Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:38, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – изучить роль выручки от реализации продукции и рассмотреть основные особенности планирования выручки на предприятии. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач: изучить роль выручки в формировании финансовых результатов предприятия; рассмотреть особенности планирования выручки на предприятии; проанализировать факторы, которые влияют на величину выручки.
Введение 3
1 Выручка от реализации продукции как основной источник поступления финансовых ресурсов и денежных средств 5
1.1 Понятие и состав выручки от реализации продукции и факторов, ее опреде- ляющие 5
1.2 Сущность и значение выручки для предприятия 13
1.3 Планирование минимального размера выручки от реализации продукции, необходимого для обеспечения безубыточной работы предприятия 17
2 Анализ выручки от реализации продукции ОАО «ВКФ» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ВКФ» 25
2.2 Анализ ассортимента продукции 33
2.3 Показатели деловой активности и финансового состояния ОАО «ВКФ» 41
2.4 Анализ влияния увеличения объема реализованной продукции на финансовые результаты деятельности предприятия 49
3 Совершенствование процессов формирования и распределения выручки от реализации 53
3.1 Инвестиционная деятельность 53
3.2 Маржинальный анализ 61
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложение 73
Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности)
широко применяется в странах
с развитыми рыночными
Основные возможности
безубыточного объема продаж (порога
рентабельности, окупаемости издержек)
при заданных соотношениях цены, постоянных
и переменных затрат;
критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.[3]
С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.
Основные этапы анализа:
1.Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа;
2.Определение суммы
необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные;
переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются; эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
пропорциональность
Маржа покрытия - очень ценный показатель при анализе финансовых результатов, Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.
С ее помощью можно правильнее ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.
Задача получения устойчивой прибыли от своей деятельности может быть реализована на стабильной основе, если организация постоянно изучает спрос на рынке, имеет четкую ценовую политику, а также применяет эффективные методы планирования, учета, анализа, контроля и управления объемами производства, качеством продукции и затратами. При этом важнейшим приемом является расчет операционного рычага (левериджа).
Операционный рычаг связан с уровнем экономического риска; чем он выше, тем больше риск. Повышение риска, в свою очередь, означает возможность получения организацией дополнительных прибылей. Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж: с изменением выручки от продаж меняется сила операционного рычага.
Операционный рычаг позволяет
оценить степень влияния
Рассмотрим эффект производственного рычага в деятельности ОАО «ВКФ» по данным за 2007-2009 гг. таблица 15.
Анализ безубыточности – это неотъемлемая часть современного управления организациями, особенно находящихся в предкризисном и кризисном состоянии.
Расчет точки безубыточности в
натуральном и стоимостном
Таблица 15 – Определение операционного рычага ОАО «ВКФ» за 2007 – 2009 гг.
Показатель |
Значение показателя | ||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |
Объём продаж, т. |
20130 |
21450 |
22340 |
Выручка от продаж, тыс. р. |
965320 |
1287201 |
1272792 |
Переменные расходы, тыс. р. |
544998 |
728999 |
974742 |
Маржинальный доход, тыс. р. |
420322 |
558202 |
298050 |
Постоянные расходы, тыс. р. |
83499 |
47708 |
70487 |
Прибыль, тыс. р. |
336823 |
510494 |
227563 |
Операционный рычаг |
1,2 |
1,1 |
1,3 |
Таблица 16 - Расчет точки безубыточности деятельности ОАО «ВКФ» в натуральном и стоимостном выражении за 2007–2009 гг.
Показатель |
Значение показателя | ||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |
Объём продаж, т. |
20130 |
21450 |
22340 |
Выручка от продаж, тыс. р. |
965320 |
1287201 |
1272792 |
Переменные расходы, тыс. р. |
544998 |
728999 |
974742 |
Удельные переменные расходы, р. |
27073,8 |
33985,9 |
43632,1 |
Цена продажи, р. |
16300 |
20450 |
21530 |
Удельный маржинальный доход, р. |
2087 |
2602 |
1334 |
Постоянные расходы, тыс. р. |
83499 |
47708 |
70487 |
Точка безубыточности, т. |
4000,9 |
1833,5 |
5283,3 |
Выручка в точке безубыточности, тыс. р. |
652146 |
272700 |
113749 |
На небольшом удалении от точки безубыточности сила воздействия операционного рычага будет максимальной. По мере возрастания объемов продаж она начинает убывать: каждый последующий процент прироста выручки будет обеспечивать все меньший процент прироста прибыли.
При скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания мощностей или другими обстоятельствами, значение точки безубыточности возрастает и данные зависимости придется прогнозировать заново. Изменение объемов продаж относительно точки безубыточности влечет за собой и изменение запаса финансовой прочности. Одновременно меняются риски предприятия.
Рисунок 9 - Нахождение точки безубыточности ОАО «ВКФ»
графическим методом
Выполненные расчеты свидетельствуют о том, что вблизи точки равновесия деятельность ОАО «ВКФ» не только наиболее результативна, но и сопровождается максимальными рисками. Так, при объеме продаж в 20106 т увеличение выручки от реализации на 1 % обеспечит предприятию прирост прибыли на 1,17 %. Одновременно снижение в этой точке объемов продаж на 1 % сократит на 1,17 % прибыль предприятия.
Таблица 9 - Прогнозные варианты деятельности ОАО «ВКФ» при изменении объёма продаж
Показатель |
- 10 % |
+ 10 % | ||
20106 |
22340 |
24574 | ||
Выручка от продаж, тыс. р. |
1145512 |
1272792 |
1400071 | |
Переменные расходы, тыс. р. |
877267 |
974742 |
1072216 | |
Маржинальный доход, тыс. р. |
268245 |
298050 |
327855 | |
Постоянные расходы, тыс. р. |
70487 |
70487 |
70487 | |
Прибыль, тыс. р. |
204806 |
227563 |
250319 | |
Точка безубыточности, т |
4754,9 |
352435 |
5811,6 | |
Выручка в точке безубыточности, тыс. р. |
102374 |
758792 |
125123 | |
Операционный рычаг |
1,17 |
1,3 |
1,43 | |
Запас финансовой прочности, тыс. р. |
1043138 |
920357 |
1274947 | |
Запас финансовой прочности, % |
81,95 |
91,06 |
100,1 |
Повышенный удельный вес постоянных затрат усиливает действие операционного рычага и снижение деловой активности предприятия, а также приводит к многократным потерям прибыли.
Операционный рычаг
Объем производства тонн
Рис. 10 - Изменение силы действия операционного рычага при изменении объёма производства
Реализация 24574 т продукции окажется для ОАО «ВКФ» менее рентабельной, но вместе с тем и менее рискованной, рост продаж в этой точке на 1 % вызовет прирост прибыли лишь на 1,43 %. Столь же незначительно снизится финансовый результат при падении продаж.
О сокращении рисков хозяйственной деятельности по мере удаления от точки безубыточности свидетельствует и динамика запаса финансовой прочности рисунок – показателя, характеризующего возможность снижения продаж до начала получения предприятием убытков. В то время, как продажи на уровне 20106 т обеспечат предприятию запас финансовой прочности в размере 1043138 тыс. р. или 81,95 %.
Рис. 6 - Изменение запаса финансовой прочности при изменении объёма производства
Таким образом, чем ближе
ожидаемые продажи к
Таким образом, выручка - это еще
не доход, но источник возмещения затраченных
на производство продукции средств
и формирования денежных фондов и
финансовых резервов предприятия. В
результате использования выручки
из нее выделяются качественно разные
составные части созданной
Прежде всего, это связано с
формированием амортизационного фонда,
который образуется в виде амортизационных
отчислений после того, как износ
основных производственных фондов и
нематериальных активов примет денежную
форму. Обязательным условием образования
амортизационного фонда является продажа
произведенных товаров
Поскольку материальную основу создаваемого
товара составляют сырье, материалы, покупные
комплектующие изделия и
Информация о работе Порог рентабельности и запас финансовой прочности организации