Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:49, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теории и практики контроля и оценки эффективности контроля использования финансовых ресурсов в государственных организациях
Реализация этой цели потребовала решения следующих задач:
1. Раскрыть теоретические основы контроля за использованием финансовых ресурсов в государственных организациях;
2. Провести анализ организации и проведения контроля за использованием финансовых ресурсов в государственных организациях;
3. Предложить совершенствование контроля и оценки эффективности использования финансовых ресурсов в государственных организациях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1. Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты 6
1.2. Формирование и управление финансовыми ресурсами в РК 14
1.3. Методические аспекты эффективности использования финансовых ресурсов в государственных организациях 24
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОРОДА ПАВЛОДАРА 35
2.1. Тенденции формирования и использования финансовых ресурсов в Республике Казахстан 35
2.2. Социально-экономические положение Павлодарской области 46
2.3 Оценка эффективность контроля использования финансовых ресурсов в городе Павлодара 53
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 62
3.1. Государственные меры по повышению эффективность контроля использования финансовых ресурсов в государственных организациях 62
3.2. Программа повышения эффективности использования финансовых средств в павлодарской области 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
Таблица 2 - Доход республиканского бюджета
2008 к 2009, раз |
2009 к 2010, раз |
среднее значение, раз | |
I. Доходы |
0,8 |
1,3 |
1,1 |
Налоговые поступления |
0,7 |
1,4 |
1,1 |
Неналоговые поступления |
1,6 |
0,6 |
1,1 |
Поступления от основного капитала |
0,5 |
5,2 |
2,9 |
Поступления трансфертов |
1,0 |
1,2 |
1,1 |
Снижение поступления доходов республиканского бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом составило 538,4 млрд.тенге, или 16,2%. Основным фактором спада стало уменьшение на 620,4 млрд.тенге, или на 30% объема собираемых налогов, на что в определенной степени повлияло уменьшение их ставок. В частности, из-за снижения ставки корпоративного подоходного налога с 30% до 20% в бюджет поступило КПН на 177,9 млрд.тенге меньше, налога на добавленную стоимость с 13% до 12% - 43 млрд.тенге. Отмена в январе 2009 года ставки таможенной пошлины на вывозимую с территории Казахстана сырую нефть привела к снижению поступлений пошлины на 257 млрд.тенге.
Одной из существенных проблем в налоговом администрировании является рост количества плательщиков, не уплачивающих КПН в связи с убыточностью либо отсутствием результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Поступление НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в 1,8 раза превысило плановый показатель, в республиканский бюджет перечислено 71,4 млрд.тенге.
За 2010 год поступления таможенных платежей и налогов, администрируемых таможенными органами, составили 575,4 млрд.тенге (105,5%) и по сравнению с 2008 годом сократились на 38,8%. Существенное влияние оказали отмена экспортной пошлины на сырую нефть, уменьшение на 1% ставки НДС, снижение объема импорта товаров на 25%.
О недостаточном контроле со стороны таможенных органов свидетельствует уровень снижения стоимости за единицу измерения отдельных видов импортируемых товаров.
В 2010 году поступление дивидендов на государственные пакеты акций, находящихся в республиканской собственности, при плане 13,4 млрд.тенге составило 15,0 млрд.тенге (111,5%). Перевыполнение достигнуто за счет превышения запланированных финансовых показателей АО «ФНБ «Самрук-Казына», доля поступлений которого составляет 57%.
За отчетный период поступило 11,7 млрд.тенге административных штрафов, налагаемых центральными государственными органами, их территориальными подразделениями. Поступления от аренды имущества, находящегося в государственной собственности, составили 3,9 млрд.тенге, или 102,6% к плану.
Поступления от продажи основного капитала в 2010 году составило 23736,5 млн.тенге по сравнению с предыдущими годами платежи снизились в 2009 году на 19198,5 млн.тенге и с 2008 годом на 15160,8 млн.тенге.
Поступления трансфертов при плане 1 440,8 млрд.тенге составили 1 447,5 млрд.тенге или 100,5 %. Превышение на 6, 6 млрд. тенге за счет поступлений сумм возврата неиспользованных целевых трансфертов и использованных не по целевому назначению.
По итогу 2010 года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило прямых налогов от организаций нефтяного сектора в сумме 2 256,3 млрд. тенге
Затраты в 2010 году превысили показатель 2009 года на 23,8%, или 742328,2 млн.тенге, 2008 года - на 42,8%, или 1157407,1 млн.тенге.
В 2010 году затраты были больше, чем в 2009 году в 1,2 раза или на 742328,2 млн.тенге, а в 2008 году в 1,4 раза или на 1157407,1 млн.тенге.
Считаю важным отметить, что в 2010 году сохранена приоритетность социальных расходов. Расходы государственного бюджета на образование, здравоохранение и социальное обеспечение имеют положительную динамику, за последние пять лет они увеличились более чем в 2 раза. В 2010 году их объем достиг значения 10,4% к ВВП.
