Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:30, курс лекций
Лекции по курсу «Финансы и кредит».
Следующим звеном местных финансов является муниципальный кредит, который представляет денежные отношения, возникающие у органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в их распоряжение и их использованием на финансирование соответствующих расходов данного муниципального образования.
В соответствии с бюджетным законодательством органы местного самоуправления вправе осуществлять выпуск муниципальных облигаций, который обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. При этом предельно допустимая сумма расходов на обслуживание муниципального долга в текущем финансовом году не должна превышать 15 % объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.
Тема. Государственный бюджет.
План
1. Сущность и роль госбюджета в социально-экономическом развитии общества.
2. Доходы бюджета.
3. Налоговая политика государства
4. Расходы бюджета
5. Бюджетная политика в области расходов.
.
1. Еще при изучении финансовой системы мы рассматривали госбюджет как ее ведущее звено. Госбюджет связан с денежными отношениями, имеющими объективный характер, т.е. существование бюджета объективно обусловлено, он существует во всех общественно-экономических формациях, где есть финансовые отношения. Бюджет - экономическая категория, обусловленная существованием государства.
Госбюджет должен обеспечивать финансовую основу для реализации функций государства и его основное назначение - удовлетворение государственных потребностей. Госбюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства путем образования централизованных фондов государства и их использования на цели расширенного производства, удовлетворения социальных и других общественных потребностей. Госбюджету, как части финансовых отношений присущи те же признаки и функции, что и у финансов как у экономической категории.
Материально-вещественная форма бюджетных отношений - централизованные фонды государства, которые также получили название “бюджет”.
Хотя бюджету присущи все признаки финансов, эта категория имеет свою специфику:
1. Он всегда связан с государством - одним из участников распределительных отношений.
2. У бюджета иной объект распределения. С помощью финансов распределяется ВВП и его слагаемые часть национального богатства, а бюджет - более узкую часть ВВП или национального дохода. Через бюджет не распределяется амортизация, излишек оборотных средств. Включается лишь прибавочный и необходимый продукт. Основная часть - чистый доход. В определенных условиях бюджет участвует в распределении национального богатства (приватизация, конфискация, выручка от продажи золотого запаса).
3. В основном бюджет - перераспределительный инструмент (финансы - и на 1 и на 2 стадии распределения), хотя встречается и на 1 стадии (предприятие платит из выручки косвенные налоги).
Роль бюджета.
Он обеспечивает финансовые основы реализации всех основных функций государства:
экономическую (обеспечивает финансирование важнейших народнохозяйственных объектов). Во многом роль определяется конкретной экономической ситуацией (Примеры, банковский кризис в Южной Корее, когда крупнейшим неплатежеспособным банкам было решено выделить $7 млрд.; США в годы второй мировой войны выделили крупные госкапвложения для увеличения выпуска военной продукции и создания атомной промышленности; бюджетное финансирование советской индустриализации в 30-40 годы). Госбюджет - важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения ресурсов. С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие и во многих странах мира бюджет - главный инструмент поддержки развития слабых районов;
- социальная (государство
обеспечивает бесплатное образование
социальную помощь, частичное или полное
финансирование из бюджета здравоохранения).
Даже сейчас при сокращении расходов,
бюджет - главный инструмент поддержки
малоимущих граждан, через подоходный
налог идет выравнивание населения. В
западных странах доля социальных расходов
(здравоохранение, образование, помощь
малоимущим)- почти 60% от бюджета - США.
Бюджет - главный финансовый рычаг ослабления
материального неравенства, предотвращающий
социальные конфликты.
-
- финансирование органов государственной власти.
Наиболее яркий показатель роли
бюджета в социально-
Этот показатель в настоящее
время имеет тенденцию к
Чрезмерная централизация - тоже негативный процесс, т.к. подавляются стимулы к развитию частного производства, растут непроизводительные расходы.
2. Доходы госбюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетных фондов.
Форма проявления этих отношений - различные виды платежей, а их материально-вещественное воплощение - денежные средства поступающие в госбюджет.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений, доходов целевых бюджетных фондов.
