Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:30, курс лекций

Краткое описание

Лекции по курсу «Финансы и кредит».

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по курсу.doc

— 562.50 Кб (Скачать файл)

Следующим звеном местных финансов является муниципальный кредит, который представляет денежные отношения, возникающие у органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в их распоряжение  и их использованием на финансирование соответствующих расходов данного муниципального образования.

В соответствии с бюджетным законодательством  органы местного самоуправления вправе осуществлять выпуск муниципальных облигаций, который обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Государство не несет ответственности по обязательствам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. При этом предельно допустимая сумма расходов на обслуживание муниципального долга в текущем финансовом году не должна превышать 15 % объема расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на  текущий финансовый год. 

 

Тема. Государственный  бюджет.

План

1.    Сущность и роль госбюджета в социально-экономическом развитии общества.

2.    Доходы бюджета.

3.    Налоговая политика государства

4.    Расходы бюджета

5.    Бюджетная политика в области расходов.

 

1. Еще при изучении финансовой системы мы рассматривали госбюджет как ее ведущее звено. Госбюджет связан с денежными отношениями, имеющими объективный характер, т.е. существование бюджета объективно обусловлено, он существует  во всех общественно-экономических формациях, где есть финансовые отношения. Бюджет - экономическая категория, обусловленная существованием государства.

Госбюджет должен обеспечивать финансовую основу для реализации функций государства  и его основное назначение - удовлетворение государственных потребностей. Госбюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства путем образования централизованных фондов государства и их использования на цели расширенного производства, удовлетворения социальных и других общественных потребностей. Госбюджету, как части финансовых отношений присущи те же признаки и функции, что и у финансов как у экономической категории.

Материально-вещественная форма бюджетных  отношений - централизованные фонды государства, которые также получили название “бюджет”.

Хотя бюджету присущи все  признаки финансов, эта категория  имеет свою специфику:

1.    Он всегда связан с государством - одним из участников распределительных отношений.

2.    У бюджета иной объект распределения. С помощью финансов распределяется ВВП и его слагаемые часть национального богатства, а бюджет - более узкую часть ВВП или национального дохода. Через бюджет не распределяется амортизация, излишек оборотных средств. Включается лишь прибавочный и необходимый продукт. Основная часть - чистый доход. В определенных условиях бюджет участвует в распределении национального богатства (приватизация, конфискация, выручка от продажи золотого запаса).

3.    В основном бюджет - перераспределительный инструмент (финансы  - и на 1 и на 2 стадии распределения), хотя встречается и на 1 стадии (предприятие платит из выручки косвенные налоги).

Роль бюджета.

Он обеспечивает финансовые основы реализации всех основных функций государства:

экономическую (обеспечивает финансирование важнейших народнохозяйственных объектов). Во многом роль определяется конкретной экономической ситуацией (Примеры, банковский кризис в Южной Корее, когда крупнейшим неплатежеспособным банкам было решено выделить $7 млрд.; США в годы второй  мировой войны выделили крупные госкапвложения  для увеличения выпуска военной продукции и создания атомной промышленности; бюджетное финансирование советской индустриализации в 30-40 годы). Госбюджет - важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения ресурсов. С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие и во многих странах мира бюджет - главный инструмент поддержки развития слабых районов;

-     социальная (государство обеспечивает бесплатное образование социальную помощь,  частичное или полное финансирование из бюджета здравоохранения). Даже сейчас при сокращении расходов, бюджет - главный инструмент поддержки малоимущих граждан, через подоходный налог идет выравнивание населения. В западных странах доля социальных расходов (здравоохранение, образование, помощь малоимущим)- почти 60% от бюджета  - США. Бюджет - главный финансовый рычаг ослабления материального неравенства, предотвращающий социальные конфликты.                                                                         политическая (финансирование армии, правоохранительных органов). До середины XIX века военные расходы были основным элементом расходов (XVIII век - Россия - 90%бюджета). Сейчас отходит на второй план, т.к. есть более важные направления;

-      

-     финансирование органов государственной власти.

Наиболее яркий показатель роли бюджета в социально-экономическом  развитии страны - отношение доходов (расходов) госбюджета к величине ВВП. Есть мнение, что лучше брать расходы т.к. именно они, а не бюджетный доход определяют степень участия в распределительном процессе.

Этот показатель в настоящее  время имеет тенденцию к возрастанию (Германия - 1972 г - 24%, сейчас - 29%). Это  связано с повышением роли (доли) государства в распределительном процессе, хотя и при господстве рыночной экономики. В России этот показатель - 39%, США - 36%. В Нидерландах же в 1989 году только по центральным органам власти - 54 %. .

Чрезмерная централизация - тоже негативный процесс, т.к. подавляются стимулы к развитию частного производства, растут непроизводительные расходы.

2.  Доходы госбюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетных фондов.

Форма проявления этих отношений - различные  виды платежей, а их материально-вещественное воплощение - денежные средства поступающие  в госбюджет.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов  доходов, а также за счет безвозмездных перечислений, доходов целевых бюджетных фондов.

В доходы бюджета текущего года зачисляется  остаток средств на конец предыдущего  года.

