Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:30, курс лекций

Краткое описание

Лекции по курсу «Финансы и кредит».

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по курсу.doc

— 562.50 Кб (Скачать файл)

доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

иные неналоговые доходы.

·        

 

3.   В настоящее время ключевой проблемой налоговой политики является оптимизация налогового бремени, уровня налогообложения. На Западе наиболее известна концепция Лаффера для определения оптимального уровня налогообложения. Суть, которой видна из графика. При увеличении от 0 ставки налогов доход предприятий начинает медленно сокращаться по мере возрастания налоговых поступлений, однако, после достижения точки перегиба происходит резкое падение официальных доходов предприятий за счет сворачивания производства и ухода в теневой сектор, а вмести  с ними и доходов бюджета. Оптимальный уровень налогового бремени по Лафферу - 35%от ВВП (как в США).

 России налоги составляют - 39%.ВВП. (Экономика и жизнь,1996г.,№12,с.39)Кроме  того,  уровень налогообложения  сильно дифференцирован по предприятиям. За тех кто уклоняется фактически платят другие. Средняя собираем ость налогов по стране - 70%. Из 2.800.000 налогоплательщиков - примерно 800.000 - “мертвые души”, остальные вносят платежи также нерегулярно. Более половины всех долгов сосредотачивается на нескольких крупных предприятиях и территориях. Основной сбор налогов осуществляется в Москве, Московской области и Ханты-Мансийском Национальном округе – 40 %всех собираемых налогов.

Основные изменения в налоговой  политике, связаны с принятием Налогового кодекса РФ, который предусматривает:

1)   Существенное сокращение числа налогов, не дающих ничего в фискальном плане,

2)   Сокращение числа налоговых льгот, перекладывающих налоговое бремя на “нельготников”, нарушая принцип справедливости.

3)   Предполагается смягчение штрафных санкций для нарушений, не связанных со злым умыслом и незначительных.

4)   Для малых предприятий создана упрощенная система налогообложения - предприятия вместо существующего количества налогов могут перейти на единый налог, на доход, взимаемый по ставке 30% с совокупного валового дохода (чистый доход + ФОТ), или с выручки предприятия (ставка10%) - для предприятий с численностью <=15 человек с выручкой < 100000 min окладов в год. Сюда не относятся кредитные, страховые учреждения, участники рынка Ценных бумаг; предприятия, выпускающие подакцизную продукцию.

5)   Для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий территориальными органами власти вводится единый налог по ставке до 20% на вмененный доход взамен существующих налогов.

6)   С 2000года введена декларация о расходах граждан (помимо декларации о доходах). При совершении крупных сделок (> 3000 min размеров оплаты труда), необходимо сообщать об источниках данной суммы.

7)   Ожидается введение налога на недвижимость, который должен объединить налог на землю и налог на имущество

8)   Планируется заменить прогрессивную шкалу подоходного налога на единую фиксированную ставку, чтобы уменьшить сокрытие высоких доходов населения

9)   Вводится социальный налог взамен страховых социальных  взносов.

В перспективе  неплохо бы увидеть  переход к стабильному, устойчивому  налоговому законодательству. 

 

4. Расходы госбюджета - это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджета тесно связаны  с функциями государства. У каждого  государства есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, политическая. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы: экономического назначения (на финансирование народного хозяйства), расходы на социально-культурные мероприятия - финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление - связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной, политические расходы – на военные цели, международные нужды, органы госбезопасности и т.д. В условиях госкредита есть и расходы на обслуживание государственного долга.

Существующая классификация содержит и разделение по отраслевому признаку (строительство, сельское хозяйство и т.д.); по целевому назначению (расходы на капвложения, в бюджетных организациях - расходы на заработную плату, капремонт, приобретение инвентаря); по уровням  бюджетной системы или уровням управления (федеральные расходы, расходы субъектов федерации, местных бюджетов).

В связи с переходом  на новую  бюджетную классификацию, важное значение приобрела классификация расходов по функциональному признаку (объединяет несколько признаков). Состав основных ее разделов приводится ниже с указанием удельного веса в общей сумме расходов консолидированного бюджета по прогнозу на 2000 год.

1.    Госуправление - 1,9% (1/3 - федеральный бюджет - финансирование Парламента, администрации Президента, Правительства, других органов исполнительной власти, Счетной палаты, органов финансовой системы).

2.    Международная деятельность -4% (полностью - федеральный бюджет) - расходы на реализацию международных договоров, международное сотрудничество (предоставление кредитов другим странам), расходы на содержание дипломатических представительств, посольств за рубежом; взносы в международные организации (ООН, ЮНЕСКО  и др.); предоставление предприятиям кредитных ресурсов, полученных от иностранных представительств, банков, организаций; выделение валютных средств по решению Правительства, неторговые операции.

3.    Национальная оборона -7% (за счет федерального бюджета) - содержание  армии -1,2 млн. чел., примерно 1/2 - на текущее содержание Вооруженных Сил (денежное довольствие); 20% - покупка вооружения и техники; военные НИОКР - около 7%; кап. строительство - 8%; пенсии военнослужащим - 14%(Федеральный бюджет их перечисляет в ПФ). Военный бюджет РФ расшифрован всего по 7 показателям, в то время как в США - около 1200 показателей.

