Организация финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:11, реферат

Краткое описание

В юридической и экономической науке под финансовым контролем понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности.
Целью работы является анализ развития финансового контроля в РФ, а так же разработка мер по его совершенствованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Содержание, задачи и виды финансового контроля ……….…………….4
Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики …………………………………...4
Виды и методы финансового контроля…………………………...7
Модели и формы финансового контроля ...……………………..11
Организация финансового контроля в РФ…………………………………....13
Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ…………………………………………………………………..13
Анализ финансового контроля со стороны Счетной палаты
РФ……...…………………………………………………………...20
Негосударственный финансовый контроль……………………..30
Основные направления совершенствования финансов в РФ………………....33
Заключение………………………………………………………………………...38
Список используемой литературы…………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый контроль РФ.docx

— 597.70 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Пензенский государственный 

университет архитектуры и строительства

 

Институт экономики и менеджмента

 

Кафедра экономики, организации и  инвестиций

 

 

 

реферат

 

по  дисциплине «Финансы и кредит»

на  тему «Организация финансового контроля в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Содержание, задачи и виды финансового контроля ……….…………….4
    1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики …………………………………...4
    2. Виды и методы финансового контроля…………………………...7
    3. Модели и формы финансового контроля ...……………………..11
  2. Организация финансового контроля в РФ…………………………………....13
    1. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ…………………………………………………………………..13
    2. Анализ финансового контроля со стороны Счетной палаты
    3. РФ……...…………………………………………………………...20
    4. Негосударственный финансовый контроль……………………..30
  3. Основные направления совершенствования финансов в РФ………………....33

Заключение………………………………………………………………………...38

Список используемой литературы…………………………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

В любом обществе, где  существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает  финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной  для рыночной экономики системы  свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности  всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Поэтому  в рыночных условиях финансовая система  государства приводится в действие и управляется преимущественно  посредством норм финансового права. Законность и стабильность особенно важны в таких областях, как  установление налогов и иных платежей в бюджет, регулирование другой бюджетной  деятельности государства. Основным содержанием  финансового контроля в условиях рынка являются обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов  государства и его граждан, всех субъектов хозяйствования и управления; содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике.

С другой стороны, важнейшим  условием стабилизации финансовой системы  государства является обеспечение  устойчивого сбора налогов и  других обязательных платежей.

Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной  деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования  определенных фондов денежных средств.

Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции  финансовых ресурсов и организации  процесса их перераспределения требует  создания четкой системы финансового  контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства  и оценить ее эффективность и  целесообразность.

В юридической и экономической  науке под финансовым контролем  понимают осуществляемую с использованием специфических организационных  форм и методов деятельность государственных  и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической  эффективности финансово-хозяйственной  деятельности, увеличения доходных поступлений  в бюджет и сохранности государственной  и муниципальной собственности.

       Целью работы является  анализ развития финансового контроля в РФ, а так же разработка мер по его совершенствованию.

 

 

 

 

  1. Содержание, задачи и виды финансового контроля

 

    1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики

 

      Финансовый контроль — это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации. Финансовый контроль — форма реализации контрольной функции финансов.[2, c.104]

     Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

  1) строго регламентированную  деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

  2) неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками на макро-, и микроуровне  с целью обеспечения целесообразности  и эффективности финансовых операций.

     Оба аспекта контроля взаимосвязаны,  но различаются целями, методами  и  субъектами контроля. Если  в первом случае преобладает  правовая и количественная сторона  контроля, то во втором — упор  делается на аналитическую сторону  финансового контроля.

Финансовый контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических  процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы  контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в  содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении  процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного  хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно  возрастает.

Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает  необходимым условием эффективности  управления ими. Сложность понимания  финансового контроля обусловлена  сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются основой  любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется  весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой  сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Для осуществления финансового  контроля создаются особые контрольные  органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности  и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном  порядке.

Финансовый контроль как  особая область контроля, связанная  с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях экономики  страны.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог  на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти  показатели имеют синтетический  характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной  и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также  механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые  с использованием денег, а в некоторых  случаях  и  без  них (бартерные  сделки и т. п.).

Контролю подлежат не только плохо  работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности  пропорций распределения и перераспределения  стоимости валового общественного  продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового  состояния и эффективного использования  трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также  налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят  следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов  и фондов народного хозяйства; обеспечение  своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным  бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости  и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных  учреждениях, а также правильному  ведению бухгалтерского учета и  отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных  актов, в том числе в области  налогообложения предприятий, относящихся  к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных  и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта  ответственность может быть выражена как в административных, так и  в экономических (материальных) мерах  воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия  конкретно проявляются через  финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые  содействуют повышению эффективности  производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.

Проблема усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности.

В государствах тоталитарного  типа формы организации и цели финансового контроля подчинены  интересам правящей администрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует чисто фискальные цели. В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее время принадлежит Россия, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарности государственного финансового контроля и создают правовую основу для его организации. Так, помимо института счетных палат и налоговых ведомств, присущих развитым странам, современная система государственного финансового контроля России включает и ряд других специальных органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» к таким органам относятся: Центральный банк, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Поскольку частная форма  собственности в России еще не заняла подобающее место в экономической системе, действия государственных контролеров распространяются на многие сферы приложения акционерного и частного капитала. Трудности переходного к рынку периода непосредственно отражаются и на методах контроля. Так, проблема нехватки государственных средств для покрытия бюджетных расходов зачастую решается посредством скорее административных, чем экономических методов, тотального ужесточения санкций за налоговые и другие финансовые нарушения. Это приводит к ущемлению интересов частного капитала и снижению деловой активности. По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает все более правовой характер и постепенно приближайся к западной модели, которая, по оценкам специалистов, в целом доказала свою эффективность. Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость более тщательного контроля за исполнительной властью и соответственно повышением профессионального уровня контрольных служб. С другой стороны, усиление рыночной конкуренции заставляет предприятия совершенствовать методы внутреннего контроля, привлекая специалистов специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков, финансовых корпораций.

 

 

    1. Виды и методы финансового контроля

 

Виды  финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим  критериям:

  1. Регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
  2. Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;
  3. Субъекты контроля — государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный , правовой, гражданский, аудиторский;
  4. Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой. [1, c.49]

 

по регламенту осуществления:

 

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Информация о работе Организация финансового контроля в РФ