понесенные убытки и полученную прибыль. Бюджет — это основа внутрифирменного управления.  Он является важнейшим инструментом организации и регулирования предстоящей деятельности, поэтому бюджетирование — это распределение имеющихся в распоряжении предприятия денежных средств для достижения целей планирования.

        Бюджетирование является не только инструментом планирования, но и контроля за изменениями положения дел в процессе деятельности предприятия. Бюджетирование является основой финансовой дисциплины, он накладывает отвественность на руководителей за финансовые результаты. Бюджетирование позволяет сделать предприятие более прозрычным и потенциальным инвестрам проще оценить уровень его привлекательности.

Информация о работе Планирование и бюджетирование в системе финансового управления предприятием