Организация финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:11, реферат

Краткое описание

В юридической и экономической науке под финансовым контролем понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности.
Целью работы является анализ развития финансового контроля в РФ, а так же разработка мер по его совершенствованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Содержание, задачи и виды финансового контроля ……….…………….4
Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики …………………………………...4
Виды и методы финансового контроля…………………………...7
Модели и формы финансового контроля ...……………………..11
Организация финансового контроля в РФ…………………………………....13
Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ…………………………………………………………………..13
Анализ финансового контроля со стороны Счетной палаты
РФ……...…………………………………………………………...20
Негосударственный финансовый контроль……………………..30
Основные направления совершенствования финансов в РФ………………....33
Заключение………………………………………………………………………...38
Список используемой литературы…………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый контроль РФ.docx

— 597.70 Кб (Скачать файл)

Анализ результатов  проверок, проведенных Счетной палатой, показал, что в 66 главных администраторах  средств федерального бюджета (60,6 % общего количества) разработаны стандарты  финансового контроля, положения, инструкции или методические рекомендации по его  осуществлению (Казначействе России, Росфиннадзоре, Росреестре, ФССП России, ФСИН России, Управлении делами Президента Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Судебном департаменте при  Верховном Суде Российской Федерации).

В Федеральном  казначействе выстроена единая система  внутреннего контроля, включая систему  его стратегического планирования, оценку эффективности деятельности и управление рисками. В центральном  аппарате Федерального казначейства создано  Управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства, в управлениях  Федерального казначейства по субъектам  Российской Федерации - отделы внутреннего  контроля.

В 2011 году в  Федеральном казначействе вступили в силу приказы от 25 января № 19 «Об  утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном  казначействе» и от 29 июня № 253 «Об  утверждении Стандартов внутреннего  контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности», которые разработаны с учетом международного опыта для использования контрольно-аудиторскими подразделениями Федерального казначейства и иными привлекаемыми к осуществлению контрольной и аудиторской деятельности работниками органов Федерального казначейства при организации и проведении контрольных и аудиторских мероприятий в органах Федерального казначейства по исполнению функций и осуществлению полномочий в установленной сфере деятельности.

В целях  подготовки рекомендаций по предупреждению и устранению нарушений и недостатков  в деятельности структурных подразделений  Федерального казначейства и его  территориальных органов, а также  совершенствования их системы управления функционирует Контрольный совет  Федерального казначейства, возглавляемый  заместителем руководителя Федерального казначейства.

Анализ динамики количества главных администраторов средств  федерального бюджета, в которых  созданы подразделения и утверждены стандарты внутреннего контроля, представлен на следующей диаграмме.

 

 

Количество главных  администраторов средств федерального бюджета, в которых созданы подразделения  и утверждены стандарты внутреннего  контроля

 


По состоянию  на 1 января 2011 года в 43 главных администраторах  средств федерального бюджета (39,4 % общего количества) отсутствовали утвержденные стандарты внутреннего государственного финансового контроля, в том числе  в Росприроднадзоре, Рослесхозе, Росалкогольрегулировании, Росгидромете, Россельхознадзоре, Ростехнадзоре  и других.

В Минздравсоцразвития  России и Росздравнадзоре не приняты  критерии оценки результативности и  эффективности контрольной деятельности и, соответственно, оценка результативности работы подразделения и каждого  работника ведомственного контроля не производилась. В РАМН отсутствуют стандарты внутреннего контроля, а также документы, устанавливающие критерии рисков в деятельности главного администратора средств федерального бюджета, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета в 2010 году, анализ экономической целесообразности проведения контрольных мероприятий не проводился.

По состоянию  на 1 января 2011 года у 54 главных распорядителей (распорядителей), получателей средств  федерального бюджета (50 % общего количества) отсутствовали правовые акты о порядке  ведения мониторинга результатов  деятельности (результативности бюджетных  расходов, качества предоставляемых  услуг), в том числе в Минэнерго  России, Росприроднадзоре, Росмолодежи, Роскомнадзоре, Росжелдоре, Росстате, Росимуществе, Росстандарте, Рособоронпоставке, ФСКН России, ФСТ России, Ростехнадзоре, Росфинмониторинге.

 В соответствии со статьей 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные распорядители средств федерального бюджета вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных унитарных предприятий.

Планом контрольной  работы на 2010 год, утвержденным руководителем  Роструда 2 декабря 2009 года, предусматривалось  проведение 13 проверок финансово-хозяйственной  деятельности государственных инспекций  труда. При этом план контрольной  работы на 2010 год не соответствует  Положению о требованиях к  деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, утвержденному  приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» (проверяемый  период, суммы финансирования объектов контроля в проверяемом периоде, ответственные исполнители не определены). В 2010 году перечень структурных подразделений  центрального аппарата Роструда, по отношению  к которым осуществляется внутренний контроль, также не определен.

В Минобороны России не сформирована система внутреннего  контроля, обеспечивающая эффективное  управление имуществом и бюджетными расходами, позволяющая предотвращать  нерациональное и неэкономное использование  бюджетных средств, выявлять механизмы  хищений, утрат и другие экономические  нарушения.

Анализ результатов  проверок, проведенных Счетной палатой, показал, что отсутствовали разработанные  и утвержденные планы контрольной  деятельности и,  соответственно, не проводились контрольные мероприятия  подразделениями внутреннего финансового  контроля и отдельными должностными лицами Рособрнадзора, государственного учреждения «Государственный академический  Большой театр России», РАХ.

Анализ таблицы  № 5, представленной главными распорядителями (распорядителями), получателями средств  федерального бюджета в Счетную  палату, в составе пояснительной  записки к бюджетной отчетности за 2010 год показал, что мероприятия предварительного внутреннего контроля в 2010 году не осуществлялись 13 главными распорядителями (распорядителями), получателями средств федерального бюджета (12 %); текущего – 5 (4,6 %); последующего – 10 (9,3 %).

 Анализ, осуществленный Счетной палатой, показал, что общий размер нарушений, выявленных в процессе ревизий и проверок, проведенных контрольно-инспекторскими подразделениями и отдельными специалистами в 2010 году, составил 48 670,7 млн. рублей, что на 16,3 % меньше, чем в 2009 году (58 159,5 млн. рублей). В структуре нарушений объем выявленных нарушений при расходовании бюджетных средств – 10 336,5 млн. рублей (21,2 %), нарушений при осуществлении государственных закупок – 1 230,6 млн. рублей (2,5 %), нарушение указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации - 170,7 млн. рублей (0,4 %), нарушения в части источников финансирования дефицита федерального бюджета – 42,5 млн. рублей (0,1 %), нарушений при работе с государственной собственностью – 4 525,0 млн. рублей (9,3 %), нарушений учета и отчетности – 3 329,0 млн. рублей (6,8 %), нарушения по приносящей доход деятельности – 1807,2 млн. рублей (3,7 %), иные нарушения – 27 229,2 млн. рублей (56 %).

Объемы выявленных нарушений по главным администраторам средств  федерального бюджета приведены на следующей диаграмме.

 

Отношение объема выявленных нарушений к сумме  проверенных средств федерального бюджета составила в 2010 году от 0,1 % (Россельхознадзор, Минфин России, ФТС  России, МЧС России, ЦИК России, РФФИ) до 62,2 % и 99,9 % (Росводоресурсы, Минкультуры  России).

В 2010 году федеральные  органы исполнительной власти принимали  меры по возмещению объемов бюджетных  средств по выявленным нарушениям.

Всего по фактам выявленных нарушений к административной и дисциплинарной ответственности привлечены 6 063 должностных лица в 43 главных администраторах средств федерального бюджета, к уголовной ответственности - 167 человек в 8 главных администраторах средств федерального бюджета, к материальной ответственности – 44 359 должностных лиц на общую сумму 33,9 млн. рублей в 22 главных администраторах средств федерального бюджета. Финансовые санкции к проверяемым организациям начислены в 18 главных администраторах средств федерального бюджета в размере 17 262,5 млн. рублей, возмещено - 1 617,7 млн. рублей (9,4 % начисленных финансовых санкций, 3,3 % объема выявленных нарушений).

Взаимодействие  подразделений внутреннего контроля федеральных органов исполнительной власти осуществлялось путем согласования годовых планов контрольных мероприятий и представления справочных и иных материалов по различным вопросам, в том числе: в МЧС России и ФСКН России взаимодействие подразделений внутреннего контроля с органами государственного финансового контроля осуществлялось путем согласования годовых планов контрольных мероприятий с Росфиннадзором;

Генеральная прокуратура Российской Федерации  и Следственный комитет при прокуратуре  Российской Федерации согласовывали  годовые планы контрольных мероприятий  со Счетной палатой и Росфиннадзором;

Росграница  в рамках взаимодействия с органами государственного финансового контроля предоставляла Счетной палате справочные и иные материалы по различным  вопросам.

14.9. В ходе контрольных мероприятий по проверке исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2010 год Счетной палатой на основании полученных данных проведен анализ уровней показателей, влияющих на эффективность внутреннего контроля в главных администраторах средств федерального бюджета. Были оценены по 5-балльной шкале следующие показатели:

закрепление полномочий подразделений внутреннего  контроля и отдельных должностных  лиц, осуществляющих внутренний контроль;

уровень подотчетности;

взаимодействие  с органами государственного финансового  контроля;

организационная структура;

кадровый  потенциал;

организация контрольной деятельности;

планирование  контрольной деятельности;

сфера деятельности. [3]

По каждому  главному администратору средств федерального бюджета установлен средний балл, в соответствии с которым определен  уровень внутреннего контроля (высокий, средний, низкий).

Результаты  анализа показали, что высокий  уровень внутреннего контроля установлен в 13 главных администраторах средств  федерального бюджета (средний балл больше 4), в том числе в Федеральном  казначействе, Росфиннадзоре, Росреестре, Росавтодоре. В то же время низкий уровень (средний балл меньше или  равен 2) установлен в 19 федеральных  органах исполнительной власти, в  остальных федеральных органах  исполнительной власти

уровень внутреннего  контроля соответствует среднему уровню, что объясняется прежде всего  несовершенством соответствующей  нормативно-правовой базы.

Так, статьей 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации  предусмотрено право (но не обязательность) создавать федеральным органам  исполнительной власти (подразделения  внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля). При этом отсутствует четкое разграничение  понятий внутреннего и внешнего государственного аудита, внутреннего  финансового аудита и внутреннего  контроля, а также увязка между  ведомственным финансовым контролем  и внутренним контролем.

В недостаточной  степени сформирована методическая база внутреннего контроля и аудита. В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации на Минфин России возложены полномочия по нормативному и методическому  обеспечению деятельности по осуществлению  государственного (муниципального) финансового  контроля федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и исполнительно-распорядительными  органами (должностными лицами) муниципальных  образований.

Приказом  Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» утверждено Положение о требованиях к  деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, являющееся основным методическим документом по обеспечению  ведомственного финансового контроля.

Вместе с  тем Минфином России не подготовлены методические рекомендации по осуществлению  внутреннего финансового контроля.

Необходимо отметить, что  Положение о требованиях к  деятельности по осуществлению государственного финансового контроля и самостоятельные  стандарты внутреннего контроля не в полной мере соответствуют Международным  профессиональным стандартам внутреннего  аудита, разработанным Институтом внутренних аудиторов, и стандартам ИНТОСАИ.

 

 

    1. Негосударственный финансовый контроль

Формирование основ рыночной экономики  повышает роль тех видов финансового  контроля, которые проводятся без  непосредственного участия государственных  контролирующих органов. К негосударственным  видам финансового контроля относятся  внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами, аудиторский  контроль.

  Внутрифирменный финансовый  контроль

 

     Осуществляется  экономическими  службами самого предприятия,  фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового  менеджмента и др. — за финансовой  деятельностью его предприятия,  его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля  постоянно следят за эффективностью  и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

Информация о работе Организация финансового контроля в РФ