Государственное регулирование страховой деятельности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 07:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование особенностей деятельности страховых организаций на финансовом рынке Республики Казахстан.
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть и решить некоторые задачи:
рассмотреть теоретические основы деятельности страховых организаций на финансовом рынке;
проанализировать особенности деятельности страховых организаций на финансовом рынке Республики Казахстан;
выявить основные проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики Казахстан в условиях мирового финансового кризиса.

Вложенные файлы: 1 файл

дип, страховая деятельность в РК 2014.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

Введение

 

Развитие финансовых рынков, стабилизация общеполитической и экономической ситуации в стране, создает необходимость расширения спектра услуг, предоставляемых сегодня банками, страховыми и инвестиционными компаниями. В силу этого, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в своем Послании народу Казахстана от 6 марта 2009 года предложил свои взгляды по преодолению последствий кризиса и подготовке последующего экономического роста. В период обострения конкурентной борьбы среди организаций, работающих на финансовых рынках, становится важным определение четких стратегий развития бизнеса, совершенствование структуры менеджмента компаний. Особую важность сегодня приобретает устойчивость и стабильность, наличие перспектив и четко определенных планов развития компании [1].

Деятельность страховых компаний существенно отличается от других видов предпринимательской деятельности не только стремлением принимать на себя риски различных субъектов хозяйствования, но и способностью объективно оценивать и управлять ими.

Финансовый рынок - форма организации взаимодействия между субъектами экономики, предназначенная для мобилизации и использования финансовых и кредитных ресурсов на основе механизма спроса и предложения.

Финансовый рынок представлен двумя секторами: денежным рынком и рынком капиталов. На денежном рынке работают банки, оперируя краткосрочными ресурсами и обеспечивая пополнение оборотных средств предприятия. На рынке капиталов работают различные финансовые и кредитные институты: финансовые фонды и компании, специализированные банки, страховые компании, пенсионные фонды и др. Они оперируют долгосрочным капиталом, чем создают условия для инвестиций.

Традиционно в состав финансовой системы в качестве отдельного звена включались страховые отношения. Прежде это соответствовало советской практике развития страхования, которое являлось монополией государства и существенным источником финансовых ресурсов государства. В настоящее время эта сфера деятельности перестала быть исключительной прерогативой государства. Страховые организации имеют собственные финансовые ресурсы, в формировании и использовании которых государству принадлежит лишь регулирующая роль, аналогичная воздействию на банковскую систему [2 c.126].

В связи с этим страховые компании занимают свою нишу на финансовом рынке, аккумулируя средства страхователей и размещая их для обеспечения собственных интересов и интересов своих клиентов.

С началом рыночных реформ казахстанский рынок страховых услуг показывает устойчивые темпы роста. Однако современный этап развития страховых отношений позволяет сделать однозначный вывод о том, что страхование в нашей стране еще не является эффективным инструментом финансовой защиты личных и имущественных интересов населения, хозяйствующих субъектов и государства. Кроме того, отечественная страховая система развивается при слабом участии государства, что выражается в сужении функций в управлении страховым делом, которые в настоящее время основаны на жестком контроле за деятельностью страховщиков.

Для развития системы страхования в Казахстане, которая находится в стадии активного роста, необходимы эффективные административные и экономические методы активизации рынка страховых услуг как на государственном, так и региональном уровнях, которые позволят, с одной стороны, использовать страхование как финансовый инструмент защиты интересов населения, хозяйствующих субъектов и государства, снижая нагрузку бюджетов, и, с другой стороны, вовлечь средства страховых компаний как эффективных финансовых институтов, аккумулирующих денежные ресурсы страхователей по средствам предоставления страховой защиты, в инновационно-инвестиционную деятельность для обеспечения потребностей экономики и социальной сферы в капиталовложениях и обеспечения устойчивого общественного развития.

Известно, что все инструменты снижения рисков (страхование, социальные программы, формирование резервов и чрезвычайных фондов предприятий) покрывают в Казахстане всего лишь 10% рисков, которые страхуются в развитых странах. Незащищенность по основным группам рисков влечет за собой существенные бюджетные затраты по ликвидации последствий стихийных бедствий, оказанию социальной поддержки гражданам. Незрелость казахстанского страхового рынка - один из факторов слабости инвестиционного климата и общих условий экономической деятельности.

Существующие правовые рамки проведения страхования и система государственного регулирования в этой сфере не обеспечивают достаточных стимулов для расширения масштабов страхования и особенно - страхования жизни. До сих пор существует низкое недоверие населения к отечественным финансово-страховым инструментам, особенно, когда речь идет о долгосрочных вложениях.

На основании вышеизложенных вопросов и поставленной проблематике, можно сказать, что данная тема очень актуальна на сегодняшний день.

Вышеизложенное послужило основанием для выбора темы, определения направления дипломного исследования, его характера, специфики, структуры и методов исследования.

Целью дипломной работы является исследование особенностей деятельности страховых организаций на финансовом рынке Республики Казахстан.

Для достижения данной цели необходимо рассмотреть и решить некоторые задачи:

  • рассмотреть теоретические основы деятельности страховых организаций на финансовом рынке;
  • проанализировать особенности деятельности страховых организаций на финансовом рынке Республики Казахстан;
  • выявить основные проблемы и перспективы развития страхового рынка Республики Казахстан в условиях мирового финансового кризиса.

Объект и предмет исследования. Объектом в дипломной работе является АО «Лондон-Алматы».

Предметом работы является деятельность страховых организаций на финансовом рынке.

Теоретическая, нормативно-правовая, практическая и методологическая основы исследования. Основу дипломной работы составили научные труды казахстанских и зарубежных авторов, отечественные и иностранные нормативные правовые акты, практика применения законодательства.

Нормативно-правовой базой дипломной работы явилось законодательство Республики Казахстан и зарубежных стран.

Методологическая основа исследования. Методологической основной дипломного исследования явились диалектический метод познания общественных явлений и процессов, позволяющий рассматривать их в постоянном развитии и взаимосвязи. Для достижения поставленных цели и задач использованы общие методы эмпирического и теоретического исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, описание.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственное регулирование страховой деятельности в Республике Казахстан

1.1Этапы становления страховой деятельности на территории Республики Казахстан

 

Первые страховые организации в Республике Казахстан появились в 1990 году. Их организационные структуры развивались от кооперативов и товариществ до акционерных обществ.

Основы страхового законодательства были определены с принятием Закона Республики Казахстан от 3 июля 1992 года № 1511-XII «О страховании в Республике Казахстан». Данный Закон введен в действие с 1 сентября 1992 года. В этот период количество страховых организаций Республике Казахстан достигало 900.

В 1994 году в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 16 апреля 1994 года № 1658 «Об организационно-правовых мерах по формированию и развитию страхового рынка» была введена система государственного регулирования страховой деятельности. Также в соответствии с данным Указом в составе Министерства финансов Республики Казахстан был создан Департамент страхового надзора.

Согласно Указу иностранные юридические лица и иностранные граждане получили возможность участия в казахстанских страховых организациях. Также казахстанские страховщики получили право непосредственно перестраховывать свои риски у иностранных перестраховщиков.

В 1995–1998 годах был принят новый Закон «О страховании». Также в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 1996 года введено обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 1996 года № 791 одобрены Основные направления развития страхового рынка Республики Казахстан на 1996–1998 годы. Реализация постановления обеспечила дальнейшее развитие отечественного страхового рынка, в частности, был обеспечен максимальный охват страховой защитой всех видов риска, расширены объемы страховых услуг, оказываемых населению, предприятиям и организациям, внедрены новые страховые технологии, выход на международные страховые рынки ближнего и дальнего зарубежья, укреплено доверие иностранных инвесторов к страховой системе Республики Казахстан, усовершенствовано страховое законодательство и др.

Новым этапом в становлении страховой системы стал Указ Президента Республики Казахстан от 30 июня 1998 года № 3986 «О дальнейших мерах по оптимизации органов государственного управления», согласно которому функции и полномочия Департамента страхового надзора были переданы Национальному Банку Республики Казахстан. На тот момент в Казахстане работали 72 страховые компании.

Согласно статье 6 Закона Республики Казахстан «О страховой деятельности» страховая деятельность страховой организации осуществляется по отраслям «страхование жизни» и «общее страхование».

В настоящее время страховые организации осуществляют деятельность в рамках 21 класса страхования, из них 2 по отрасли «страхование жизни» и  
19 – «общее страхование», в частности: страхование жизни; аннуитетное страхование; от несчастных случаев; на случай болезни; автомобильного транспорта; железнодорожного транспорта; воздушного транспорта; водного транспорта; грузов; имущества от ущерба; гражданско-правовой ответственности (ГПО) владельцев автомобильного, воздушного, водного транспорта; займов; ипотечное страхование; гарантий и поручительств; убытков финансовых организаций; от прочих финансовых убытков; судебных расходов; титульное страхование.

Согласно статье 6 Закона Республики Казахстан «О страховой деятельности» вид страхования представляет собой страховой продукт, разрабатываемый и предоставляемый страховой организацией страхователю в пределах одного или нескольких классов страхования посредством заключения договора страхования.

В целях координации работ по введению обязательных видов страхования распоряжением Премьер-министра Республики Казахстан от 21 марта 2003 года № 38-р утвержден оптимальный перечень обязательных видов страхования. Данный перечень включает 11 видов обязательного страхования. В настоящее время функционируют все указанные виды страхования, кроме обязательного медицинского страхования.

По мере улучшения социально-экономического развития Республики Казахстан и роста доходов граждан будет рассмотрен вопрос возможности введения системы обязательного медицинского страхования.

Наименование видов обязательного страхования: социальное; страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств; гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами; в растениеводстве; гражданско-правовой ответственности частных нотариусов, аудиторов и аудиторских организаций, турагентов и туроператоров; ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых служебных обязанностей; экологическое страхование; гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам; обязательное медицинское страхование.

Указанные виды обязательного страхования регулируются соответствующими законодательными актами Республики Казахстан.

Классы обязательного страхования

Количество страховых организаций, имеющих лицензии  
на 1 января 2012 года

ГПО владельцев транспортных средств

26

ГПО перевозчика перед пассажирами

27

Обязательное страхование работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей

33

ГПО частных нотариусов

14

ГПО аудиторов и аудиторских организаций

11

ГПО туроператора и турагента

17

ГПО владельцев объектов, деятельность, которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам

25

Обязательное страхование в растениеводстве

5

Обязательное экологическое страхование

25


 

По состоянию на 1 января 2012 года на страховом рынке Республики Казахстан осуществляют лицензированную деятельность 38 страховых организаций, из них 7 – в отрасли «страхование жизни», 31 – в отрасли «общее страхование».

С 2000 года страховой сектор является одним из быстро развивающихся секторов финансового рынка страны. Активы страхового сектора с начала 2000 года увеличились более чем в 46,2 раза. Доля активов страхового сектора в совокупных активах финансового рынка составила на 1 января 2012 года 3 %. Более 90 % активов финансового рынка приходятся на банки второго уровня.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности в Республике Казахстан