Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:30, курс лекций

Краткое описание

Лекции по курсу «Финансы и кредит».

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по курсу.doc

— 562.50 Кб (Скачать файл)

Оплата  дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию включает расходы на:

-      дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), включая дополнительное питание и приобретение лекарств,

-      посторонний (специальный медицинский и бытовой)  уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи,

-      санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания,

-      протезирование, на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному для трудовой деятельности и в быту,

-      обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и оплату расходов на горюче-смазочные материалы,

-      профессиональное обучение (переобучение).  

 

 

 

Тема. Обязательное медицинское страхование.

План.

1. Содержание  и назначение обязательного медицинского  страхования (ОМС).

2. Организационно-правовые  основы ОМС. 

 

Вопрос 1. Содержание и назначение ОМС.

Обязательное  медицинское страхование является формой социальной защиты граждан и призвано обеспечить им доступную и бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества при рациональном использовании имеющихся ресурсов здравоохранения. Средства ОМС находятся в государственной собственности Российской Федерации.

В качестве страхового риска по ОМС выступает необходимость получения медицинской помощи, страховое обеспечение предоставляется в виде оплаты медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному необходимой медицинской помощи.

ОМС предоставляет страховую защиту всем гражданам РФ, а также гражданам  иностранных государств, постоянно  проживающих на территории России.

Система ОМС предоставляет застрахованным на бесплатной основе а) скорую медицинскую помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах, б) амбулаторно-поликлиническую помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому, в) стационарную помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при паталогии беременности, родах и абортах; при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих стационарного режима. При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемым Минздравом РФ.

Объем и условия оказания медицинской  и лекарственной помощи застрахованным определяются ежегодно пересматриваемыми  Программами государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Составной частью этих программ являются Базовые программы обязательного медицинского страхования. На основе названных общероссийских программ субъекты РФ разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью и территориальные программы ОМС, объем предоставляемой медицинской помощи по которым не может быть меньше объема, установленного базовой программой.

Медицинские услуги застрахованным в рамках гарантированного объема предоставляются на всей территории РФ в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования и не зависят от размера фактически уплаченного страхового взноса. 

 

Вопрос 2. Организационно-правовые основы ОMC.

Правовыми основами ОМС являются Конституция РФ, Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. № 1499-1, ежегодно утверждаемая Правительством РФ Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. Типовые правила ОМС, утвержденные Федеральным фондом ОMC 1 декабря 1993 г.

Участниками ОМС являются:

-      страхователи: государство в лице местных органов исполнительной власти - для неработающего населения, организации всех форм собственности и организационно-правовых форм - для работающих граждан,

-      застрахованные - все граждане РФ, постоянно проживающие на территории России граждане иностранных государств,

-      Федеральный и территориальные фонды ОМС,

-      страховые медицинские организации, имеющие лицензию на право деятельности по ОМС,

-      медицинские учреждения, имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи, включенной в программу ОМС.

Обязательное  медицинское страхование осуществляется страховыми медицинскими организациями на некоммерческой основе. Контроль за качеством, объемами и сроками предоставления медицинской помощи осуществляется (в соответствии с условиями договора) страховой медицинской организацией, а также соответствующими органами управления здравоохранением.

Страхователь  обязан зарегистрироваться в качестве плательщика страховых взносов (платежей) в соответствующем фонде ОМС или его филиале, заключить договор ОМС в пользу конкретного гражданина и платить страховые взносы (платежи).

Задачи  по аккумуляции страховых взносов  и платежей, обеспечению финансовой стабильности и всеобщности системы ОMC, выравниванию финансовых ресурсов на его проведение возложены на фонды ОМС.  

 

Тема. Страхование на случай безработицы.

План.

1. Виды  страховой защиты по страхованию  на случай безработицы.

2. Основные  условия выплаты пособий застрахованным.  

 

Вопрос 1. Виды страховой защиты по страхованию  на случай безработицы.

Федеральным законом "Об основах обязательного  социального страхования" в качестве вида страхового риска предусмотрено  признание гражданина безработным. Этому страховому риску соответствует специфический вид страхового обеспечения - пособие по безработице. К страховому обеспечению неработающих граждан относится также и оплата безработным за счет страховых взносов периода временной их нетрудоспособности. Это осуществляется путем выплаты безработным гражданам уже рассматривавшихся нами пособий по временной нетрудоспособности (см. тему 12).

Кроме этого Законом РФ "О занятости  населения в Российской Федерации" предусмотрены и другие виды обеспечения неработающих граждан. В частности, официально признанным безработными лицам гарантируется: за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ

-      выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости,

-      возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложений органов службы занятости,

-      возможность участия в оплачиваемых общественных работах,

-      оказание материальной помощи гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, а также материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении.

Указанные виды страхового и иного материального  обеспечения безработного гражданина и членов его семьи, находящихся на его иждивении, имеют целью защиту имущественных интересов человека, оказавшего в затруднительной жизненной ситуации в следствии утраты возможности получения средств от работы по найму. 

 

Вопрос 2. Основные условия выплаты пособий  застрахованным.

Пособие по безработице устанавливается гражданам, уволенным по любым основаниям, и официально признанным безработными. Пособие назначается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца работы. При этом в первые три месяца безработицы выплачивается 75% среднемесячного заработка, следующие четыре месяца - 50%, в дальнейшем - 45% среднемесячного заработка. Во всех случаях пособие по безработице выплачивается в размере, не превышающем величины прожиточного минимума, исчисленного в соответствующем субъекте РФ, и не ниже 20% прожиточного минимума. При этом размер пособия не должен быть ниже установленного законодательством РФ минимального размера оплаты труда. Предельный срок выплаты пособия - 12 месяцев.

Гражданам предпенсионного возраста может  быть продлен срок выплаты пособия  по безработице, но не более чем на 24 месяца, либо может быть досрочно оформлена пенсия по старости, но не ранее чем за два года до установленного срока выхода на пенсию.

Для вновь ищущих работу граждан или  лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва, пособие выплачивается  в размере 20%  величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, но не ниже установленного федеральным законом размера минимальной оплаты труда. Однако эти граждане должны быть признаны в установленном порядке безработными.

    Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается гражданину, заболевшему в течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению органов службы занятости. Пособие назначается и выплачивается в размере пособия по безработице или стипендии, установленных для безработного, за весь период временной нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безработицы или всего периода обучения по направлению органов службы занятости.

Гражданам, направленным на профессиональное обучение, с первого дня их учебы начисляется стипендия. Она назначается в размере 75% от среднего заработка направленного на обучение гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Однако стипендия не может превышать величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке, и не может быть меньше 20% величины прожиточного минимума. При этом во всех случаях минимальный размер стипендии не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При наличии у гражданина лиц, находящихся  на его иждивении, размер его стипендии повышается на 10% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, но не менее чем на половину установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом максимальный размер повышения стипендии не может превышать 30% величины прожиточного минимума.

Размер  стипендии может быть уменьшен на 25% сроком на 1 месяц или выплата  её может быть приостановлена сроком до 1 месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительных причин. 

 

Тема. Обязательное пенсионное страхование.

План.

1.      Содержание и назначение обязательного пенсионного страхования.

2.      Основные условия назначения и выплаты пенсий по обязательному пенсионному страхованию.  

 

Вопрос 1. Содержание и назначение обязательного пенсионного страхования.

Пенсионное  страхование является основным элементом  обязательного социального страхования. Оно представляет собой совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца.

Основы  существующей в России пенсионной системы  заложены Законом РФ "О государственных  пенсиях в Российской Федерации", принятым 20 ноября 1990г., с последовавшими изменениями и дополнениями, которые  вносились в него. Согласно этому закону в России каждый работающий гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию; все условия и тарифы страховых взносов, а также условия и размеры пенсионного обеспечения определяются на законодательной основе; размер пенсионных выплат находится в зависимости от страхового стажа и размера заработка;  средства обязательного пенсионного страхования неприкосновенны и не могут расходоваться на не предусмотренные законом цели; функционирование системы обязательного пенсионного страхования автономно.

В течение  последних десяти лет в закон 1990 года вносились изменения и  дополнения, которые были направлены на усиление в пенсионном обеспечении страховых начал и расширение пенсионных прав отдельных категорий граждан. Часть этих изменений явилась отражением положений, предусмотренных Концепцией реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, принятой Правительством РФ 7 августа 1995 г.

Вступил в силу Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" от 1 апреля 1996 г. На его основе создан "фундамент" новой инфраструктуры пенсионной системы. Его введение позволило провести корректировку порядка назначения и перерасчета пенсий на основе использования лицевых счетов застрахованных граждан. Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" от 21 июля 1997 г. введен новый механизм исчисления государственных пенсий, основанный на определении индивидуального коэффициента для каждого пенсионера. В начале 2000 г. половина пенсионеров получала пенсии, рассчитанные с использованием индивидуальных коэффициентов.

В 90-е  годы XX столетия пенсионная система  развивалась под знаком формировавшегося и углублявшегося финансового кризиса пенсионного обеспечения. Это объясняется целым комплексом причин. Среди них можно выделить причины общеэкономического характера (обвальный спад производства, неплатежи в народном хозяйстве, широкое распространение теневых форм оплаты труда), демографические (неблагоприятное соотношение численности лиц трудоспособного возраста и пенсионеров) и несовершенство механизмов пенсионного обеспечения (преобладание элементов социальной помощи над страховыми, возложение на пенсионную систему не свойственных для неё расходов, слабый контроль за формированием и использованием средств пенсионных фондов).

Информация о работе Лекции по "Финансам"