Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 11:40, дипломная работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая продукцию или оказывая услуги, предприятием, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует своих покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента оплаты поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности. Ее уровень определяется многими факторами: видом продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, условиями договора, принятой на предприятии системой расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера в контексте планирования текущих денежных потоков.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации управления дебиторской задолженностью
1.1. Понятие, сущность и классификация дебиторской задолженности
1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской
задолженностью
1.3. Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской
задолженностью
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ООО «БУРЯТТЕРМИНАЛ»
2.1 Общая характеристика ООО «БурятТерминал»
2.2. Анализ финансовой устойчивости ООО «БурятТерминал»
2.3. Анализ дебиторской задолженности на ООО «БурятТерминал»
ГЛАВА 3. ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЬИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ООО «БУРЯТТЕРМИНАЛ»
3.1.Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления дебиторской задолженностью
3.2.Расчет эффективности мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Восточно-Сибирский
Институт экономики и права
Экономический факультет
Кафедра «Финансы и кредит»
___
____________
__________В.М. Багинова
_______
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Дипломная работа
На тему: Управление дебиторской задолженностью
Д 556 .02.0.016.107
Исполнитель: студентка очной формы обучения группы 556-1
Дудник Н.С. «____»______________2011 г.
Руководитель работы: __
к.э.н. Е.В. Капустина «____»______________2011 г.
Нормоконтролер:
__
Ст. преподаватель Н.Д. Содбоева_ _«____»______________2011 г.
Рецензент:
Борисова В.Б. ___ «____»______________2011г.
Улан-Удэ 2011
ВВЕДЕНИЕ
2.1 Общая характеристика ООО «БурятТерминал»
2.2. Анализ финансовой устойчивости ООО «БурятТерминал»
2.3. Анализ дебиторской
задолженности на ООО «
ГЛАВА 3. ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЬИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ООО «БУРЯТТЕРМИНАЛ»
3.1.Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления дебиторской задолженностью
3.2.Расчет эффективности мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая продукцию или оказывая услуги, предприятием, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует своих покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента оплаты поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности. Ее уровень определяется многими факторами: видом продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, условиями договора, принятой на предприятии системой расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера в контексте планирования текущих денежных потоков.
С позиции теории финансов предприятия и коммерческой фирмы, дебиторская задолженность (от лат. debitum долг, обязанность) – это сумма долгов, причитающихся организации от контрагентов; важный компонент оборотного капитала. По сути, дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию (обездвиживание) оборотных средств, т.е. отвлечение денежных средств из активного оборота, сопряженное с косвенными потерями. Поэтому с очевидностью можно утверждать, что дебиторская задолженность в принципе невыгодна предприятию, не говоря уже о том, что на практике просроченная задолженность часто становится причиной финансовых затруднений фирмы.
Необходимость
поиска эффективного управления уровнем
дебиторской задолженности
Высокая значимость эффективного управления уровнем дебиторской задолженности на предприятии для формирования условий устойчивого экономического развития предприятия и обеспечения своевременности платежей определяют актуальность темы дипломной работы.
Целью дипломной работы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по формированию механизма управления дебиторской задолженностью на ООО «БурятТерминал», направленного на поддержание устойчивого финансового состояния предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе были определены и решены следующие задачи:
Предметом работы является финансово-хозяйственная деятельность ООО «БурятТерминал».
Объектом проводимого в дипломной работе исследования является ООО «БурятТерминал» - предприятие, осуществляющее свою деятельность в сфере транспортировки, перевозки, хранения и продажи нефтепродуктов.
Практическая значимость работы заключается в наличии в ней предложений позволяющих усовершенствовать существующую систему управления дебиторской задолженностью на ООО «БурятТерминал».
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам финансового менеджмента, финансового планирования и контроля, бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности.
Методологической основой являлся системный подход к изучаемым проблемам, а также общенаучные принципы исторического и логического, абстрактного и конкретного, эмпирического и теоретического, качественного и количественного анализа. Для решения задач исследования использовались статистический метод, бюджетный метод, экономико-математическое моделирование, сравнительный анализ.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами и другими дебиторами и кредиторами. Отгружая продукцию или выполняя работы, оказывая услуги, хозяйствующий субъект, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. он по сути кредитует покупателей. Поэтому в течение периода времени от момента отгрузки до момента поступления платежа средства образуют дебиторскую задолженность.
Экономическая природа
дебиторской задолженности
Согласно одной из них, под дебиторской задолженностью следует понимать задолженность перед организацией различных юридических и физических лиц, возникающая в ходе хозяйственной деятельности [5,с.12]. Данное утверждение в основе своей имеет балансовое уравнение, которое выводится благодаря свойствам двойной записи, где каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов, и организация выступает в роли дебитора и кредитора.
Еще один подход рассматривает дебиторскую задолженность как элемент обязательственного правоотношения, который регулируется обязательственным правом одной из основных разновидностей гражданских правоотношений, где субъектом выступают кредитор и должник, объектом служит действие обязанного лица, выраженное в форме прав требований (дебиторской задолженности) и соответствующих обязанностей - Долга [1,с.136]. Обязательство, как правило, определяет, какие действия (воздержание от действий), кем, в каком объеме, когда, где и как должны быть выполнены. Основаниями возникновения обязательств служат различные по характеру юридические факты или определенный их состав. Договор - наиболее распространенное основание возникновения обязательства.
С позиции маркетинговой политики организации ряд авторов [7,12] рассматривают дебиторскую задолженность как инструмент стимулирования спроса. Под влиянием рыночной конкуренции хозяйствующие субъекты стремятся привлечь как можно больше покупателей, предоставив им отсрочку (рассрочку) оплаты приобретаемых товаров, что приносит выгоду в виде увеличения объема продаж. В данном случае дебиторская задолженность является ожидаемой и планируемой в рамках кредитной политики организации. В связи с этим одной из нерешенных методических проблем является проблема оценки эффективности использования стимулирующей дебиторской задолженности как маркетингового рычага, увеличивающего спрос на продукцию (работы, услуги) и объем продаж.
В рамках следующего подхода
дебиторская задолженность пони
Дебиторская задолженность в соответствии с МСФО является финансовым инструментом. «Под финансовым инструментом принято понимать любой контракт, из которого вытекает финансовый актив одного экономического субъекта и финансовое обязательство или эмиссионный инструмент другого экономического субъекта. Финансовым активом организации признается актив, являющийся: денежными средствами; правом требования денежных средств или другого финансового актива от другой организации; правом требования обмена финансовыми инструментами с другой организацией на потенциально выгодных для данного субъекта условиях; эмиссионным инструментом другой организации».[16,с.78] В российском законодательстве на текущий момент не содержится определение финансовых инструментов, что связано с относительно недавним их появлением в деловом обороте. К понятию «финансовый инструмент» наиболее близко примыкают следующие юридические категории, получившие отражение в ГК РФ: договор, сделка, ценная бумага. Из определения финансового инструмента видно, что он представляет логический синтез определений договора и ценной бумаги, поскольку включает как права и обязательства, вытекающие из условий договора (финансовые активы и финансовые обязательства), так и права и обязательства по ценной бумаге (эмиссионный инструмент и финансовое обязательство).
Ряд отечественных и зарубежных экономистов [5, 11, 13, ] рассматривают дебиторскую задолженность как инструмент управления оборотным капиталом организации. Отсюда дебиторская задолженность представляет собой вложение средств и расширение продажи в кредит с целью увеличения объема реализации и собственного капитала. Данный подход, скорее описывает свойства дебиторской задолженности.
Дебиторскую задолженность часто связывают с коммерческим кредитованием, поскольку, отпуская продукцию и прочие товары в долг, организация предоставляет покупателю кредит с последующим погашением при оплате. Причем кредит осуществляется в форме аванса, предоплаты, предоставления отсрочки или рассрочки оплаты.
Однако, в отличие от коммерческого кредита, в пределах срока платежа по договору не взимается процент за пользование.
Обобщив многообразие терминов и определений, используемых в законодательных актах, научной литературе, можно назвать следующие свойства активов, которые позволяют рассматривать их как дебиторскую задолженность: права на получение вероятной будущей выгоды и переход контроля над хозяйственными операциями или другими событиями, в результате которых организация получает будущий доход от объектов.
Полагаем, что наиболее полное определение дебиторской задолженности приводится в работе Ефимовой О.В.: «Под дебиторской задолженностью, понимается право требования организации на поступление финансовых и нефинансовых активов, возникающее из обязательств юридических и физических лиц по договору в ходе хозяйственной деятельности, с целью обеспечения приемлемого уровня финансовой устойчивости». [26,с.167]
Для раскрытия экономической
природы дебиторской
По степени ликвидности можно выделить высоколиквидную, неликвидную и среднеликвидную дебиторскую задолженность. Краткосрочная дебиторская задолженность (со сроком погашения до одного месяца) является высоколиквидной; безнадежная дебиторская задолженность, которая не может быть конвертирована в денежные средства, является неликвидной; все остальные виды дебиторской задолженности, за исключением краткосрочной и безнадежной, являются среднеликвидными.
Наиболее распространенной
в отечественной учетной практи
- задолженность покупателей и заказчиков обусловлена их задолженностью за отгруженные товары и выполненные работы;
- векселя к получению - задолженность покупателей и заказчиков за отгруженные товары и выполненные работы, оформленная товарными векселями;