Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:30, курс лекций

Краткое описание

Лекции по курсу «Финансы и кредит».

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по курсу.doc

— 562.50 Кб (Скачать файл)

Специфической частью государственных  финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита.  Эти отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для финансирования ими возложенных на них расходов. Основной формой государственного кредита являются займы. При этом в Бюджетном кодексе РФ установлено, что под государственным или муниципальным займом понимается передача в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

При осуществлении госкредитных операций государство является не только заемщиком средств, но может также выступать как кредитор или гарант. Поэтому другой формой государственного кредита является государственная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или  частично (ст. 155 БК РФ).

Государственный кредит играет важную роль в укреплении экономики и ее                                                                                                                                                                                                                        финансовом оздоровлении. С его помощью ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального развития общества, а также позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. 

 

 

  

 

Вопрос 2. Особенности организации  государственных финансов на федеральном  и региональном уровне.

Государственные финансы на федеральном уровне включают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и отношения государственного кредита.

Федеральный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, формируемый для выполнения центральными органами власти функций управления государством и для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий. Кроме того, через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами РФ.

Доходы федерального бюджета условно можно разбить  на три группы: налоговые доходы, неналоговые доходы и доходы целевых  бюджетных фондов.

Доходная часть федерального бюджета формируется преимущественно за счет налоговых поступлений, в составе которых определяющее место занимают НДС, налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, акцизы и таможенные пошлины. Кроме налоговых доходов в доходную базу федерального бюджета поступают неналоговые доходы, к которым относятся:

доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности;

доходы от продажи  или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;

доходы от платных  услуг, оказываемых органами государственной  власти на федеральном уровне, а  также бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении;

доходы от внешнеэкономической  деятельности;

доходы от реализации государственных запасов и резервов;

прочие.

Доходы целевых бюджетных фондов занимают менее 1/10 общего объема доходов  федерального бюджета, при этом следует  заметить, что состав  этих фондов в последние годы расширяется. Так, если в 1997 г. в составе федерального бюджета было консолидировано 5 целевых бюджетных фондов, то в 2000 году – 9, а именно были включены средства:

          Федерального  дорожного фонда Российской Федерации;

          Федерального  экологического фонда Российской  Федерации;

          Государственного  фонда борьбы с преступностью;

          Федерального  фонда  Министерства   Российской  Федерации   по

      налогам и сборам  и Федеральной службы налоговой  полиции Российской

      Федерации;

          Федерального  фонда воспроизводства минерально - сырьевой базы;

          Фонда   управления,  изучения,  сохранения  и   воспроизводства

      водных биологических  ресурсов;

          Федерального  фонда восстановления и охраны  водных объектов;

          Фонда  Министерства Российской Федерации  по атомной энергии;

          Фонда контрольно  -  ревизионных органов Министерства финансов

      Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно на федеральный  бюджет возложено финансирование следующих  видов расходов:

содержание органов государственной власти РФ;

осуществление экономической деятельности РФ;

национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, оборонное  производство;

обустройство государственной  границы;

финансирование фундаментальной  науки;

образование государственных материальных и финансовых резервов;

регулирование финансового потенциала субъектов РФ;

погашение и обслуживание государственного долга РФ;

другие расходы.

Вне федерального бюджета образуются федеральные внебюджетные фонды, управляемые органами государственной власти Российской Федерации. Средства федеральных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, не входят в состав федерального бюджета и изъятию не подлежат.

В состав федеральных внебюджетных фондов включаются Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения. Все перечисленные фонды по функциональному назначению относятся к социальным внебюджетным фондам. Их функционирование на территории Российской Федерации регламентируется Бюджетным кодексом РФ (глава 17) и соответствующими нормативными актами, регулирующими деятельность каждого фонда.

В рамках госкредитных отношений на федеральном уровне следует отметить использование государственными органами власти для покрытия бюджетного дефицита внутренних и внешних заимствований. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) и постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) и по бескупонным облигациям Банка России (ОБР). Внешними заимствованиями являются кредиты международных финансовых организаций (МВФ, МБРР), кредиты иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм.

Региональные финансы представляют собой денежные отношения, посредством которых распределяются и перераспределяются национальный доход и часть национального богатства в денежной форме на экономическое и социальное развитие территорий. В состав региональных финансов входят бюджеты субъектов РФ, территориальные внебюджетные фонды и отношения государственного кредита на субфедеральном уровне.

Основной составной частью региональных финансов являются бюджеты субъектов РФ. В Российской федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, автономной области, гг. Москвы и Санкт-Петербурга.

Доходы бюджетов субъектов РФ включают налоговые доходы, которые составляют  около 80 % доходов бюджетов, неналоговые доходы (доходы от эксплуатации имущества, находящегося в собственности государственных органов власти субъектов РФ, от продажи такого имущества, административные платежи и сборы, штрафные санкции), доходы целевых бюджетных фондов, другие доходы и перечисления (дотации, субвенции, взаимные расчеты, финансовая помощь из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (трансферт)). За счет средств бюджетов субъектов РФ преимущественно финансируются промышленность, энергетика, строительство, развитие рыночной инфраструктуры, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности на данной территории, расходы на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, средства массовой информации. Расходы, непосредственно связанные с жизнеобеспечением и социальными потребностями населения, приходятся преимущественно на местные бюджеты.

Вторым звеном региональных финансов являются региональные внебюджетные фонды социального развития. К социальным внебюджетным фондам субъектов РФ относятся Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС), региональные внебюджетные фонды развития жилищного строительства.

Внебюджетные фонды региона  могут формироваться за счет:

·         специальных целевых взносов юридических и физических лиц;

·         добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций;

·         доходов от местных займов, местных денежно-вещевых лотерей, аукционов.

Региональные внебюджетные фонды  создаются на основании решений  представительных органов власти субъектов РФ.

Финансовые отношения, которые  характеризуют государственный кредит органов власти субъектов РФ, составляют последнее звено региональных финансов. На сегодняшний день это звено характеризуется кризисным состоянием, поскольку система выпуска ценных бумаг большинства субъектов РФ построена по принципу рефинансирования краткосрочных заимствований и не имеет резервов для погашения облигаций из собственных источников. После объявления дефолта по федеральным ценным бумагам (ГКО, ОФЗ) многие субъекты РФ (среди них Республика Татарстан, Новосибирская область, Курская область) заявили о принудительной реструктуризации своих облигаций, принадлежащих юридическим лицам. Среди других недостатков региональных займов можно отметить весьма низкий уровень раскрытия финансовой информации о займах; слабую законодательную базу (региональный заем представляет собой простое обещание администрации выплатить все надлежащие суммы в срок без каких-либо дополнительных гарантий); отсутствие четкого определения направлений использования заемных средств (в основном проспект эмиссии содержит пространную формулировку «на общегосударственные цели»), то есть, нет привязки к конкретным инвестиционным проектам и источникам доходов.

Таким образом, привлечение новых  заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынке для большинства регионов, ранее осуществивших значительные эмиссии краткосрочных облигаций, сегодня представляется маловероятным. 

 

Вопрос 3. Местные финансы, их особенности.

Местные финансы включают следующие  два звена: бюджет органов местного самоуправления и муниципальный кредит. Остановимся на экономической характеристике каждого из этих звеньев.

Местные бюджеты, являясь самостоятельным звеном бюджетной системы, решают определенные задачи по социально-экономическому развитию данной территории, возложенные на органы местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством, обслуживают потребности органов местного самоуправления и населения данной территории, связанные с:

·         решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

·         осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (например, финансирование жилищно-коммунального хозяйства, основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений практически полностью осуществляется за счет средств местных бюджетов);

·         обслуживанием и погашением муниципального долга по займам и ссудам.

Местные бюджеты используются для регулирования экономических процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют созданию территориальной инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов.

К местным бюджетам традиционно  относятся: районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах. Характеризуя их доходную базу, можно отметить, что основными доходными источниками являются:

·         собственные доходы, включающие местные налоги и сборы, доли федеральных и субфедеральных налогов, закрепленные за местным бюджетом на постоянной основе, другие собственные доходы;

·         поступления от регулирующих доходов, которые передаются в бюджет на фиксированной основе и на определенный срок;

·         финансовая помощь в различных формах (дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований).

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с финансированием  социальной сферы, жилищно-коммунального  хозяйства, местного транспорта, органов  местного самоуправления, местной промышленности и сельского хозяйства. Как правило, в структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и на социальную сферу, поэтому любой срыв финансирования в процессе исполнения бюджета чреват социальными осложнениями.

Информация о работе Лекции по "Финансам"