Организация финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:11, реферат

Краткое описание

В юридической и экономической науке под финансовым контролем понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности.
Целью работы является анализ развития финансового контроля в РФ, а так же разработка мер по его совершенствованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Содержание, задачи и виды финансового контроля ……….…………….4
Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики …………………………………...4
Виды и методы финансового контроля…………………………...7
Модели и формы финансового контроля ...……………………..11
Организация финансового контроля в РФ…………………………………....13
Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ…………………………………………………………………..13
Анализ финансового контроля со стороны Счетной палаты
РФ……...…………………………………………………………...20
Негосударственный финансовый контроль……………………..30
Основные направления совершенствования финансов в РФ………………....33
Заключение………………………………………………………………………...38
Список используемой литературы…………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый контроль РФ.docx

— 597.70 Кб (Скачать файл)

 

По времени проведения:

 

     Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, финансовых планов и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономических документов и проектов законов. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли. Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий, организаций на текущие и капитальные расходы.

    Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов финансового контроля. Он ведется в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой (бюджетной, налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и отчетности. Оперативность здесь имеет первостепенное значение. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов роста рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. На макроуровне в процессе текущего анализа выявляются уровень собираемости налоговых и других платежей в бюджет, своевременность, полнота и целенаправленность финансирования федеральных и территориальных социально-экономических программ, размер бюджетного дефицита и временных кассовых разрывов, источники их покрытия, исследуется динамика государственного внешнего и внутреннего долга и т.д.

     Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом путем анализа отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций. Последующий контроль тесно взаимосвязан с предварительным контролем, базируется на результатах контрольно-аналитической работы, проводимой после завершения отчетного периода. Он позволяет оценить эффективность организации финансовой работы на предприятиях и организациях, в министерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

 

В зависимости  от субъектов:

 

Государственный контроль, который проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Федеральной службой налоговой полиции РФ, Счетной палатой РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Центральным банком РФ и др.). Он обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности;

Ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций. Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности;

Внутрихозяйственный контроль, проводимый финансово-экономическими

службами  субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность;

Общественный контроль, выполняемый неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами (экспертами) на основе добровольности;

Правовой контроль, который проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.;

Гражданский контроль, осуществляемый физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и т.д.

Аудиторский контроль, основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.[2, c. 105-108]

 

Различают следующие методы проведения контроля:

  1. проверки;
  2. обследования;
  3. надзор;
  4. анализ финансового состояния;
  5. наблюдение (мониторинг);
  6. ревизии.

Проверки  производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных  документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и  намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование  в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических  показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор  производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими  лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой  отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью  коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.

Анализ  финансового состояния как разновидность  финансового контроля предполагает детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным  капиталом и эффективности его  использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки  соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

По полноте  охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:

  1. полные – предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;
  2. частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
  3. комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов;
  4. тематические - проводятся на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

В зависимости  от степени «охвата» финансовых и  хозяйственных операций различают ревизии:

  1. сплошные - предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;
  2. выборочные — это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;

комбинированные – предусматривают проверку одних  участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.[1, c.50-51]

 

    1. Модели и формы финансового контроля

 

В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие,    но    обособленные    сферы:     государственный     и

негосударственный финансовый контроль.

  Государственный  финансовый контроль —  комплексная   и  целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и  управления, базирующихся на положениях основных законов государства.  Определяющую  роль в организации  финансового  контроля  играет  конституция  страны.  Правовой регламент контроля зависит от типа государства,  его  социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

   Государственный  финансовый  контроль  призван   отслеживать  стоимостные пропорции    распределения    валового    национального     продукта.     Он распространяется на все каналы движения денежных  ресурсов,  так  или  иначе связанные   с   формированием   государственных   ресурсов,    полнотой    и своевременностью их поступления и  целевым  использованием.  Государственные контролеры  наделены  правом  осуществлять  ревизии   и   проверки   как   в государственном секторе, так и в сфере частного  и  корпоративного  бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.

  Негосударственный   финансовый  контроль  подразделяется  на  внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

     Государственный и негосударственный  виды контроля, несмотря на схожесть методов,   существенно   отличаются   конечными   целями.   Главная    цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну  и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного  с (главным образом,  внутрифирменного)  — напротив,   минимизировать   свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью  повышения  нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы  контроля  ограничены правовыми рамками действующих законов.

   Мировое  сообщество на  основе  многолетнего  опыта  разработало  основные принципы организации государственного  финансового  контроля,  к  реализации которых  стремится  каждое  современное  цивилизованное   государство.   Эти принципы изложены  в  Лимской  декларации  ИНТОСА.  К  ним  относятся  такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность  и гласность.  Независимость  контроля  должна   быть   обеспечена   финансовой самостоятельностью контрольного органа,  более длительными  по  сравнению  с парламентскими сроками полномочий руководителей органов  контроля,  а  также их конституционным характером. Объективность и компетентность  подразумевают неукоснительное  соблюдение  контролерами   действующего   законодательства, высокий  профессиональный  уровень  работы  контролеров  на  основе   строго установленных   стандартов   проведения   ревизионной   работы.    Гласность предусматривает   постоянную    связь    государственных    контролеров    с общественностью и средствами массовой информации.

   Из  этих базовых принципов вытекают  и другие, носящие более прикладной

характер, в  том числе:

   1.  результативность;

   2. четкость и логичность предъявляемых  контролерами требований;

   3. неподкупность субъектов контроля;

   4. обоснованность и доказательность  информации, приведенной в актах

      проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных

      финансовых нарушений);

   5. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых

      преступлениях лиц;

   6. согласованность действий различных  контролирующих органов и др.

Информация о работе Организация финансового контроля в РФ