Организация финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:11, реферат

Краткое описание

В юридической и экономической науке под финансовым контролем понимают осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности.
Целью работы является анализ развития финансового контроля в РФ, а так же разработка мер по его совершенствованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Содержание, задачи и виды финансового контроля ……….…………….4
Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики …………………………………...4
Виды и методы финансового контроля…………………………...7
Модели и формы финансового контроля ...……………………..11
Организация финансового контроля в РФ…………………………………....13
Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ…………………………………………………………………..13
Анализ финансового контроля со стороны Счетной палаты
РФ……...…………………………………………………………...20
Негосударственный финансовый контроль……………………..30
Основные направления совершенствования финансов в РФ………………....33
Заключение………………………………………………………………………...38
Список используемой литературы…………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый контроль РФ.docx

— 597.70 Кб (Скачать файл)

  Принимая  законы,  прямо   или   косвенно   затрагивающие   систему организации   финансового    контроля,    государство    ориентируется    на

вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве  существует  свой регламент  (порядок  и  последовательность)  контрольных  действий,  что   в конечном итоге сказывается на результатах.

 

Мировая практика выделяет две сложившиеся  модели   финансового   контроля. В странах, приверженных англо-саксонской модели,  деятельность  контрольного органа  ограничена  подготовкой  отчета  о проверке  (ревизии).  Вопрос   о санкциях за финансовые нарушения рассматривают административные  и  судебные органы.

    В странах,  придерживающихся  французской    модели,  контрольные органы исполняют и  некоторые  судебные  функции  имеют  право  определять  степень виновности лиц в  финансовых   нарушениях,  требовать возмещения  финансового ущерба.

 

2.ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ В РФ

 

    1. Организационно-правовые финансового контроля в РФ

 

Деятельность органов финансового  контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский  кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый  кодекс РФ, федеральные законы и  законы субъектов РФ, законодательные  акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ и др.)- В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный  финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает  их право на создание собственных  контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные  палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

Счетная палата РФ является постоянно  действующим органом государственного финансового контроля. В своей  деятельности Счетная палата РФ руководствуется  Конституцией РФ, Федеральным законом  от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.

Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль за исполнением  федерального бюджета, который включает в себя: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности и др. Счетная палата РФ также осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе.

На уровне субъектов РФ внешний  государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные  органы. Например, в Москве таким  органом контроля является образованная Московской городской Думой Контрольно-счетная  палата Москвы. Она организует и  осуществляет контроль за законным, рациональным и эффективным использованием средств  городского бюджета; за поступлением средств  в городской бюджет, полученных от распоряжения и управления городской  собственностью.

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе  органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими  функциями функцию контроля и  надзора в финансово-бюджетной  сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение: порядка  организации контроля в финансово-бюджетной  сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета  и реализации мер принуждения, применяемых  к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; методологии противодействия легализации  доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.

Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»  и постановлением Правительства  РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ» осуществляет координацию и  контроль деятельности находящихся  в его ведении федеральных  служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также  осуществляет контроль за исполнением  Федеральной таможенной службой  правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения  таможенной стоимости товаров и  транспортных средств.

Министерство финансов РФ и Федеральные  службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об  утверждении положения о Федеральной  службе финансово-бюджетного надзора» осуществляет функции по контролю и  надзору в финансово-бюджетной  сфере, а также функции органа валютного контроля. Служба проводит ревизии и проверки правомерности  и эффективности использования  средств федерального бюджета, средств  государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся  в федеральной собственности; осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового  контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления; осуществляет контроль за проводимыми в РФ (кроме  кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями, а также  за соблюдением требований актов  органов валютного регулирования  и валютного контроля, организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям; организует формирование и ведение  единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной  сфере.

Федеральная служба страхового надзора  в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «О Федеральной  службе страхового надзора» осуществляет контроль и надзор в сфере страховой  деятельности (страхового дела): за соблюдением  объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе  путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками  их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых  резервов, состава и структуры  активов и др. Данная служба осуществляет также полномочия, связанные с  получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой  предложений по совершенствованию  законодательства, регулирующего осуществление  страхового надзора.

Согласно постановлению Правительства  РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении  положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» основными  функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу являются контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю, проверка полученной информации; выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.

В соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса  РФ Федеральное казначейство (федеральная  служба) осуществляет предварительный  и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств, кредитных организаций, осуществляющих операции с бюджетными средствами, других участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует  с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

Государственный финансовый контроль осуществляют также главные распорядители  и распорядители бюджетных средств. Бюджетным кодексом РФ (ст. 158—160) предусмотрено, что главные распорядители и  распорядители бюджетных средств  осуществляют финансовый контроль получателей  бюджетных средств за их целевым  использованием, своевременным возвратом, представлением ими отчетности об использовании  бюджетных средств. Главные распорядители  бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных  и муниципальных унитарных предприятий  и бюджетных учреждений. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями  осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств  органами государственного финансового  контроля.

Органы исполнительной власти субъектов  РФ для осуществления контроля создают  свои органы контроля. Так, в соответствии с постановлением Правительства  Москвы от 22.04.2003 № 290-ПП «Об утверждении  Положения о Главном управлении государственного финансового контроля города Москвы» контроль за деятельностью  органов исполнительной власти города Москвы, государственных унитарных  предприятий и учреждений города Москвы; расходованием средств, поступивших  в бюджет муниципального образования  из бюджета города Москвы, а также  обеспечение координации работы контролирующих органов, осуществляющих финансовый контроль в городе Москве, возложен на Главное управление государственного финансового контроля города Москвы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 08.06.2004 № 729 «О контрольном управлении Президента Российской Федерации» функцию  обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных  финансов имеет Контрольное управление Президента РФ. Основными задачами Управления являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями  федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ.

Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые  возглавляет Федеральная налоговая  служба.

Министерство РФ по налогам и  сборам, являясь правопреемником  Государственной налоговой службы РФ, преобразовано в Федеральную  налоговую службу.

Служба осуществляет контроль за соблюдением  налогового законодательства, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность  за выработку и проведение налоговой  политики с целью обеспечения  своевременного поступления в бюджеты  всех уровней и в государственные  внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Права и обязанности  налоговых органов и их должностных  лиц определены ст. 31, 32 Налогового кодекса  РФ. Кодексом также предусмотрено, что  реализация полномочий и исполнение установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами обязанностей в части налогового контроля осуществляется органами налогового контроля при их взаимодействии, в  том числе с органами таможенного  контроля.

Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся  в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, которая  наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций  как в сфере таможенного дела, так и в связанных с ней  областях — налогового и валютного  контроля. Таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности  налоговых органов по взиманию налогов  и сборов при перемещении товаров  через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством  РФ, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ (система  федеральных органов исполнительной власти, например Министерство финансов РФ). Валютный контроль в РФ реализуется  по следующим направлениям: определение  соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия  необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной  валюте перед государством, а также  обязательств по продаже иностранной  валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной  валюте; проверка полноты и объективности  учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Информация о работе Организация финансового контроля в РФ