4.    Расходы на правоохранительные органы - 6% (80% - Федеральный бюджет; 20% - субъектов федерации на содержание муниципальной милиции). Треть всех расходов - на содержание МВД, 10%- на внутренние войска; 20% - на уголовно-исправительные учреждения, на содержание НП; 20% - госбезопасность, также расходы на пограничные и противопожарные службы.

5.    Федеральная судебная система - 0,3% (за счет Федерального бюджета)

6.    Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу - 1% (95% за счет Федерального бюджета) - финансирование РАН, государственных научно-технических программ, целевых научных фондов.

7.    Финансирование промышленности, энергетики, строительства -2% (2/3 - Федеральный бюджет) - дотации, федеральная помощь важнейшим отраслям этих сфер (основная часть - угольная промышленность - 15% всех расходов; 15% - на воспроизводство минерально-сырьевой базы (проблема - сократилась геологоразведка); остальное - госинвестиции из федерального бюджета, – в том числе 40% - социальные инвестиции на жилищное строительство, военнослужащим, программы “Свой дом”, Метрострой - конверсия оборонных отраслей; задолженность прошлых лет перед строителями; 60% - реально на производство).

8.    Финансирование сельского хозяйства - 3% (1/3 - Федеральный бюджет) - льготное кредитование за счет бюджета сельхозпредприятий - закупка семян, топлива, запчастей; на землеустройство (охрана, рекультивация, мелиорация); целевые дотации сельхозпредприятиям (в виде компенсации разницы в ценах или предоставления различных надбавок к ценам на комбикорма, топливо, семена, дотации, на племенное животноводство, компенсация части страховых взносов; закупка засчет государства сельхозтехники, передача в аренду с последующим выкупом; финансовый лизинг - закупка сельхохтехники.

9.    Охрана окружающей среды - 0,4% (1/2 - Федеральный бюджет)

10. Финансирование транспорта, связи, информатики -3% (> 90% - бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты) - речной транспорт.

11. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства - 10% - все 100% за счет субъектов федерации и местных бюджетов. Включает дотации, т.к. население оплачивает лишь 50% услуг.

12. Финансирование рыночной инфраструктуры -  - 0,05%

13. Предупреждение и ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных событий - 1% всех расходов (99% - Федеральный бюджет).

14. Расходы на образование - 11% (15% - из федерального бюджета - финансирование ВУЗов в федеральной собственности, ПТУ; из бюджетов регионов - остальные ВУЗы и ПТУ, местные бюджеты - общеобразовательные школы и дошкольные учреждения)

15. Культура и искусство; средства массовой информации - 7% (2/3 - за счет субъектов федерации и местных бюджетов). Федеральный бюджет предоставляет средства в основном на  - телевидение, радио, некоторые центральные печатные издания; местные бюджеты – дома культуры, клубы, библиотеки (городские).

16. Здравоохранение и физическая культура -7% (15% - федеральный бюджет). Хотя и есть система медицинского страхования, но из бюджета все равно выделяются большие средства, т.к. у нас бюджетно-страховая медицина. Финансируются исследовательские центры, РАМН, санэпидимстанции (Федеральный бюджет), иногда скорая помощь.

17. Социальная политика -7%, из них 1/3 - федеральный бюджет - расходы на соц. обеспечение, предоставление помощи, пособий, компенсаций различным слоям населения (помимо внебюджетной системы); пособия беженцам; программа “Дети России, социальная помощь матерям, детским домам, предоставление социальных пенсий; доплаты к пенсиям госслужащих и др.

18. Обслуживание государственного долга - растет в % отношении из года в год - составляет 13% - все 100% из Федерального бюджета - уплата % по внешнему и внутреннему госдолгам, погашение основной суммы долга.

19. Пополнение государственных запасов и резервов - закупка золота - вся сумма из Федерального бюджета.

20. Прочие расходы - 11% (1/2 - Федеральный бюджет). в т.ч. 4% - финансовая помощь субъектам федерации и нижестоящим бюджетам, Фонд трансфертов; объекты социально-культурной сферы, переданные на баланс (местные бюджеты); резервный фонд (Президента, Правительства), государственная поддержка Крайнего Севера.

* - Есть еще расходы целевых бюджетных фондов - 7% (образовавшиеся в результате консолидации части внебюджетных фондов - дорожный фонд, фонды экономического стимулирования налоговых органов и другие).

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

ассигнований на содержание бюджетных  учреждений;

средств на оплату товаров, работ и  услуг, выполняемых физическими  и юридическими лицами по государственным  или муниципальным контрактам;

трансфертов населению, включающих в себя:

ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством  РФ, законодательством субъектов  РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

ассигнования на осуществление  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов  и платежей и других обязательств);

субвенций и субсидий физическим и  юридическим лицам;

инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

бюджетных ссуд, дотаций, субвенций  и субсидий бюджетам других уровней  бюджетной системы, государственным  внебюджетным фондам;

кредитов иностранным государствам;

средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

. Предоставление бюджетных инвестиций  юридическим лицам, не являющимся  государственными или муниципальными  унитарными предприятиями, влечет  возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц.

 В расходной части бюджетов  всех уровней бюджетной системы   предусматривается создание резервных  фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

 Размер резервных фондов  в федеральном бюджете не может  превышать 3 процента утвержденных  расходов федерального бюджета.

 Средства резервных фондов  расходуются на финансирование  непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно - восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Информация о работе Лекции по "Финансам"