Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 11:40, дипломная работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая продукцию или оказывая услуги, предприятием, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует своих покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента оплаты поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности. Ее уровень определяется многими факторами: видом продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, условиями договора, принятой на предприятии системой расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера в контексте планирования текущих денежных потоков.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации управления дебиторской задолженностью
1.1. Понятие, сущность и классификация дебиторской задолженности
1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской
задолженностью
1.3. Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской
задолженностью
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ООО «БУРЯТТЕРМИНАЛ»
2.1 Общая характеристика ООО «БурятТерминал»
2.2. Анализ финансовой устойчивости ООО «БурятТерминал»
2.3. Анализ дебиторской задолженности на ООО «БурятТерминал»
ГЛАВА 3. ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЬИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ООО «БУРЯТТЕРМИНАЛ»
3.1.Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления дебиторской задолженностью
3.2.Расчет эффективности мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Показатели доходности (рентабельности) – наиболее распространенный способ измерения успеха фирмы, рассчитаем некоторые из них (табл.2.11.).
Таблица 2.11
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
Тпр,% |
2010 г. |
Тпр,% |
Прибыль (убыток) от реализации, тыс.руб. |
6651 |
12636 |
90 |
33641 |
166 |
Чистая прибыль, тыс.руб |
1140 |
4982 |
337 |
23215 |
366 |
Выручка, тыс.руб. (стр. 010) |
131442 |
147491 |
12 |
190892 |
29 |
Рентабельность актива (Стр.190(Ф2)/стр.300(Ф1)) |
- 0,01 |
0,06 |
500 |
0,21 |
250 |
Рентабельность собственного капитала (Стр.190(Ф2)/стр.490(Ф1)) |
- 0,01 |
0,09 |
800 |
0,29 |
222 |
Рентабельность продаж(стр.050/ |
0,05 |
0,09 |
80 |
0,18 |
100 |
Следует отметить рост прибыли в 2009 г. на 90% и в 2010 г. на 166% Росто чистой прибыли составил
Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы. Рентабельность актива определяет эффективность производственно-хозяйственной деятельности. Рентабельность собственного капитала характеризует норму прибыли на вложенный в фирму собственный капитал. Рентабельность продаж это отношение прибыли к общей величине выручки от продаж. [40,c.102]
Показатели рентабельности – величины положительные за последние два года, что характеризует предприятие как финансово устойчивое, рентабельное.
2.3.Анализ дебиторской задолженности предприятия
По своей сути, дебиторская задолженность - это затраты на производство неоплаченного вовремя товара или услуг, которые фирма оплачивает либо за счет собственных, либо за счет заемных средств. Если величина неплатежа превысит финансовые и кредитные возможности предприятия, то оно будет не в состоянии оплачивать счета поставщиков и станет банкротом. Поэтому управлению дебиторской задолженности и контролю за своевременностью расчетов придается большое значение. [28, c.43]
Проанализируем
состояние дебиторской задолжен
Таблица 2.12
Анализ дебиторской задолженности на ООО «БурятТерминал»
за 2008-2010 гг.
Показатели |
Формула расчета |
2008 г. |
2009г. |
Тпр |
2010г. |
Тпр |
ДЗ, тыс.руб. |
- |
7141 |
22289 |
312 |
18354 |
-18 |
Оборотные активы |
- |
76561 |
87734 |
115 |
114366 |
130 |
Оборачиваемость ДЗ (раз). |
Объем товарооборота/Средняя ДЗ |
18,4 |
6,6 |
-64 |
10,4 |
158 |
Период погашения ДЗ (дни) |
365 / Оборачиваемость ДЗ |
19,8 |
55,3 |
28 |
35,1 |
-37 |
Доля ДЗ в общем, объеме текущих активов |
ДЗ / Оборотные активы |
0,05 |
0,15 |
300 |
0,1 |
-33 |
В 2009 г., относительно 2008 г., дебиторская задолженность увеличилась на 312%, следовательно оборачиваемость дебиторской задолженности понизилась на 64%, увеличился период погашения дебиторской задолженности на 28%, соответственно повысилась доля дебиторской задолженности в объеме текущих активов. В 2010 г., относительно 2009г., дебиторская задолженность уменьшилась на 18 %, соответственно оборачиваемость дебиторской задолженности повысилась на 158%, а. период погашения дебиторской задолженности сократился на 37%, соответственно доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов сократилась на 33%.
Несмотря на то, что отсрочка платежей потребителям, выраженный в виде дебиторской задолженности часто является необходимым условием нормальной деятельности, обусловливающим эффективность и конкурентоспособность предприятия, отрицательные результаты неэффективного управления дебиторской задолженностью могут проявиться в задержке притока денежных средств в кассу и на счета предприятия, в нарушении сроков оплаты обязательств и расчетов по долгам. Дебиторская задолженность увеличилась в 2009 г., с увеличением объемов продаж, но это не является оправданием роста дебиторской задолженности, необходимо принять меры по управлению задолженостью, в цеях избежания негативных последствий ее роста.
Рассмотрим
структуру дебиторской
Таблица 2.13
Задолжники ООО «БурятТерминал» за 2008-2010 гг., тыс.руб.
Организации дебиторы |
Сумма задолженности перед ООО «БурятТерминал» | ||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
МВД РБ |
1890 |
4674 |
4959 |
РЖД Северобайкальское отделение |
- |
2296 |
2296 |
Администрация Джидинского района |
2350 |
1787 |
1787 |
Бурятские Авиалинии |
1281 |
8177 |
7177 |
ОАО «Энергозащита» |
- |
1300 |
950 |
ООО «Иудан» |
1310 |
855 |
385 |
ООО «СибМонтажАвтоматика» |
- |
1200 |
- |
ЗАО «АвиаТех» |
310 |
1000 |
800 |
Итого |
7141 |
22289 |
18354 |
Данные из таблицы показывают, что организации дебиторы стабильные, величина дебиторской задолженности увеличивается. Основными крупными дебиторами являются МВД РБ, Бурятские Авиалинии и Администрация Джидинского района. Сложившаяся ситуация, говорит об недостаточно эффективной системе управления дебиторской задолженностью на предпритии. В приложении 3 динамика дебиторской задолженности за 2008 – 2010 гг. представлена графически.
Немаловажным аспектом в анализе эффективности управления дебиторской задолженностью, являются сроки ее возникновения. Рассмотрим дебиторскую задолженность ООО «БурятТерминал» за 2010г., учитывая сроки задержки ее выплаты (табл.2.14).
Таблица 2.14 - Дебитоская задолженность ООО «БурятТерминал» за 2010 г. по срокам ее возникновения
Организации дебиторы |
Сумма задолженности
перед ООО «БурятТерминал»,тыс. | ||
от 0-30 дней |
от 30-60дней |
более 60 дней | |
МВД РБ |
416 |
1580 |
2963 |
РЖД Северобайкальское отделение |
0 |
0 |
2296 |
Администрация Джидинского района |
0 |
0 |
1787 |
Бурятские Авиалинии |
2345 |
3104 |
1728 |
ОАО «Энергозащита» |
295 |
415 |
240 |
ООО «Иудан» |
115 |
270 |
- |
ЗАО «АвиаТех» |
- |
126 |
674 |
Итого |
3171 |
5495 |
9688 |
Большая
часть дебиторской
Рассчитаем удельный вес дебиторской задолженности каждой группы организаций дебиторов, сформированной исходя из сроков возникновения дебиторской задолженности за 2010 г. (табл.2.15).
Таблица 2.15 - Удельный вес дебиторской задолженности, сформированной по группам исходя из сроков ее возникновения за 2010 г.
Срок задержки выплаты дебиторской задолженности |
Сумма дебиторской задолженности, тыс.руб. |
Удельный вес дебиторской задолженности,% |
от 0 до 30 дней |
3171 |
17,3 |
от 30 до 60дней |
5495 |
29,9 |
более 60 дней |
9688 |
52,8 |
Итого |
18354 |
100 |
Исходя из данных таблицы 2.15. и рисунка 2.2. видно, что лишь 17,3 % дебиторов заплатили на 30 день, т. е. вовремя. Это значит, что большая половина денежных средств, иммобилизованных в дебиторскую задолженность ООО «БурятТерминал», находится на медленно оплачиваемых счетах, часть из которых может превратиться в безнадежные долги. Это служит сигналом к изучению фирмой просчетов своей кредитной политики.
Рис.2.2. Удельный вес дебиторской задолженности, сформированной по группам исходя из сроков ее возникновения за 2010 г.
В целом, можно утверждать,
что ООО «БурятТерминал»
ГЛАВА 3. ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЬИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ООО «БУРЯТТЕРМИНАЛ»
3.1. Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления дебиторской задолженностью
Для совершенствования системы управления дебиторской задолженностью на ООО «БурятТерминал» необходимо ввести следующие мероприятия:
Необходимо строго распределить ответственность за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами. На предприятии за продажи и взыскание задолженности отвечают разные подразделения, имеющие противоречивые задачи. К примеру, менеджер по продажам (коммерческий отдел) мотивирован продать как можно больше, а менеджер по работе с дебиторами (финансовая служба) - получить денежные средства и минимизировать уровень задолженности. Это приводит к недовольству со стороны клиентов и конфликту подразделений.
Оправданна
схема распределения
Ответственность сотрудников компании ООО «БурятТерминал» необходимо закрепить в регламенте управления дебиторской задолженностью (табл. 3.1).
Таблица 3.1 - Предлагаемый регламент управления задолженностью на ООО «БурятТерминал»
Этап управления дебиторской задолженностью |
Процедура |
Ответственное лицо (подразделение) |
Критический срок оплаты не наступил |
Заключение договора |
Менеджер по продажам |
Контроль отгрузки |
Коммерческий директор | |
Выставление счета |
Финансовая служба | |
Уведомления об отгрузке (номера вагонов, машин, даты, вес) | ||
Уведомление о сумме и расчетных сроках погашения дебиторской задолженности | ||
За 2-3 дня до наступления критического срока оплаты - звонок с напоминанием об окончании периода отсрочки, а при необходимости - сверка сумм | ||
Просрочка до 7 дней |
При неоплате в срок - звонок с выяснением причин, формирование графика платежей |
Менеджер по продажам |
Прекращение поставок (до оплаты) |
Коммерческий директор | |
Направление предупредительного письма о начислении штрафа |
Финансовая служба | |
Просрочка от 7 до 30 дней |
Начисление штрафа |
Финансовая служба |
Предарбитражное предупреждение |
Юридический отдел | |
Ежедневные звонки с напоминанием |
Менеджер по продажам | |
Переговоры с ответственными лицами | ||
Просрочка от 30 до 60 дней |
Командировка ответственного менеджера, принятие всех возможных мер по досудебному урегулированию |
Менеджер по продажам |
Официальная претензия (заказным письмом) |
Юридический отдел | |
Просрочка более 60 дней |
Подача иска в арбитражный суд |
Юридический отдел |