Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа
Реформирование экономики России, нацеленное на рыночные отношения, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому так важно правильное построение и четко функционирование налоговой системы России, в связи с чем обусловлена актуальность тематики курсовой работы.
Хотя Налоговый кодекс РФ в принципе
не исключает возможность
Очевидно, в Налоговом кодексе
РФ следовало бы четко охарактеризовать
и соответствующий перечень источников,
и право как налоговых органов,
так и налогоплательщиков использовать
информацию о ценах, содержащуюся в
публикуемых общедоступных
Признавая необходимость проведения
работы по охарактеризованной линии, хотелось
бы сделать акцент на втором направлении,
суть которого состоит в нацеливании
налогового и бюджетного законодательств
в целом на блокирование побуждений
налогоплательщиков к задействованию
различных механизмов занижения
контрактных цен доя
В первую очередь это касается необходимости
ликвидации адвалорных ставок по тем
налогам, применительно к которым
есть возможность использовать специфические
ставки. Ретроспективный анализ показывает,
что вышеупомянутое негативно направленное
применение нефтяными холдинговыми
корпорациями инструмента трансфертного
ценообразования в широких
Другую возможность занижения
цен до ее «оптимизации» создает
налоговое льготирование. До 2004 г. такую
возможность предоставляло
Применение подобной схемы минимизации налога на прибыль было, в частности, выявлено при осуществленной в 2004 г. Счетной палатой РФ проверке организаций-налогоплательщиков Чукотского автономного округа. Ряд зарегистрированных на его территории компактных организаций (главным образом – ООО) покупал у добывающих предприятий «Сибнефти» сырую нефть по явно заниженным ценам, а затем продавал ее нефтеперерабатывающим предприятиям по повышенным ценам, тем самым аккумулируя на своих счетах прибыли, исчисляемые многими миллиардами рублей. Получив полное освобождение от уплаты налога на прибыль в окружной и в местные бюджеты, эти ООО направляли примерно половину «сэкономленных» налоговых средств на развитие социальной инфраструктуры округа. Характерно, что рассматриваемые общества, юридически самостоятельные и никак не связанные с «Сибнефтью», впоследствии – после отмены права региональных органов власти освобождать организации от уплаты налога на прибыль – были со всеми своими активами присоединены к названной корпорации.
Таким образом, разрушить данную схему
(как и многие другие аналогичные
схемы) удалось исключительно путем
отмены возможности региональных и
местных властей полностью
Например в Канаде ставка налога на прибыль складывается из федеральной и провинциальной. Общая федеральная ставка – 28% (для компаний обрабатывающей промышленности – 23. (Приложении 5)
Действующие нормы Налогового кодекса РФ позволяют налогоплательщикам применять контрактные цены, отклоняющиеся от рыночных на 20%. А, собственно, почему в Кодексе обозначена величина в 20, а не, скажем, в 10 или 25%? Ответа на этот вопрос нет, а предприятия, четко «вписываясь» в рамки закона, включая статьи 20 и 40 Кодекса, успешно «оптимизируют» свою налоговую нагрузку и без применения механизмов трансфертного ценообразования… Есть, очевидно, над чем задуматься и поработать законодателям. Плодотворная работа в обозначенных выше и других направлениях стала бы, думается, конструктивной альтернативой неуместному самодовольству, проявляющемуся в заявлениях о практической завершенности налоговой реформы в России. [18, с. 18–21.]
Но положительной стороной налоговой реформы является увеличение с каждым годом налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. (Приложение 6). [21]
В зарубежных странах налоговые
вопросы давно уже занимают почетное
место в финансовом планировании
предприятий. В условиях высоких
налоговых ставок неправильный или
недостаточный учет налогового фактора
может привести к весьма неблагоприятным
последствиям или даже вызвать банкротство
предприятия. С другой стороны, правильное
использование предусмотренных
налоговым законодательством
При налоговом планировании не следует
ориентироваться только на размеры
налоговых ставок. Напротив, размеры
налоговых ставок с точки зрения
обложения налоговой
На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20–25%.
Снижение высоких нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит избирательный характер.
Практически во всех странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д.
Многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7–8 лет равносильна полному освобождению от налога.
Компании с международным
Заключение
С точки зрения такого внутреннего планирования все налоги, уплачиваемые предприятием, рассматриваются как его собственные издержки; разница лишь в возможностях и методах их учета. Так, налоги, уплачиваемые с имущества или капитала предприятия, могут быть точно определены заранее; конечное бремя налогов с оборотов таможенных пошлин и других налогов, рассчитываемых на базе цен продаваемых товаров и услуг, может быть определено лишь с учетом возможности переложения этих налогов на потребителей (путем изменения цен); размер корпорационного налога зависит от целого ряда компонентов, влияющих на величину балансовой прибыли, из которых только часть может регулироваться самим предприятием, а остальные определяются внешними причинами, поэтому в отношении этого налога может быть лишь более или менее точный прогнозный расчет. Кроме того, предприятие должно планировать возможную экономию на уплату налогов вследствие использования льгот, предусмотренных для тех или иных форм расходования его накоплений, отсрочек в уплате налога и т.д. Таким образом, часть налогов представляет собой постоянную, заранее известную долю общих издержек, другие налоги являются переменной величиной, зависящей от факторов, в разной степени поддающихся измерению или прогнозированию.
Поэтому при планировании своей
деятельности, размещении накопленных
доходов и ресурсов предприятие
разрабатывает, как правило, несколько
вариантов, из которых выбирает тот,
который обеспечивает минимальный
размер налоговых обязательств (естественно,
при равенстве прочих коммерческих
и финансовых условий). При этом наиболее
широкие возможности для
Необходимо отметить некоторыеосновные
положительные моменты, характе
1. Хорошо развитая и
2. Большое значение деловой и
финансовой репутации
3. Систематизация опыта работы
налоговых служб и
4. Горизонтальные и вертикальные
механизмы сотрудничества
5. На Западе налоговое
6. Разумная дифференциация
7. Относительно стабильная
8. Налоговые преступления
9. Отлаженная система возмещения
причиненного государству
10. Опыт, в частности США, привлечения
к уголовной ответственности
юридических лиц за налоговые
преступления может быть очень
полезен для российского
Следует отметить, что, сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению эффективности работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования своей налоговой системы, превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения. [25]
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г.)