Также за три года можно наблюдать, что по увеличению затрат лидирует здравоохранение. Так в 2008 году на здравоохранение из республиканского бюджета выделялось 115581,2 млн.тенге, то уже в 2009 году 176799,6 млн.тенге, а к 2010 году затраты составили 367185,0 млн.тенге. По данным можно сделать выводы в том, что за 2010 года затраты на здравоохранение увеличились по сравнению с 2009 годом на 107,7%, а 2008 год на 217,7%. Также в 2010 наблюдается снижение затрат на прочее по сравнение с 2009 годом на 1392,9 млн.тенге и в 2008 году на -56980,3 млн.тенге.
Таблица 3 - Республиканский бюджет 2008-2010 года
Наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
отклонение 2010 к 2008 |
I. Доходы |
3317601,9 |
2779227,6 |
3626177,2 |
308575,3 |
Налоговые поступления |
2071407,3 |
1451007,5 |
2083554,7 |
12147,4 |
Неналоговые поступления |
72844,1 |
114295,8 |
71428,7 |
-1415,4 |
Поступления от основного капитала |
8575,7 |
4538,0 |
23736,5 |
15160,8 |
Поступления трансфертов |
1164774,9 |
1209386,4 |
1447457,3 |
282682,4 |
II. Затраты |
2703567,1 |
3118646,0 |
3860974,2 |
1157407,1 |
Государственные услуги общего характера |
145929,3 |
120593,2 |
158537,9 |
12608,6 |
Оборона |
175646,3 |
183014,7 |
214549,5 |
38903,2 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность |
219869,2 |
259931,1 |
309793,2 |
89924,0 |
Образование |
188207,9 |
231255,0 |
236392,9 |
48185,0 |
Здравоохранение |
115581,2 |
176799,6 |
367185,0 |
251603,8 |
Социальная помощь и социальное обеспечение |
566193,6 |
695930,8 |
835497,5 |
269303,9 |
продолжение таблицы 3 | ||||
Жилищно-коммунальное хозяйство |
84405,2 |
170340,7 |
167551,8 |
83146,6 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство |
87460,6 |
104388,5 |
135388,6 |
47928,0 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование |
59087,8 |
61274,8 |
86856,7 |
27768,9 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство |
159484,5 |
161349,8 |
200220,2 |
40735,7 |
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность |
2981,5 |
14215,9 |
8253,3 |
5271,8 |
Транспорт и коммуникации |
249712,4 |
259563,5 |
315559,0 |
65846,6 |
Прочие |
142232,1 |
83858,9 |
85251,8 |
-56980,3 |
Обслуживание долга |
57709,3 |
69202,5 |
94582,0 |
36872,7 |
Трансферты |
449066,2 |
526926,8 |
645354,4 |
196288,2 |
III. Чистое бюджетное кредитование |
42118,8 |
25035,9 |
35981,2 |
-6137,6 |
Бюджетные кредиты |
55370,1 |
45539,5 |
138296,6 |
82926,5 |
Погашение бюджетных кредитов |
13251,3 |
20503,6 |
102315,5 |
89064,2 |
IV. Сальдо по операциям с |
899394,5 |
146491,6 |
284011,1 |
-615383,4 |
Приобретение финансовых активов |
899465,2 |
147083,1 |
284711,1 |
-614754,1 |
Поступления от продажи финансовых активов |
70,8 |
591,5 |
700,0 |
629,2 |
V. Дефицит (профицит) бюджета |
-327478,5 |
-510945,9 |
-554789,3 |
-227310,8 |
VI. Финансирование дефицита (использование профицита) бюджета |
327478,5 |
510945,9 |
554789,3 |
227310,8 |
Поступление займов |
477296,7 |
809430,1 |
882228,5 |
404931,8 |
Погашение займов |
164889,4 |
249038,3 |
290107,2 |
125217,8 |
Используемы остатки бюджетных средств |
15071,3 |
-49445,9 |
-37332,0 |
-22260,7 |
Примечание – по данным Министерства Финансов РК |
Правительством допущен
дисбаланс в распределении
Искусственное образование значительной экономии и, соответственно, высокие объемы премиальных выплат в одних и, напротив, минимальные – в других государственных органах в конечном итоге приводят к социальному неравенству среди государственных служащих.
Правительством не предпринимались действенные
меры по устранению диспропорции
между основным и вспомогательным
контингентом государственных органов.
В отдельных центральных государственных
органах численность структур,
осуществляющих функции обеспечения
(административно-
Таким образом, переход на бюджетирование, ориентированное на результаты, не способствовал решению проблемы неэффективного использования средств республиканского бюджета.
В условиях финансового
кризиса бюджетные кредиты направлялись
на обеспечение
Кредитование местных исполнительных органов по поддержке строительной отрасли производилось в рамках Государственной программы жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008-2010 годы10.
Из-за недостаточного контроля со стороны Правительства, уполномоченных и местных исполнительных органов низкий уровень ввода жилья в эксплуатацию при полном освоении кредитных ресурсов допущен в Кызылординской, Костанайской, Жамбылской, Мангистауской и Западно- Казахстанской областях.
Управлением строительства города Астаны и районными отделами строительства Акмолинской области вместо предъявления неустоек строительным компаниям, нарушившим договорные обязательства, производились платежи за невыполненные объемы работ, уменьшались суммы договоров.
Правительством не решен ряд системных проблем при использовании и погашении бюджетных кредитов и их администрировании. Во-первых, недостаточная координация между администраторами бюджетных программ и конечными получателями бюджетных кредитов, во-вторых, низкий уровень мониторинга и контроля эффективного и своевременного их использования, в-третьих, неполное исполнение принятых обязательств.
По оценке Счетного комитета, в отчетном году органами налоговой, таможенной службы и другими уполномоченными органами не в полной мере использовались резервы для своевременного и полного исполнения доходной части республиканского бюджета.
Эффективность налогового администрирования одним из серьезных и требующих со стороны Правительства безотлагательного решения вопросов в сфере налогового администрирования является работа налоговых органов по взысканию задолженности по налогам и платежам в бюджет. По оценке Счетного комитета, применяемые налоговыми органами меры по взысканию задолженности в бюджет неэффективны.
По состоянию на начало 2010 года налоговая недоимка составила 100,3 млрд.тенге, по сравнению с началом 2009 года допущен ее рост на 19,4 млрд.тенге, или 24%. Общая сумма задолженности, включая штрафы и пени, за этот же период возросла в 1,8 раза, составив 192,3 млрд.тенге, при этом количество налогоплательщиков, имеющих задолженность, возросло на 38% и на начало 2010 года составило более 288 тысяч.
За период с 2008 по 2010 годы при подаче налоговыми органами в суды более 7 тысяч исков на общую сумму 133,6 млрд.тенге о признании налогоплательщиков банкротами, погашение налоговой задолженности было незначительным и составило 291 млн.тенге. Это объясняется тем, что бюджет оказывается лишь четвертым в очередности распределения конкурсной массы. При этом с лицевых счетов налогоплательщиков списана налоговая задолженность на сумму 95,3 млрд.тенге11.
В 2010 году снизился уровень правомерности принятых решений налоговых органов по результатам проверок. Уменьшенная сумма налогов и пени по итогам рассмотрения жалоб налогоплательщиков составила 153,3 млрд.тенге, или 33,5% от доначисленных сумм (2008 год – 0,5%, 2009 год – 11%). В результате, средства резерва Правительства, направленные на исполнение решений судов по неправомерным актам налоговых органов, увеличились до 342,4 млн.тенге, составив 76,2% от суммы, зарезервированной на эти цели.
Проблемами налогового администрирования являются отсутствие в действующем законодательстве эффективных норм, позволяющих использовать меры превентивного характера против уклонений от уплаты налогов, а также неоперативное применение налоговыми органами системных процедур по выявлению фактов нарушений налогового законодательства. Как следствие, недобросовестными налогоплательщиками используются различные схемы уклонения от налогообложения.
С 2010 года по прогнозам
международных организаций
Продолжение антикризисных мер в странах в сочетании с восстановлением доверия к финансовой системе могут способствовать ускорению подъема.
Оживление мировой экономики и повышение темпов ее роста в среднесрочном периоде будет способствовать увеличению потребления и росту мировых цен на ресурсы.
С 2010 года ожидается увеличение потребления нефти в мире на 1,5-1,7% ежегодно до 2015 года.
Основой сбалансированного экономического роста в среднесрочном периоде будет являться стимулирование как инвестиционного процесса, так и потребительской активности.
Темпы роста инвестиций в 2011 – 2015 годах составят в среднем 2,4 % в год. Это будет обеспечивать рост накопления основного капитала, позволяющий проводить активную технологическую модернизацию.
Рост потребления в 2011 – 2015 годах составит в среднем 4,3 %. При этом потребление домашних хозяйств будет расти более высокими темпами по сравнению с государственным потреблением.
В целом Правительство будет обеспечивать следующие параметры роста компонентов ВВП.
Таблица 4 - Прогнозные параметры экономики в 2011 – 2015 годах
Показатели |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
2014 г |
2015 г |
Потребление ,% |
103,6 |
103,6 |
103,9 |
104,7 |
105,8 |
в т.ч. частное , % |
104,0 |
104,1 |
104,4 |
105,3 |
106,8 |
Государственное,% |
102,0 |
101,9 |
102,1 |
102,1 |
102,0 |
Инвестиции , % |
102,0 |
102,2 |
102,6 |
102,5 |
102,7 |
Экспорт товаров и услуг, % |
102,1 |
101,6 |
102,4 |
102,2 |
108,7 |
Импорт товаров и услуг, % |
103,0 |
103,2 |
103,6 |
104,2 |
104,0 |
Соответственно, фискальная политика на предстоящий среднесрочный период будет строиться, исходя из необходимости обеспечения указанных параметров государственного потребления и инвестиций.
Информация о работе Финансовые ресурсы государственных учреждений: генезис и приоритеты