Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:11, реферат
В юридической и экономической науке под финансовым контролем понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности.
Целью работы является анализ развития финансового контроля в РФ, а так же разработка мер по его совершенствованию.
Введение…………………………………………………………………………….3
Содержание, задачи и виды финансового контроля ……….…………….4
Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики …………………………………...4
Виды и методы финансового контроля…………………………...7
Модели и формы финансового контроля ...……………………..11
Организация финансового контроля в РФ…………………………………....13
Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ…………………………………………………………………..13
Анализ финансового контроля со стороны Счетной палаты
РФ……...…………………………………………………………...20
Негосударственный финансовый контроль……………………..30
Основные направления совершенствования финансов в РФ………………....33
Заключение………………………………………………………………………...38
Список используемой литературы…………………………………………………40
Принимая законы, прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля, государство ориентируется на
вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на результатах.
Мировая практика выделяет две сложившиеся модели финансового контроля. В странах, приверженных англо-саксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке (ревизии). Вопрос о санкциях за финансовые нарушения рассматривают административные и судебные органы.
В странах, придерживающихся французской модели, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции имеют право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, требовать возмещения финансового ущерба.
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
Деятельность органов
Счетная палата РФ является постоянно
действующим органом
Основной задачей Счетной
На уровне субъектов РФ внешний
государственный финансовый контроль
за исполнением региональных бюджетов
осуществляют созданные органами законодательной
(представительной) власти контрольно-счетные
органы. Например, в Москве таким
органом контроля является образованная
Московской городской Думой Контрольно-
Важнейшим органом государственного
финансового контроля в системе
органов исполнительной власти является
Министерство финансов РФ. Постановлением
Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы
Министерства финансов Российской Федерации»
определено, что Министерство финансов
РФ осуществляет наряду с другими
функциями функцию контроля и
надзора в финансово-бюджетной
сфере, реализация которой предполагает
разработку и утверждение: порядка
организации контроля в финансово-бюджетной
сфере; порядка осуществления контроля
за исполнением федерального бюджета
и реализации мер принуждения, применяемых
к участникам бюджетного процесса за
нарушение бюджетного законодательства;
методологии противодействия
Министерство финансов РФ в соответствии
с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314
«О системе и структуре
Министерство финансов РФ и Федеральные
службы осуществляют свою деятельность
во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления, общественными
объединениями и иными
Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об
утверждении положения о
Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «О Федеральной службе страхового надзора» осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов и др. Данная служба осуществляет также полномочия, связанные с получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.
Согласно постановлению
В соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство (федеральная служба) осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, осуществляющих операции с бюджетными средствами, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.
Государственный финансовый контроль
осуществляют также главные распорядители
и распорядители бюджетных
Органы исполнительной власти субъектов РФ для осуществления контроля создают свои органы контроля. Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.04.2003 № 290-ПП «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного финансового контроля города Москвы» контроль за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы, государственных унитарных предприятий и учреждений города Москвы; расходованием средств, поступивших в бюджет муниципального образования из бюджета города Москвы, а также обеспечение координации работы контролирующих органов, осуществляющих финансовый контроль в городе Москве, возложен на Главное управление государственного финансового контроля города Москвы.
В соответствии с Указом Президента
РФ от 08.06.2004 № 729 «О контрольном управлении
Президента Российской Федерации» функцию
обеспечения контрольных
Налоговый контроль в РФ возложен
на органы налогового контроля, которые
возглавляет Федеральная
Министерство РФ по налогам и
сборам, являясь правопреемником
Государственной налоговой
Служба осуществляет контроль за соблюдением
налогового законодательства, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты налогов и других обязательных
платежей, несет ответственность
за выработку и проведение налоговой
политики с целью обеспечения
своевременного поступления в бюджеты
всех уровней и в государственные
внебюджетные фонды в полном объеме
налогов и других обязательных платежей.
Налоговый контроль проводится должностными
лицами налоговых органов в пределах
своей компетенции. Права и обязанности
налоговых органов и их должностных
лиц определены ст. 31, 32 Налогового кодекса
РФ. Кодексом также предусмотрено, что
реализация полномочий и исполнение
установленных Налоговым
Таможенный контроль в РФ осуществляется
Федеральной таможенной службой, находящейся
в ведении Министерства экономического
развития и торговли РФ, которая
наделена специальными полномочиями по
осуществлению своих функций
как в сфере таможенного дела,
так и в связанных с ней
областях — налогового и валютного
контроля. Таможенные органы пользуются
правами и выполняют
Валютный контроль в РФ осуществляется
органами валютного контроля, которыми
являются Центральный банк РФ (Банк
России) и Правительство РФ (система
федеральных органов