Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 11:40, дипломная работа

Краткое описание

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая продукцию или оказывая услуги, предприятием, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует своих покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента оплаты поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности. Ее уровень определяется многими факторами: видом продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, условиями договора, принятой на предприятии системой расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера в контексте планирования текущих денежных потоков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации управления дебиторской задолженностью
1.1. Понятие, сущность и классификация дебиторской задолженности
1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской
задолженностью
1.3. Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской
задолженностью
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ООО «БУРЯТТЕРМИНАЛ»

2.1 Общая характеристика ООО «БурятТерминал»
2.2. Анализ финансовой устойчивости ООО «БурятТерминал»
2.3. Анализ дебиторской задолженности на ООО «БурятТерминал»

ГЛАВА 3. ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЬИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ООО «БУРЯТТЕРМИНАЛ»

3.1.Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления дебиторской задолженностью
3.2.Расчет эффективности мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Вложенные файлы: 1 файл

отл.doc

— 706.00 Кб (Скачать файл)

Показатели доходности (рентабельности) – наиболее распространенный способ измерения успеха фирмы, рассчитаем некоторые из них (табл.2.11.).

Таблица 2.11

Расчет показателей рентабельности ООО «БурятТерминал»

 

Показатели

2008 г.

2009 г.

 

Тпр,%

 

2010 г.

 

Тпр,%

Прибыль (убыток) от реализации, тыс.руб.

6651

12636

90

33641

166

Чистая прибыль, тыс.руб

1140

4982

337

23215

366

Выручка, тыс.руб. (стр. 010)

131442

147491

12

190892

29

Рентабельность актива (Стр.190(Ф2)/стр.300(Ф1))

- 0,01

0,06

500

0,21

250

Рентабельность собственного капитала (Стр.190(Ф2)/стр.490(Ф1))

- 0,01

0,09

800

0,29

222

Рентабельность продаж(стр.050/стр.010)

0,05

0,09

80

0,18

100


 

Следует отметить рост прибыли  в 2009 г. на 90% и в 2010 г. на 166% Росто чистой прибыли составил

Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы. Рентабельность актива определяет эффективность производственно-хозяйственной деятельности. Рентабельность собственного капитала характеризует норму прибыли на вложенный в фирму собственный капитал.  Рентабельность продаж это отношение прибыли к общей величине выручки от продаж. [40,c.102]

Показатели рентабельности – величины положительные за последние  два года, что характеризует предприятие  как финансово устойчивое, рентабельное.

 

2.3.Анализ дебиторской задолженности предприятия

По  своей сути, дебиторская задолженность - это затраты на производство неоплаченного  вовремя товара или услуг, которые  фирма оплачивает либо за счет собственных, либо за счет заемных средств. Если величина неплатежа превысит финансовые и кредитные возможности предприятия, то оно будет не в состоянии оплачивать счета поставщиков и станет банкротом. Поэтому управлению дебиторской задолженности и контролю за своевременностью расчетов придается большое значение. [28, c.43]

Проанализируем  состояние дебиторской задолженности ООО «БурятТерминал» (табл.2.12.).

Таблица 2.12

Анализ дебиторской  задолженности на ООО «БурятТерминал»

за 2008-2010 гг.

 

Показатели

Формула расчета

2008 г.

2009г.

Тпр

2010г.

Тпр

ДЗ, тыс.руб.

-

7141

22289

312

18354

-18

Оборотные активы

-

76561

87734

115

114366

130

Оборачиваемость ДЗ (раз).

Объем товарооборота/Средняя  ДЗ

18,4

6,6

-64

10,4

158

Период погашения ДЗ (дни)

365 / Оборачиваемость ДЗ

19,8

55,3

28

35,1

-37

Доля ДЗ в общем, объеме текущих активов

ДЗ / Оборотные активы

0,05

0,15

300

0,1

-33


 

В 2009 г., относительно 2008 г., дебиторская задолженность увеличилась на 312%, следовательно оборачиваемость дебиторской задолженности понизилась на 64%, увеличился период погашения дебиторской задолженности на 28%, соответственно повысилась доля дебиторской задолженности в объеме текущих активов. В 2010 г., относительно 2009г., дебиторская задолженность уменьшилась на 18 %, соответственно оборачиваемость дебиторской задолженности повысилась на 158%, а. период погашения дебиторской задолженности сократился на 37%, соответственно доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов сократилась на 33%.

