Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование теории и практики контроля и оценки эффективности контроля использования финансовых ресурсов в государственных организациях
Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:
1. Раскрыть теоретические основы контроля за использованием финансовых ресурсов в государственных организациях;
2. Провести анализ организации и проведения контроля за использованием финансовых ресурсов в государственных организациях;
3. Предложить совершенствование контроля и оценки эффективности использования финансовых ресурсов в государственных организациях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1. Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты 6
1.2. Формирование и управление финансовыми ресурсами в РК 14
1.3. Методические аспекты эффективности использования финансовых ресурсов в государственных организациях 24
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОРОДА ПАВЛОДАРА 35
2.1. Тенденции формирования и использования финансовых ресурсов в Республике Казахстан 35
2.2. Социально-экономические положение Павлодарской области 46
2.3 Оценка эффективность контроля использования финансовых ресурсов в городе Павлодара 53
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 62
3.1. Государственные меры по повышению эффективность контроля использования финансовых ресурсов в государственных организациях 62
3.2. Программа повышения эффективности использования финансовых средств в павлодарской области 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84

Вложенные файлы: 1 файл

дипломка.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Отдел финансирования материального  производства и непроизводственной сферы осуществляет финансирование из бюджета предприятий, организаций  и учреждений соответствующего подчинения в соответствии с утвержденным бюджетом и в меру выполнения им производственных и финансовых прогнозов, планов и показателей проводит предварительный, текущий и последующий контроль за экономным и целесообразным расходованием бюджетных средств.

 

1.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ     ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Эффективность проектов и программ, любых общественно  значимых нововведений, тем более  разрабатываемых и реализуемых  на бюджетные средства, на средства налогоплательщика, — важнейший объект внимания государственного и общественного контроля. Это регламентируют правовые документы, требующие подробного учета эффективности программ, буквально в тенге отдачи на тенге затраченных средств. Таким образом, грамотная оценка социально-экономической эффективности государственных расходов необходима.

Для решения данной проблемы и создания необходимых условий  для осуществления эффективного бюджетного процесса на основе бюджетирования, ориентированного на результат, необходима организация аудита эффективности.

Это вид государственного финансового контроля над формированием  и исполнением бюджета, при котором  планирование, выделение и расходование бюджетных средств осуществляются в соответствии с целями и задачами государственной политики и должны обеспечивать достижение получателями бюджетных средств установленных конечных социально-экономических результатов, а также выполнение возложенных на них задач и функций.

Аудит эффективности  представляет собой проверки деятельности органов государственной власти и получателей государственных средств в целях определения эффективности использования ими государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач.

Аудит эффективности  использования государственных средств включает в себя следующие элементы:

1) проверку экономности  использования проверяемой организацией  государственных средств, затраченных  на достижение конкретных результатов  ее деятельности;

2) проверку продуктивности  использования проверяемой организацией трудовых, финансовых и прочих ресурсов в процессе производственной и иной деятельности, а также использования информационных систем и технологий;

3) проверку результативности  деятельности проверяемой организации  по выполнению поставленных перед ней задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого ресурсов.

При этом, в зависимости  от поставленных целей, аудит эффективности  может включать один или несколько  взаимосвязанных элементов, либо иметь более специализированную направленность в рамках одного элемента, например, проверку продуктивности использования проверяемой организацией только трудовых ресурсов.

При проведении аудита эффективности  следует руководствоваться тем, что в процессе проверки не ставится задача дать общую оценку эффективности работы проверяемого органа государственной власти или получателя государственных средств. Во-первых, практически невозможно найти приемлемый способ такой оценки из-за сложности и разнообразия сфер их деятельности. Во-вторых, проверке подвергаются, как правило, конкретные сферы или аспекты их деятельности в соответствии с поставленными целями. И, наконец, в-третьих, аудит эффективности всегда должен быть направлен на то, чтобы по его результатам можно было сделать выводы и предложить конкретные рекомендации по повышению эффективности использования государственных средств проверяемыми организациями.

Аудит эффективности  отличается от финансового контроля тем, что главной целью здесь является не выявление нарушений финансового законодательства, а оценка эффективности деятельности министерств, ведомств, организаций по использованию ими государственных ресурсов.

Аудит эффективности  использования государственных  средств — весьма сложная проблема. Методологическое решение этой проблемы обеспечивает практическое применение аудита эффективности как наиболее перспективного направления контроля использования средств бюджетов разных уровней.

Под эффективностью в  широком смысле слова следует  понимать совокупную результативность работы, действий, системы мероприятий, являющихся следствием определенных материальных усилий. Экономическая эффективность характеризуется сравнением результатов с ресурсами, применяемыми для достижения этих результатов. Она раскрывается через такие понятия, как результативность и экономичность, хотя они и не полностью характеризуют ее.

Аудит эффективности  использования средств бюджета  включает аудит целевого использования  средств бюджетов и анализ эффективности  использования выделяемых средств.

Аудит целевого использования  средств бюджетов строится на нормативной  базе, которая определяет расходование государственных средств. При проведении аудита необходимо проверить законность и целевую направленность использования  средств. Основные требования к проведению такого аудита регламентируются законодательством РФ.

Второй этап проведения аудита эффективности — это анализ эффективности использования средств.

Экономический анализ представляет собой один из важнейших способов контроля, заключающийся в выявлении влияния различных факторов. В результате проведения экономического анализа определяют эффективность использования государственных средств. Результаты экономического анализа оформляются таблицами, графиками, формулами, текстовыми описаниями, рекомендациями, разработками. При проведении такого анализа необходимо учитывать основные принципы, на основании которых производится финансирование государственных расходов (в том числе и при выделении средств на реализацию целевых программ).

В этом случае для проведения аудита эффективности использования  государственных средств могут  быть применены методы, используемые для оценки инвестиционных проектов.

В качестве показателя эффективности  может использоваться совокупный социально-экономический эффект от реализации государственных программ, который достигается за счет проведения структурных изменений в экономике. При этом государственные расходы могут рассматриваться как долгосрочные инвестиции.

Основным недостатком  предлагаемой методики может стать ограниченность использования, поскольку реализация отдельных программ государства может не предполагать получение прироста доходов бюджетов, например, целевые программы социальной направленности. Однако если рассматривать отдельные положения их реализации, то прирост доходов бюджетов также вероятен, а, следовательно, можно будет использовать данные методы и в этих случаях. Наибольшую эффективность данная методика будет иметь при оценке капитальных расходов бюджетов.

Анализ эффективности  использования государственных средств может быть проведен с помощью простых оценочных, либо дисконтных и интегральных методов7.

При расчете показателей, используемых в простых методах, производимые государственные расходы  и прирост доходов бюджета  оцениваются без учета фактора времени, только по их абсолютной величине. Недостатками таких расчетов будет невозможность соотнесения доходов и расходов, которые вызвали прирост доходов.

Метод расчета коэффициента использования государственных  средств не предполагает дисконтирования показателей дохода. Коэффициент эффективности определяется в процентах делением прироста доходов бюджетов на среднюю величину расходов. Среднюю величину использования государственных средств определяют делением исходной суммы вложений на два.

 Расчет коэффициента  может быть произведен по формуле:

 

                                                                                (2)

 

где: КЭИ (ARR) — коэффициент эффективности использования государственных средств;

NР — совокупный социально-экономический эффект от реализации государственных программ (прирост доходов бюджетов);

Ко — государственные расходы (начальные инвестиции);

Ос — стоимость объекта вложений, на конец периода.

Метод чистой дисконтированной (текущей) стоимости (ЧДС).

Особенность долгосрочных вложений государственных средств состоит в том, что государственные расходы могут производиться в одном периоде времени, а прирост доходов бюджетов получают в другом. Один из методов дисконтирования, который может применяться в расчетах экономической эффективности вложений и использования государственных средств — это метод чистой дисконтированной (текущей) стоимости (ЧДС или ЧТС).

Суть его заключается в следующем: находится дисконтированная стоимость  ожидаемого годового дохода (денежного притока) от вложений государственных средств (инвестиций) и из него вычитается величина первоначальных расходов на проект:

 

                                                                  (3)

или

                                                                                         (4)

где Ко — сумма первоначальных вложений государственных средств  в базисном периоде;

D, — будущий совокупный социально-экономический  эффект от реализации государственных  программ в годы от I до n.

Величины D1, D2, Dn, представляют собой совокупный социально-экономический эффект от реализации государственных программ, рассчитанный или полученный по годам. Величина дохода определяется как совокупный социально-экономический эффект от реализации государственных программ (прирост поступлений в бюджет). Таким образом, измерение ЧДС основывается на разнице между оттоком и поступлением средств. В качестве прироста дохода может рассматриваться и прирост доходов хозяйствующих субъектов.

При оценке эффективности различных  вариантов вложений по величине чистого дифференцированного возврата (отдачи) вложений в конце срока реализации целевых программ и использовании средств бюджетов (по сумме ЧДС или приведенного аннуитета) можно использовать формулу:

 

                                                                                               (5)

 

где: Еt, — прирост доходов в конце периода t;

Kt — первоначальное вложение  государственных средств затраты  капитала в конце периода t;

i — уровень инфляции  за рассматриваемый период);

t — период, число лет  (t = 0, 1, 2...); п — срок инвестиционного  проекта. 

Расчеты итоговой суммы  ЧДС ведут в следующей последовательности:

1. Вначале рассчитывают  сумму ежегодного прироста государственных  доходов. 

2. Полученную сумму  разницы умножают на соответствующий коэффициент дисконтирования.

3. Результаты складывают и из  итога вычитают сумму первоначальных  вложений государственных средств.  Получают итоговую сумму ЧДС. 

4. Для определения итоговой величины  дохода от реализации проекта  государственных вложений сумму ЧДС в конце срока реализации государственной программы вложений государственных средств умножают на коэффициент капитализации, исчисляемый по формуле:

 

                                                                                                     (6)

 

где: у — коэффициент капитализации;

i — уровень инфляции;

t — срок реализации  государственной программы. 

Полученная положительная  сумма возврата свидетельствует  о степени эффективности вложений государственных средств.

Упрощенно величина аннуитета (А) может быть вычислена как произведение расчетной суммы чистого возврата государственных средств на коэффициент капитализации у:

                                                                                           (7)

 

Чем выше ставка дисконтирования, тем в большей степени она отражает фактор времени: более отдаленные потоки прироста государственных доходов оказывают все меньшее влияние на приведенную, современную величину совокупных доходов государства. Таким образом, при различных ставках дисконтирования один и тот же проект может иметь приведенную стоимость и большую, и меньшую, чем та, которую государство рассматривает как необходимую для того, чтобы принять решение о целесообразности реализации государственных программ.

Возможна и такая ситуация, когда результаты сравнения двух инвестиционных проектов с различным распределением эффекта во времени могут оказаться диаметрально противоположными в зависимости от выбранной ставки дисконтирования (i). При ставке меньше некоторого значения (ik) более эффективным будет один проект, при i > iK — другой его вариант.

Информация о работе Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты