Организация финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:11, реферат

Краткое описание

В юридической и экономической науке под финансовым контролем понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности.
Целью работы является анализ развития финансового контроля в РФ, а так же разработка мер по его совершенствованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Содержание, задачи и виды финансового контроля ……….…………….4
Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики …………………………………...4
Виды и методы финансового контроля…………………………...7
Модели и формы финансового контроля ...……………………..11
Организация финансового контроля в РФ…………………………………....13
Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ…………………………………………………………………..13
Анализ финансового контроля со стороны Счетной палаты
РФ……...…………………………………………………………...20
Негосударственный финансовый контроль……………………..30
Основные направления совершенствования финансов в РФ………………....33
Заключение………………………………………………………………………...38
Список используемой литературы…………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый контроль РФ.docx

— 597.70 Кб (Скачать файл)

Внутренний  контроль сопровождает весь процесс  инвестирования капитала. Так называемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Контроль со стороны  коммерческих банков

 

     Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Если отделения Государственного банка СССР контролировали всю финансовую деятельность закрепленных за ними предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий — потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка — важный элемент управления кредитным риском.

Аудиторский контроль

 

Это новый  вид финансового контроля, возникший  в Российской Федерации с конца 80-х годов. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния.

Основные  задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и  финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных  операций нормативным актам, действующим  в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной  документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых  экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской  отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной  деятельности; обучение работников бухгалтерских  служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских  проверок..

Аудиторская проверка может быть обязательной и  инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 19941. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитный организации (включая Банк России); страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных  и муниципальных), отдельные показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как  отдельные граждане, прошедшие государственную  аттестацию и зарегистрированные в  качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в  том числе иностранные). Они могут  иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества. После получения лицензии на право осуществления  аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой  предпринимательской деятельностью.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В соответствии с Временными правилами аудиторской  деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

1) заключение  без замечаний — аудитор подтверждает  достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;

2) заключение  с замечаниями (оговорками), свидетельствующее  об общем положительном мнении  аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;

3) отрицательное  заключение составляется в тех  случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;

4) заключение  не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена  возможность получить необходимую  информацию о проверяемом объекте.

Сфера действия аудиторского контроля в России расширяется  по мере становления развитых рыночных отношений, повышения профессионального  уровня сотрудников аудиторских  служб, роста спроса на их услуги с  целью снижения финансовых рисков частных  фирм в условиях растущей конкуренции. Законопроект «Об аудиторской деятельности в РФ», находящийся в стадии рассмотрения, учитывает международные требования к ведению аудиторской деятельности, что со временем позволит российскому  аудиту интегрироваться в систему  международных экономических отношений  и обеспечит признание российских аудиторских заключений зарубежными  потребителями.

  1. Основные направления совершенствования финансового контроля в РФ

Роль финансового контроля в  создании адекватной современным экономическим  условиям системы управления финансами  трудно переоценить. В связи с  этим большое значение приобретает  необходимость совершенствования  финансового контроля с целью  повышения его действенности  и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления  контроля положительных результатов  намеченным целям с одновременным  учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим  основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в  РФ как важнейшей составляющей общенационального  контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения  и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы  финансового контроля и т.п. Следует  также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и  объекты финансового контроля, разделить  сферы внешнего и внутреннего  финансового контроля. Отсутствие общих  подходов к классификации финансового  контроля, единой терминологии в части  определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает  трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов  и т.п.), способствует возникновению  ряда спорных ситуаций, например, в  отношении мер ответственности  за финансовые нарушения. Необходимо также  завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового  контроля, используя опыт Счетной  палаты РФ.

В вопросах совершенствования финансового  контроля большая роль принадлежит  различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового  контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы  осуществления того или иного  вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии  финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования  государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового  контроля в РФ и повышения его  эффективности является принятие единой концепции государственного финансового  контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ  оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В современных условиях отсутствует  механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение  органа, обладающего статусом высшего  контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов  государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии  финансового контроля. До сих пор  не решен вопрос о необходимости  разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный  закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных  органов.

В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств. Требует  завершения работа по конкретизации  и законодательному закреплению  критериев неэффективного использования  бюджетных средств, распоряжения государственной  собственностью, а также ответственность  за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в  ходе осуществления финансового  контроля, является нецелевое использование  бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым  использование бюджетных средств  может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности  за нецелевое и неэффективное  расходование государственных средств.

Важной проблемой осуществления  контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам  проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять  комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных  должностных лиц за нарушение  требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Контрольных органов; по установлению правовых норм, закрепляющих механизм возврата бюджетных средств и ответствен-Н0сти должностных лиц за предоставление необеспеченных бюджетных кредитов и ссуд и т.п.

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной  деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить  основы проведения ревизии, определив  цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих  Право на проведение ревизии, их права  и обязанности; определить права  и обязанности ревизуемых организаций  и т.п.

Важным вопросом совершенствования  контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся  в совершении различными органами своих  функций в отношении одних  и тех же объектов контроля, - Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных  органов, созданных главными распорядителями  и распорядителями бюджетных  средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Органы налогового и таможенного  контроля должны более тесно взаимодействовать  с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной  палатой РФ. Кроме того, повышению  эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или  не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов  хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона  направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями  налогоплательщиков; совершенствование  программного обеспечения процедуры  камеральных проверок, а также  стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

Информация о работе Организация финансового контроля в РФ