Несмотря на то, что отсрочка платежей потребителям, выраженный в виде дебиторской задолженности часто является необходимым условием нормальной деятельности, обусловливающим эффективность и конкурентоспособность предприятия, отрицательные результаты неэффективного управления дебиторской задолженностью могут проявиться в задержке притока денежных средств в кассу и на счета предприятия, в нарушении сроков оплаты обязательств и расчетов по долгам. Дебиторская задолженность увеличилась в 2009 г., с увеличением объемов продаж, но это не является оправданием роста дебиторской задолженности, необходимо принять меры по  управлению задолженостью, в цеях избежания негативных последствий ее роста.

Рассмотрим  структуру дебиторской задолженности организации по ее дебиторам (табл.2.13.).

Таблица 2.13

Задолжники ООО «БурятТерминал» за 2008-2010 гг., тыс.руб.

 

Организации дебиторы

Сумма задолженности  перед ООО «БурятТерминал»

2008 г.

2009 г.

2010 г.

МВД РБ

1890

4674

4959

РЖД Северобайкальское  отделение

-

2296

2296

Администрация Джидинского района

2350

1787

1787

Бурятские Авиалинии

1281

8177

7177

ОАО «Энергозащита»

-

1300

950

ООО «Иудан»

1310

855

385

ООО «СибМонтажАвтоматика»

-

1200

-

ЗАО «АвиаТех»

310

1000

800

Итого

7141

22289

18354


 

Данные  из таблицы показывают, что организации дебиторы стабильные, величина дебиторской задолженности  увеличивается. Основными крупными дебиторами являются МВД РБ, Бурятские Авиалинии и Администрация Джидинского района. Сложившаяся ситуация, говорит об недостаточно эффективной системе управления дебиторской задолженностью на предпритии. В приложении 3 динамика дебиторской задолженности за 2008 – 2010 гг. представлена графически.

Немаловажным  аспектом в анализе эффективности  управления дебиторской задолженностью, являются сроки ее возникновения. Рассмотрим дебиторскую задолженность ООО «БурятТерминал» за 2010г., учитывая сроки задержки ее выплаты (табл.2.14).

 

Таблица 2.14 - Дебитоская задолженность ООО «БурятТерминал» за 2010 г. по срокам ее возникновения

 

Организации дебиторы

Сумма задолженности  перед ООО «БурятТерминал»,тыс.руб.

от 0-30 дней

от 30-60дней

более 60 дней

МВД РБ

416

1580

2963

РЖД Северобайкальское  отделение

0

0

2296

Администрация Джидинского района

0

0

1787

Бурятские Авиалинии

2345

3104

1728

ОАО «Энергозащита»

295

415

240

ООО «Иудан»

115

270

-

ЗАО «АвиаТех»

-

126

674

Итого

3171

5495

9688


 

Большая часть дебиторской задолженности  акумулирована в группах с  сроками задержки выплат по обязательствам от  30 дней, что говорит о наличии  просроченной дебиторской задолженности.

Рассчитаем удельный вес дебиторской задолженности каждой группы организаций дебиторов, сформированной исходя из сроков возникновения дебиторской задолженности за 2010 г. (табл.2.15).

 

Таблица 2.15 - Удельный вес дебиторской задолженности, сформированной по группам исходя из сроков ее возникновения за 2010 г.

 

Срок задержки выплаты дебиторской задолженности

Сумма дебиторской  задолженности, тыс.руб.

Удельный вес  дебиторской задолженности,%

от 0 до 30 дней

3171

17,3

от 30 до 60дней

5495

29,9

более 60 дней

9688

52,8

Итого

18354

100


 

Исходя  из данных таблицы 2.15. и рисунка 2.2. видно, что лишь 17,3 % дебиторов заплатили на  30  день, т.  е.  вовремя.  Это  значит,  что  большая  половина   денежных   средств, иммобилизованных в дебиторскую задолженность ООО «БурятТерминал», находится  на  медленно оплачиваемых счетах, часть  из  которых  может  превратиться  в  безнадежные долги. Это служит сигналом  к  изучению  фирмой  просчетов  своей  кредитной политики.

Рис.2.2. Удельный вес дебиторской задолженности, сформированной по группам исходя из сроков ее возникновения за 2010 г.

В целом, можно утверждать, что ООО «БурятТерминал» большое  предприятие, предлагающее специфический  ассортимент услуг, а именно хранение, транспортировка и реализация нефтепродуктов. У предприятия наблюдается достаточность оборотных средств для формирования запасов в 2008-2010 г.г., на основании этого можно констатировать, что предприятие находилось в устойчивой финансовой ситуации.  В 2010 г. анализируемые показатели значительно повысились, что свидетельствует об улучшении финансового состояния предприятия. Исходя из рассчитанных показателей предприятие  платежеспособное и ликвидное. Показатели рентабельности и деловой активности – величины положительные за последние два года, что характеризует предприятие как рентабельное, с достаточной деловой активностью. Анализ коэффициентов и оценка их  позволяет сделать следующие выводы: предприятие не зависит от внешних инвесторов, способно поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства за счет собственных источников. В целом финансово-хозяйственная деятельность ООО «БурятТерминал» является успешной.  Следует отметить, что анализ дебиторской задолженности, позволяет делать вывод о необходимости совершенствования системы управления дебиторской задолженности, так как это один из немногих показателей, который имеет негативную тенденцию развития.

 

ГЛАВА 3. ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЬИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ООО «БУРЯТТЕРМИНАЛ»

3.1. Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления дебиторской задолженностью

Для совершенствования  системы управления дебиторской  задолженностью на ООО «БурятТерминал»  необходимо ввести следующие мероприятия:

  1. Разработать четкий регламент управления дебиторской задолженностью на предприятии;
  2. Проводить АВС – анализ дебиторов, относительно результатов которого, разрабатывать условия кредитной политики предприятия;
  3. Использовать механизм  кредитного лимитирования;
  4. Внедрить в практику работы приемы рефинансирования дебиторской задолженности (факторинг);
  5. Разработать и внедрить систему скидок для добросовестных плательщиков;

Необходимо  строго распределить ответственность  за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами. На предприятии за продажи и взыскание задолженности отвечают разные подразделения, имеющие противоречивые задачи. К примеру, менеджер по продажам (коммерческий отдел) мотивирован продать как можно больше, а менеджер по работе с дебиторами (финансовая служба) - получить денежные средства и минимизировать уровень задолженности. Это приводит к недовольству со стороны клиентов и конфликту подразделений.

Оправданна  схема распределения ответственности, при которой коммерческая служба отвечает за продажи и поступления, финансовая служба берет на себя информационную и аналитическую поддержку, а юридическая служба обеспечивает юридическое сопровождение (оформление кредитного договора, работа по взиманию задолженности через суд). Все это позволяет избежать необходимости решать вопрос о взыскании дебиторской задолженности в арбитражном суде.

Ответственность сотрудников компании ООО «БурятТерминал» необходимо закрепить в регламенте управления дебиторской задолженностью (табл. 3.1).

Таблица 3.1 - Предлагаемый регламент управления задолженностью на ООО «БурятТерминал»

 

Этап управления дебиторской задолженностью

Процедура

Ответственное лицо (подразделение)

Критический срок оплаты не наступил

Заключение договора

Менеджер по продажам

Контроль отгрузки

Коммерческий директор

Выставление счета

Финансовая служба

Уведомления об отгрузке (номера вагонов, машин, даты, вес)

Уведомление о сумме  и расчетных сроках погашения  дебиторской задолженности

За 2-3 дня до наступления  критического срока оплаты - звонок с напоминанием об окончании периода  отсрочки, а при необходимости - сверка сумм

Просрочка до 7 дней

При неоплате в срок - звонок с выяснением причин, формирование графика платежей

Менеджер по продажам

Прекращение поставок (до оплаты)

Коммерческий директор

Направление предупредительного письма о начислении штрафа

Финансовая служба

Просрочка от 7 до 30 дней

Начисление штрафа

Финансовая служба

Предарбитражное предупреждение

Юридический отдел

Ежедневные звонки с  напоминанием

Менеджер по продажам

Переговоры с ответственными лицами

Просрочка от 30 до 60 дней

Командировка ответственного менеджера, принятие всех возможных  мер по досудебному урегулированию

Менеджер по продажам

Официальная претензия (заказным письмом)

Юридический отдел

Просрочка более 60 дней

Подача иска в арбитражный  суд

Юридический отдел

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью