Использование новых информационных
технологий должно стать фактором повышения
совершенствования эффективности
государственного финансового контроля.
Информатизация деятельности органов
государственной власти и государственного
финансового контроля на основе передовых
технологий открывает перспективы
повышения эффективности использования
государственных ресурсов. С появлением
новых информационных технологий станет
возможным в полной мере обеспечить открытость
бюджетов всех уровней, возможность в
реальном масштабе времени контролировать
расходы и доходы каждого получателя бюджетных
средств. Наличие оперативной информации
о финансово-хозяйственной деятельности
всех участников бюджетного процесса
будет способствовать предупреждению
нарушений финансово-хозяйственной деятельности.
Для формирования единого информационного
пространства необходима информационная
совместимость результатов деятельности
контрольных органов, автоматизация учета
контрольных мероприятий и обеспечение
обмена соответствующей информацией между
контрольными органами и т.п.
В целях совершенствования аудиторского
контроля особого внимания заслуживает
проблема повышения качества оказываемых
аудиторских услуг. Важное значение
в этой связи приобретает разработка
дополнительных критериев, характеризующих
деятельность аудиторских организаций
помимо соблюдения действующих правил
(стандартов). Кроме того, повышению
качества оказываемых аудиторских
услуг будут способствовать и
такие факторы, как создание методик
оценки ущерба от осуществления некачественного
аудита, упрощение существующей системы
судебного делопроизводства и др.
Качество аудиторских услуг тесно
связано с уровнем квалификации
аудиторов, повышению которого должна
способствовать более эффективная
система их профессиональной подготовки.
Помощь в реализации этого направления
должны также оказывать профессиональные
аудиторские объединения (например,
Аудиторская палата России).
Важным направлением совершенствования
аудиторского контроля в РФ должно
стать изменение характера проводимого
аудита, который будет заключаться
не только в выражении мнения о
достоверности отчетности, но и в
предоставлении необходимой информации
ее пользователям о фактическом
финансовом положении субъекта хозяйствования.
Для дальнейшего расширения взаимодействия
органов государственного финансового
контроля и аудиторских организаций
необходимо расширить и более четко формализовать
направления возможного сотрудничества,
например, в части проведения анализа
рационального и эффективного использования
организациями государственных финансовых
средств и имущества. Наиболее важным
моментом является также согласование
интересов всех участников рынка аудиторских
услуг на базе эффективного механизма
его регулирования, который включал бы
меры не только административного, но
и финансового воздействия, а также учитывал
бы систему установленных этических норм,
имеющих сегодня в основном декларативный
характер.
В современных условиях своего решения
требует законодательное обеспечение
внутрихозяйственного финансового
контроля, нынешнее состояние которого
позволяет говорить лишь о его
создании, а не о развитии. Следует
законодательно закрепить основы функционирования
служб внутреннего контроля и установить
основы их взаимодействия с другими органами
финансового контроля. Важным направлением
совершенствования системы внутрихозяйственного
контроля являются разработка и реализация
наиболее рациональных форм, методов его
осуществления, способствующих снижению
злоупотреблений должностных лиц, сохранности
и рациональному использованию финансовых
ресурсов, снижению трудоемкости контрольной
работы (например, внедрение бюджетирования,
ориентированного на результат).
Дальнейшему развитию и совершенствованию
общественного контроля должно способствовать
осуществление следующих мер: расширение
деятельности попечительских советов,
создание которых предусмотрено
действующим законодательством; более
четкая регламентация отдельных
аспектов деятельности некоммерческих
организаций (общественных организаций,
партий, союзов и др.), таких как
информирование о результатах своей
деятельности (определение конкретного
перечня средств массовой информации,
в которых должны публиковаться
отчеты таких организаций, установление
мер ответственности за уклонение
от публикации отчетов); законодательное
обеспечение процедур доступа к
государственным информационным ресурсам,
исключая информацию с ограниченным
доступом, как важнейшую основу осуществления
общественного контроля за деятельностью
органов государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных,
политических и иных организаций; обеспечение
возможности участия общественности
в проведении конкретных контрольных
действий (например, инвентаризации товарно-материальных
ценностей и денежных средств).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика
свидетельствует, что в настоящее
время в Российской Федерации
функционирует конгломерат разрозненных
звеньев финансового контроля, в
том числе и на высшем уровне,
слабо взаимодействующих между
собой. Случается, что один и тот
же экономический субъект последовательно
подвергается проверке со стороны нескольких
контрольных органов. В результате
как бы имеет место непрерывный
контрольный процесс. Однако он не имеет
подчас практического смысла и вызывает
негативное отношение. До сих пор
не разработана и не утверждена официальная
концепция становления и развития
государственного финансового контроля.
Рассматривая
вопрос о современном состоянии
координации контрольной деятельности,
нельзя не упомянуть, что определенные
организационные меры по взаимодействию
государственных контрольных мероприятий
проводятся. Осуществление взаимодействия
предусмотрено в Федеральном
законе «О Счетной палате Российской
Федерации», в Положении «О Главном
контрольном управлении Президента
Российской Федерации», утвержденном
указом главы государства. Но этого
недостаточно. Необходима обеспеченная
в правовом и организационном
аспектах эффективная система координации
взаимодействия органов, осуществляющих
функции по контролю за исполнением
бюджета. В целях повышения эффективности
контроля, предупреждения параллелизма
и пересечения функций контрольных
органов Правительством РФ при участии
Главного контрольного управления Президента
РФ и других субъектов госконтроля
возможна разработка проекта концепции
государственного контроля, которая
предусматривала создание Совета по
координации контрольной деятельности.