 К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

 Размер предоставленных налоговых  кредитов, отсрочек и рассрочек  по уплате налогов и иных  обязательных платежей в бюджет  полностью учитывается в доходах  соответствующего бюджета.

Согласно прогнозу консолидированного бюджета страны на 2000 год 89 % всех доходов бюджета составляют налоговые поступления, кроме того, 6% - неналоговые поступления, 5% - целевые бюджетные фонды (Дорожный фонд и другие). Таким образом, налоги - 95%бюджетных доходов, не учитывая госзаймы.

В настоящее время в России - все обязательные поступления - налоги, а в Советское время - большая  часть доходов были неналоговые  обязательные платежи. Разница заключается  в том, что налог - обязательный платеж, размер и условия, взимания которого определены законом. Т.е. для всех налогоплательщиков устанавливаются единообразные условия, именно поэтому они используются в рыночной экономике. Неналоговые обязательные платежи устанавливаются ведомствами, другими органами исполнительной власти произвольно. В Советское время  существовали плата за производственные фонды, отчисления от прибыли и другие неналоговые обязательные платежи. Все ставки и условия определялись не законом, а определенными ведомствами для подчиненных предприятий. Поэтому не было заинтересованности в повышении эффективности производства. С 1992 года налоги заменили все обязательные неналоговые платежи.

Налоги - мощный социальный фактор. Например, волнения в США в XVIII веке, когда  Английский парламент  решил ввести гербовый сбор ( типа госпошлины),что вызвало возмущение в североамериканских колониях из-за нежелания платить налог и послужил поводом к началу движения за независимость.

Налоги требуют научного подхода  к их установлению. Это впервые  сделал А. Смит, который сформулировал 4 принципа налогообложения

1)   Понятность условий взимания налогов населению;

2)   Взиматься должны в сроки, удобные для налогоплательщика;

3)   Пропорциональность  налога доходам плательщика;

4)   Налоги должны взиматься с минимальными издержками.

Совокупность взимаемых налогов  образуют налоговую систему, которая  должна отвечать следующим дополнительным требованиям:

I.     Регулярность и полнота поступления средств в бюджет.

II.  Одинаковые (по возможности) для всех плательщиков условия налогообложения.

III. Оптимальный состав налоговых льгот.

IV. Однократность обложения (1 объект облагается 1 налогом только 1 раз).

V.  Стабильность, устойчивость налоговой системы и условий взимания.

VI. Четкое разграничение налогов по уровням госуправления.

В настоящее время действует  множество налогов, которые можно  подразделить на: прямые (устанавливаются  на доход, имущество и т.д.);

¨    косвенные (в виде надбавки в цену товара  и уплачивается потребителем).

Есть разные мнения о разумных пропорциях этих налогов. Но  практика  развитых стран знает положительные примеры налоговых систем, как с высокой долей   прямых налогов, (США), так и косвенных налогов (Европа).

Косвенные налоги взимать легче (преимущество). Недостаток - меньше учитывают финансово-хозяйственное положение налогоплательщика, легко перекладываются на конечного потребителя- население. Особенно несправедливы универсальные налоги с едиными ставками, тяжелым бременем ложащиеся на малоимущие слои населения. Прямые налоги более гибкие, более справедливые, позволяют воздействовать на разные стороны хозяйственной деятельности налогоплательщика, но их труднее контролировать и от них легче уйти.

Совокупность применяемых в  стране налогов образуют налоговую  систему. В настоящее время налоговая  система РФ  включает в себя федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги. Деление обусловлено тем, кто устанавливает эти налоги, а направляться они могут в разные бюджеты.

Согласно Бюджетному  кодексу  РФ налоговая система включает в  себя:

 федеральные налоги:

*      НДС

*      акцизы

*      таможенные пошлины

*      налог на прибыль предприятий и организаций

*      подоходный налог с физических лиц

*      взносы в государственные социальные внебюджетные фонды

*      налог на производство минерально-сырьевой базы

*      налог на  пользование недрами

*      налог на дополнительный доход от добычи углеводородов

*      сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами

*      лесной налог

*      водный налог

*      экологический налог

*      госпошлина

*      федеральные лицензионные сборы

Налоги субъектов  федерации:

à      налог с продаж

à      налог на имущество организаций

à      налог на недвижимость

à      дорожный налог

à      транспортный налог

à      налог на игорный бизнес

à      региональные лицензионные сборы

Местные налоги 

:

¨    налог на наследование и дарение

¨    земельный налог

¨    налог на имущество физических лиц

¨    налог на рекламу

¨    местные лицензионные сборы

Прямые налоги подразделяются  на налоги, на доходы (подоходный, налог на прибыль), налог на имущество, налог за природные ресурсы, прочие налоги и сборы.

Для современной налоговой  системы РФ характерна очень высокая  концентрация налогов. На долю 6 крупнейших налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, налог на прибыль, подоходный налог с населения) приходиться 85% всех налоговых платежей..

6% доходов консолидированного бюджета  составляют неналоговые поступления.

К неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

доходы от продажи или иного  возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых  соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Информация о работе Лекции по "Финансам"