В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
К налоговым доходам
Размер предоставленных
Согласно прогнозу консолидированного бюджета страны на 2000 год 89 % всех доходов бюджета составляют налоговые поступления, кроме того, 6% - неналоговые поступления, 5% - целевые бюджетные фонды (Дорожный фонд и другие). Таким образом, налоги - 95%бюджетных доходов, не учитывая госзаймы.
В настоящее время в России - все обязательные поступления - налоги, а в Советское время - большая часть доходов были неналоговые обязательные платежи. Разница заключается в том, что налог - обязательный платеж, размер и условия, взимания которого определены законом. Т.е. для всех налогоплательщиков устанавливаются единообразные условия, именно поэтому они используются в рыночной экономике. Неналоговые обязательные платежи устанавливаются ведомствами, другими органами исполнительной власти произвольно. В Советское время существовали плата за производственные фонды, отчисления от прибыли и другие неналоговые обязательные платежи. Все ставки и условия определялись не законом, а определенными ведомствами для подчиненных предприятий. Поэтому не было заинтересованности в повышении эффективности производства. С 1992 года налоги заменили все обязательные неналоговые платежи.
Налоги - мощный социальный фактор. Например, волнения в США в XVIII веке, когда Английский парламент решил ввести гербовый сбор ( типа госпошлины),что вызвало возмущение в североамериканских колониях из-за нежелания платить налог и послужил поводом к началу движения за независимость.
Налоги требуют научного подхода к их установлению. Это впервые сделал А. Смит, который сформулировал 4 принципа налогообложения
1) Понятность условий взимания налогов населению;
2) Взиматься должны в сроки, удобные для налогоплательщика;
3) Пропорциональность налога доходам плательщика;
4) Налоги должны взиматься с минимальными издержками.
Совокупность взимаемых
I. Регулярность и полнота поступления средств в бюджет.
II. Одинаковые (по возможности) для всех плательщиков условия налогообложения.
III. Оптимальный состав налоговых льгот.
IV. Однократность обложения (1 объект облагается 1 налогом только 1 раз).
V. Стабильность, устойчивость налоговой системы и условий взимания.
VI. Четкое разграничение налогов по уровням госуправления.
В настоящее время действует множество налогов, которые можно подразделить на: прямые (устанавливаются на доход, имущество и т.д.);
¨ косвенные (в виде надбавки в цену товара и уплачивается потребителем).
Есть разные мнения о разумных пропорциях этих налогов. Но практика развитых стран знает положительные примеры налоговых систем, как с высокой долей прямых налогов, (США), так и косвенных налогов (Европа).
Косвенные налоги взимать легче (преимущество).
Недостаток - меньше учитывают финансово-
Совокупность применяемых в стране налогов образуют налоговую систему. В настоящее время налоговая система РФ включает в себя федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги. Деление обусловлено тем, кто устанавливает эти налоги, а направляться они могут в разные бюджеты.
Согласно Бюджетному кодексу РФ налоговая система включает в себя:
федеральные налоги:
* НДС
* акцизы
* таможенные пошлины
* налог на прибыль предприятий и организаций
* подоходный налог с физических лиц
* взносы в государственные социальные внебюджетные фонды
* налог на производство минерально-сырьевой базы
* налог на пользование недрами
* налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
* сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами
* лесной налог
* водный налог
* экологический налог
* госпошлина
* федеральные лицензионные сборы
Налоги субъектов федерации:
à налог с продаж
à налог на имущество организаций
à налог на недвижимость
à дорожный налог
à транспортный налог
à налог на игорный бизнес
à региональные лицензионные сборы
Местные налоги
:
¨ налог на наследование и дарение
¨ земельный налог
¨ налог на имущество физических лиц
¨ налог на рекламу
¨ местные лицензионные сборы
Прямые налоги подразделяются на налоги, на доходы (подоходный, налог на прибыль), налог на имущество, налог за природные ресурсы, прочие налоги и сборы.
Для современной налоговой системы РФ характерна очень высокая концентрация налогов. На долю 6 крупнейших налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, налог на прибыль, подоходный налог с населения) приходиться 85% всех налоговых платежей..
6% доходов консолидированного
К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;