Снятию
противоречий между органами государственного
финансового контроля будет способствовать
четкое, законодательно оформленное
разграничение функций внутреннего
и внешнего финансового контроля
за исполнением бюджета как подсистем
внутри единой системы госфинконтроля.
Заслуживает внимания в части рассматриваемого
вопроса и зарубежный опыт. Так, в «Лимской
декларации руководящих принципов контроля»
определены общие правила деятельности
контрольных органов, их взаимоотношения,
взаимодействие между собой, в том числе
с президентом, парламентом, правительством.
Таким образом,
подводя итог анализу бюджетного
контроля в системе государственных
органов исполнительной власти, необходимо
сделать следующие выводы:
— четко
определить в Бюджетном кодексе
функции Правительства РФ в сфере
бюджетного контроля. В Бюджетном
кодексе отсутствуют полномочия
Правительства РФ, позволяющие обеспечивать
общее организационное и функциональное
руководство процессом бюджетного контроля
органов исполнительной власти;
— поскольку
реализация функции контроля за исполнением
федерального бюджета возложена
на разные структурные подразделения
Министерства финансов РФ, постольку
требуется четко определить компетенцию
каждого из них, а также установить
нормативный порядок их правоотношений.
Предварительный и текущий контроль
за исполнением федерального бюджета
должен быть исключительной прерогативой
федерального казначейства, поскольку
именно на него возложена функция
исполнения федерального бюджета, управления
счетами федерального бюджета и
бюджетными средствами. Последующий
контроль за исполнением должен быть
возложен на Счетную палату РФ.
Эффективный
государственный контроль за исполнением
бюджета возможен только при обеспечении
реальной консолидации и координации
возможностей субъектов парламентского,
правительственного контроля, а также
контрольных структур окружного
уровня и уровня субъектов РФ.
Исходя из вышесказанного, выходом из
ситуации может стать принятие Президентом
РФ решения об издании указа под условным
названием «О координации и взаимодействии
органов государственного контроля».
Актуальность создания центра координации
органов госконтроля в России в связи
с указом, в том числе и контроля за исполнением
бюджета, обусловлена и вписывается в
реформирование административной системы.
В указе может быть предусмотрено создание
Совета по координации органов государственного
контроля, основной целью которого может
стать выработка научно и практически
обоснованных предложений по приоритетным
направлениям совершенствования государственной
контрольной политики. Состав Совета по
координации целесообразно сформировать
из представителей руководства законодательной,
исполнительной и судебной власти федерального
уровня, руководителей контролирующих
органов (их подразделений), правоохранительных
и налоговых министерств и ведомств, полномочных
представителей Президента РФ в федеральных
округах, Генерального прокурора РФ, Уполномоченного
по правам человека в РФ, специалистов-практиков
и ученых. Эффективная работа Совета придаст
разрозненным усилиям субъектов контроля
согласованность, целенаправленность
и действенность в организации государственного
контроля за исполнением бюджета и госконтроля
в целом.
Список литературы
- Финансы: учеб. --2-е изд., перераб. и доп./иод ред. В. В. Ковалева.—М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.—630 с.;
- Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2006. - 543 с.;
- Официальный сайт Счетной палаты РФ
Конституция
Российской Федерации;
- Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-фз «О счетной палате Российской Федерации;
- Указ Президента Российской Федерации от16.03.1996 № 383 (ред. От 27.06.2000) «О Главном Контрольном Управлении Президента Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 (ред. От 18.06.1999) «Об Утверждении Положения о Министерстве Финансов Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 02.12.90 (ред. 08.07.1999) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»;
- Миляков Н.В. Финансы: Учебник. — 2_е изд. — М.: ИНФРА_М, 2004. —543 с.
- Финансовое право России : учебник / Ю. А. Крохина. — 3е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2008. — 720 с.
- Финансовое право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. — М.; ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. — 444 с.
- Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2006. - 543 с.
- Грачева Е.Ю. Финансовая деятельность и финансовый контроль в системе социального управления // Финансовое право. 2003. N 2. С. 11.
- Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. Финансовый контроль: Учебное пособие. М., 2004. С. 16.
- Данилевский Ю.А. Приоритеты российской бюджетной политики // Бюджетная реформа в России: современный этап: Доклады и выступления на научно-практическом семинаре "Бюджетная реформа и проблемы совершенствования бюджетного законодательства России". 25 февраля 2003 г. М., 2003. С. 15 - 16.
- Денисенко В.В. "Совершенствование правового обеспечения системы государственного финансового контроля"// "Современное право", 2006, N 3
- Ицкович Б.Ф. Институциональное развитие системы органов финансово-хозяйственного контроля России. Практический аспект // Финансы и кредит. 2005. N 2(170). С. 61.
- Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. М., 2000. С. 164.
- Конюхова Т.В. "К вопросу о концепции проекта Федерального Закона "О Финансовом Контроле" //"Журнал российского права", 2006, N 6
- Коростелев Ю.В. Государственный финансовый контроль: проблемы и решения // Финансы. 1997. N 8. С. 3 – 5.