Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:30, курс лекций
Лекции по курсу «Финансы и кредит».
На устранение существенных недостатков, выявившихся в пенсионном обеспечении, направлена Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, принятая Правительством РФ 20 мая 1998 г. В Программе констатируется, что преодоление углубления кризиса пенсионной системы возможно только на основе поэтапного перехода от всеобщей распределительной системы, когда пенсии выплачиваются за счет взносов работающих граждан, к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль играют накопительные механизмы финансирования пенсий. Сами же пенсии будут исчисляться только исходя из страховых признаков - возраста, страхового стажа, страховых взносов, заработной платы (дохода), с которой уплачивались страховые взносы, а также пенсионных накоплений (резервов), отнесенных на именные накопительные счета застрахованных.
В настоящее время пенсионным законодательством предусмотрена выплата трудовых и социальных пенсий. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются пенсии по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия.
В случаях, когда гражданин имеет право одновременно на различные пенсии, то ему назначается и выплачивается одна пенсия, по его выбору. Исключение из этого правила составляют граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, общего заболевания и некоторые другие категории граждан: им предоставляется право получать две пенсии - пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности.
Вопрос 2. Основные условия назначения и выплаты пенсий по обязательному пенсионному страхованию.
Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца - его смерть; основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. При этом пенсия на общих основаниях устанавливается: мужчинам - по достижении 60 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет.
С 1 февраля 1998 г. начал действовать порядок исчисления и увеличения пенсий в использованием индивидуального коэффициента пенсионера. Он рассчитывается следующим образом:
ИсрЗП
ИКП = П х -----------,
СрЗП
где П - размер пенсии в процентах, полагающийся в зависимости от продолжительности трудового стажа,
ИсрЗП - среднемесячный заработок лица, которому назначается или увеличивается пенсия,
СрЗП - среднемесячная зарплата в стране за тот же период.
При
этом установлено, что отношение
индивидуального
Полная пенсия по старости назначается гражданам при наличии общего трудового стажа, превышающего установленный минимум (25 и 20 лет). Гражданам, достигшим пенсионного возраста и не имеющим трудового стажа, достаточного для назначения полной пенсии, устанавливается пенсия при неполном трудовом стаже, если он не меньше пяти лет. При этом размер пенсии назначается пропорционально имеющемуся стажу, исходя из полной пенсии.
Пенсия определяется в размере 55% заработка застрахованного. К ней добавляется один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. Однако исчисленный в таком порядке размер пенсии не может превысить 75% заработка.
Минимальный размер при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. Максимальный размер пенсии составляет три минимальных пенсии. При этом размер пенсий повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения полной пенсии, но не более чем на 20%.
К пенсии по старости установлены надбавки на уход за пенсионером, если он является инвалидом 1 группы или он нуждается в постоянном постороннем уходе, либо достиг 80-летнего возраста, а также на нетрудоспособных иждивенцев.
Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полном размере (без надбавки на иждивенцев).
Размер пенсии по инвалидности зависит от степени утраты трудоспособности (группы инвалидности), причин инвалидности и размера заработка застрахованного.
На общих основаниях пенсия устанавливается вследствие общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания. Она назначается инвалидам 1 и 2 групп в размере 75%, а 3 группы - 30% заработка.
Пенсия по инвалидности вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, для инвалидов 1 и 2 групп назначается в максимальном размере - на уровне трех минимальных размеров пенсий, а инвалидам 3 группы - в размере 50% максимальной пенсии.
К пенсии по инвалидности 1 и 2 групп устанавливаются надбавки на уход за пенсионером и на нетрудоспособных иждивенцев в тех же размерах, что и пенсионерам по старости.
Право на
получение пенсии по случаю потери
кормильца имеют
Пенсия по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших вследствие военной травмы) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, устанавливается каждому из родителей в размере трех минимальных размеров пенсии по старости.
Пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой другой профессиональной деятельностью (моряки, спасатели, летчики гражданской авиации, учителя, врачи, артисты и др.). Пенсия устанавливается в размере от 55 до 75% заработка. Минимальный размер пенсии определяется на уровне минимального размера пенсии по старости. Максимальный размер пенсии составляет три минимальных размеров пенсии по старости, а пенсии, назначенные в связи с подземной работой, работой во вредных условиях труда и в горячих цехах, летному составу гражданской авиации - три с половиной минимальных размеров пенсии по старости.
Социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. В соответствующих случаях и по желанию обратившегося гражданина она может назначаться и вместо трудовой пенсии.
Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:
- инвалидам с детства 1 и 2 групп, инвалидам 1 группы, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери - в размере минимальной пенсии по старости,
- инвалидам 3 группы (кроме инвалидов с детства), детям, потерявшим одного из родителей, достигшим пенсионного возраста гражданам в размере 2/3 минимальной пенсии по старости,
- инвалидам 3 группы - в размере 1/2 минимальной пенсии по старости.
Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полном размере.
Раздел. Государственные и муниципальные финансы.
Тема. «Основы функционирования
государственных и
План.
1. Содержание государственных финансов.
2. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровне.
3. Местные финансы, их особенности.
Вопрос 1. Содержание государственных финансов.
Государственные финансы занимают важное место в финансовой системе страны, что обусловлено их функциональным назначением – обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, политических и социальных функций.
По экономической сущности государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных последствий членов общества, нужд обороны и управления.
В составе государственных
В составе государственных финансов важную роль играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, субфедеральном и местном уровнях. Посредством бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методом.
Бюджеты разных уровней являются финансовой базой деятельности для государственных органов власти и органов местного самоуправления. Так, для выполнения общих функций в границах федерации формируется федеральный бюджет. Его ресурсы предназначены для:
· финансирования государственных целевых комплексных программ;
· осуществления общегосударственных мероприятий по стабилизации экономики, развитию социальной сферы;
· выполнения заключенных ранее международных экономических и политических соглашений;
· обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций;
· содержания вооруженных сил и органов управления.
В системе бюджетных отношений особое место занимают бюджеты субъектов РФ. Концентрируемые в них средства распределяются на:
· финансирование социально-культурной сферы;
· финансирование отраслей хозяйства;
· осуществление финансовой помощи нижестоящим бюджетам;
· правоохранительную деятельность и проч.
Бюджеты субъектов РФ обеспечивают поддержание единого уровня социальной защищенности граждан данной территории, предоставление им гарантированных конституцией РФ прав и свобод.
Отдельное звено в составе
Если раньше состав внебюджетных фондов был довольно разнообразен, и их формирование осуществлялось на всех уровнях власти, то в настоящее время, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, государственные внебюджетные фонды создаются только на федеральном и субфедеральном уровнях и имеют социальное назначение. На основании статьи 143 Кодекса, образуемые в настоящее время внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на:
социальное обеспечение по возрасту;
социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
социальное обеспечение в
охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Доходы государственных