Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 11:40, дипломная работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая продукцию или оказывая услуги, предприятием, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует своих покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента оплаты поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности. Ее уровень определяется многими факторами: видом продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, условиями договора, принятой на предприятии системой расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера в контексте планирования текущих денежных потоков.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации управления дебиторской задолженностью
1.1. Понятие, сущность и классификация дебиторской задолженности
1.2. Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской
задолженностью
1.3. Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской
задолженностью
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ООО «БУРЯТТЕРМИНАЛ»
2.1 Общая характеристика ООО «БурятТерминал»
2.2. Анализ финансовой устойчивости ООО «БурятТерминал»
2.3. Анализ дебиторской задолженности на ООО «БурятТерминал»
ГЛАВА 3. ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЬИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ООО «БУРЯТТЕРМИНАЛ»
3.1.Мероприятия, направленные на совершенствование системы управления дебиторской задолженностью
3.2.Расчет эффективности мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
При принятии решения о выделении ссуды кредитор тщательно изучает процедуры оформления счетов-фактур, торгового кредита и условий и графиков его погашения. Применяются разные схемы анализа динамики дебиторской задолженности: показатель среднего периода погашения дебиторской задолженности, ее возрастная и количественная структура, концентрация счетов отдельных клиентов и более сложные математические методы. Затем он оценивает дебиторскую задолженность на ликвидационной основе, т.е. сколько можно будет получить по этим счетам в случае неплатежеспособности заемщика.
В качестве мер подстраховки кредиторы требуют от заемщика ежемесячно направлять в банк списки клиентов, включая имена, адреса, суммы задолженности по поставкам и сроки ее получения, а также подтверждать в письменном виде, что никто более не претендует на заложенные счета.
Величина
ссуды определяется в процентах
от номинальной стоимости заложенн
Как показывает практика, значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных активов связан не только с общим состоянием экономики (дефицит денежных средств, массовые неплатежи, несовершенство нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности), на ее величину существенное влияние также оказывают специфические условия деятельности предприятия, анализ которых позволяет воздействовать на состояние расчетов с дебиторами.
На величину дебиторской
задолженности предприятия влия
- общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты. С ростом объема продаж, как правило, растут и остатки дебиторской задолженности;
- условия расчетов с покупателями и заказчиками. Чем более льготные условия расчетов предоставляются покупателям (увеличение сроков, снижение требований к оценке надежности дебиторов и др.), тем выше остатки дебиторской задолженности;
- политика взыскания
дебиторской задолженности.
- платежная дисциплина
покупателей. Объективной
- состояние бухгалтерского учета, обоснованность проведения инвентаризации, наличие эффективной системы внутреннего контроля;
- качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов. Качественная аналитическая работа на предприятии предусматривает формирование информации о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности, наличии и объемах просроченной задолженности, а также конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия.
Тем самым создаются предпосылки для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого в основном к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающей целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.
Для того чтобы грамотно и качественно организовать этапы работ в ходе проведения анализа дебиторской задолженности, необходимо четко представлять цель и задачи анализа, выделить исполнителей и координаторов работ и распределить между ними обязанности по проведению анализа, определить сроки, периодичность и последовательность организационных этапов проведения анализа.
Цель анализа дебиторской задолженности - выявление путей оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или непогашения задолженности и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости организации.
Объект анализа - краткосрочная и долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, в том числе в виде отсрочки (рассрочки) платежа за реализованную продукцию (работы, услуги), по векселям к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, выданные авансы, прочие дебиторы. [38, c.96]
При проведении анализа
дебиторской задолженности
Решение поставленных задач возможно при использовании системного подхода к анализу дебиторской задолженности, реализация которого представлена в виде схемы (приложение 2).
Блоки 1 и 2 системы комплексного
анализа дебиторской
На основании информации, полученной от блоков 9 и 10, проводится анализ влияния изменений дебиторской задолженности на финансовое состояние коммерческой организации (блок 11). Результаты оперативного анализа, анализа эффективности использования дебиторской задолженности, а также анализа влияния изменений дебиторской задолженности на финансовое состояние используются для корректировки кредитной, маркетинговой и финансовой политики организации (обратная связь 11, 10, 9 и 1). [56, c.45]
Анализ структуры и динамики проводится по данным бухгалтерского баланса, приложенной к нему пояснительной записки, регистров синтетического и аналитического учета. Изучение характера изменения дебиторской задолженности за ряд лет позволяет судить об исполнительной дисциплине расчетов, о проблемах в финансовом менеджменте, степени надежности поставщиков и кредиторов (банкротстве некоторых кредиторов), изменении спроса на продукцию. Рост величины дебиторской задолженности свидетельствует, с одной стороны, об увеличении объема продаж организацией, а с другой, - о финансовой зависимости от своих покупателей и заказчиков.
Анализ состава и
структуры дебиторской задолжен
Проблема своевременного
погашения задолженности
Для анализа и оценки состава, сроков образования и погашения дебиторской задолженности по каждому должнику необходимо составить соответствующие аналитические таблицы. С помощью этой таблицы можно своевременно контролировать сроки погашения обязательств по оплате продукции (работ, услуг) по полученным авансам и каждому контрагенту. Кроме того, имеющиеся сведения позволяют выделить долю просроченной дебиторской задолженности в общей ее сумме.
Рост задолженности ставит вопрос о сроках и источниках ее погашения. Для обобщения сведений по каждому должнику, на наш взгляд, необходимо проводить подробный анализ качества задолженности, за счет каких средств происходит погашение задолженности, в результате которого можно получить ответ на следующие вопросы: какой срок возникшей задолженности, насколько обеспечена задолженность и удовлетворяет ли это условиям кредитной политики.
Ключевое место при проведении анализа дебиторской задолженности занимает расчет ее прогнозной величины, поскольку она определяет потребность в текущем финансировании производственного процесса, позволяет рассчитать величину чистого оборотного капитала, величину остатков дебиторской задолженности на конец рассматриваемого периода. В зарубежной практике широко применяется метод расчета процента непогашенных остатков дебиторской задолженности, который основан на использовании информации об объеме реализации за отчетный период и величине неоплаченных счетов. При проведении расчета особое внимание следует уделять соотношению дебиторской задолженности и объема продаж (коэффициент инкассации). Каждый полученный в результате осуществляемых расчетов коэффициент инкассации показывает процент задолженности, которая возникла в соответствующем месяце и осталась непогашенной к его концу. Высокое значение этого показателя указывает на недостаток денежных средств для покрытия обязательств, что может привести к ухудшению финансового состояния, задержке платежей и снижению доверия к контрагентам.
Исследование условий расчетов за продукцию позволяет принять обоснованные решения относительно времени отсрочки платежа, объема и условий кредита, целесообразности предоставления скидок за ускорение расчетов.
В процессе аналитического обоснования базовых положений политики расчетов с покупателями необходимо учитывать финансовые возможности самой организации, а также финансовое положение дебиторов. Маркетинговый прием увеличения объема продаж за счет предоставления скидок очень распространен в зарубежной практике и имеет свои положительные и отрицательные стороны. К отрицательным следует отнести то, что рост продаж сопровождается увеличением остатков дебиторской задолженности, и соответственно означает дополнительные финансовые издержки. При реализации товаров с условием отсрочки платежа всегда существует риск неполучения долга от дебитора. Уровень этого риска, естественно, неодинаков и зависит от финансового положения каждого конкретного должника, анализ которого проводится расчетной группой хозяйствующего субъекта. Чем больше времени предоставляется покупателям на погашение кредита, тем большие расходы несет сам экономический субъект, привлекая дополнительные средства в оборот, увеличиваются затраты на обеспечение контроля соблюдения условий договоров, при этом необходимо оценивать вероятность возникновения сомнительных долгов. Кроме того, в условиях инфляции отсрочка платежа приводит к обесценению вложенных денежных средств. С другой стороны, плюсами рассматриваемого маркетингового приема являются увеличение продаж, гарантированность сбыта произведенной продукции, возможность досрочной оплаты и, соответственно, сокращения остатков неоплаченной дебиторской задолженности. Использование скидок позволяет получить информацию о финансовом состоянии контрагента, поскольку отказ от выгодной скидки свидетельствует о проблемах, связанных с его платежеспособностью. Другой способ ускорения расчетов - введение штрафных санкций за просрочку платежа, разработка графиков платежей, платежных ведомостей и усиление контроля над состоянием расчетов.