Проблемы потребительского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:46, дипломная работа

Краткое описание

Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап и задачи в развитие банковского дела. Решение этих задач возможно лишь на основе практического изучения функционирования российских и зарубежных банков и внедрения наиболее прогрессивных, рациональных форм и методов работы на практике. Общая логика развития финансовой системы России привела большинство руководителей финансовых структур к пониманию, что без выхода на рынок потребительского кредитования настроенному на развитие банку не обойтись. Кроме объективных причин – стабилизирующаяся экономика; развитие рынка товаров длительного пользования; ограниченное количество людей, способных сразу заплатить за эти товары; предполагаемое присутствие на российском банковском рынке зарубежных финансовых институтов – присутствует еще и внутренняя необходимость: потребительское кредитование необходимо самим банкам, чтобы снизить кредитные риски, путем дополнительной диверсификации кредитного портфеля.

Содержание

Введение………………………………………………………………… .. 5
1 Теоретические основы потребительского кредитования……………. 8
1.1 Нормативное регулирование потребительского кредитования в РФ 8
1.2 Виды и формы потребительского кредитования………………….. 21
1.3 Потребительское кредитование в России на современном этапе... 30
2 Анализ потребительского кредитования в ОАО КБ «Восточный экспресс-банк»……………………………………………………………………... 37
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО КБ «Восточный экспресс-банк»…………………………………………………………….. 37
2.2 Услуги, предоставляемые банком………………………………….. 44
2.3 Анализ потребительского кредитования…………………………... 46
3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в ОАО КБ «Восточный экспресс-банк»………………………………………… 68
3.1 Проблемы развития потребительского кредитования в ОАО КБ «Восточный экспресс-банк»…………………………………………………… 68
3.2 Перспективы развития потребительского кредитования в ОАО КБ «Восточный экспресс-банк»…………………………………………………… 76
Заключение ……………………………………………………………… 87
Список используемой литературы……………………………………... 90
Приложения…………………………………………………………….. 93

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом проблемы потребительского кредитования (2).doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

- снижение стоимости  недвижимости в стране в целом,  может негативно сказаться на обеспеченности даже наиболее надежных видов потребительского кредита, таких как ипотека. Так в среднем коэффициент отношения суммы кредита в предкризисный период составлял около 70% (20% - первоначальный взнос, в течение срока обслуживания погашено еще около 10% первоначальной суммы кредита). Из-за падения стоимости недвижимости примерно в 2 раза стоимость залога стала составлять 70% суммы кредита (50% первоначальной стоимости квартиры / 70% отношение суммы кредита к первоначальной стоимости залога). Дальнейшее снижение стоимости недвижимости может привести к снижению желания заемщиков обслуживать кредиты.

- наиболее дискуссионной  является проблема нарушения  банками закона о защите прав потребителей, а именно, заемщиков – физических лиц, в части Положения п.2 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещают обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). В целях повышения доходности по кредитным операциям, банки положениями кредитного договора предусматривают оплату дополнительных услуг заемщиком при оформлении выдачи кредита, например, комиссию за ведение ссудного счёта, за рассмотрение заявки или за выдачу наличных, что является проблемой развития потребительского кредитования, хотя многие банки уже отказались от указанных тарифов и установили открытые проценты по кредитам.

Для решения указанных  выше проблем развития потребительского кредитования на современном этапе, коммерческим банкам необходимо решить ряд задач:

- усовершенствование работы НБКИ, возможно в части заимствования из французской картотеки недостающих показателей, чтобы исключить закредитованность заемщиков банков;

- повышение активности  кредитных организаций по обмену  информацией с НБКИ и ЦККИ.

- приоритетно рассматривать не только фактические показатели финансового состояния заемщика, но и с учетом прогноза до конца срока кредитования с учетом перспектив развития всемирного экономического кризиса.

Также перспективным  направлением решения проблем потребительского кредитования является выход экономики страны из общеэкономического кризиса, снижение уровня безработицы и исключение пробелов в действующем законодательстве по взысканию проблемной задолженности. Однако, основным доступным способом регулирования риска по кредитам физических лиц, на современном этапе, остается вопрос совершенствования собственных методик оценки кредитоспособности заемщиков коммерческих банков России.

На современном этапе, на мой взгляд, актуальным является внедрение скоринговых методик  при этом с учетом недостатков зарубежного опыта путем усовершенствования, включения метода оценки «деревьев решений». Основной недостаток скоринговой системы оценки кредитоспособности физических лиц - ее низкая адаптируемость. Используемая же для оценки кредитоспособности система должна отвечать настоящему положению дел. Например, в США считается плюсом, если человек поменял много мест работы, что говорит о его востребованности. В нашей стране было наоборот - данное обстоятельство свидетельствовало, что человек либо не может ужиться с коллективом, либо он малоценный специалист, и, соответственно, повышается вероятность просрочки в платежах.

Сложность заключается  только в выборе характеристик, т. е. какая информация является существенной, а какой можно пренебречь. Выборка подразделяется на две группы: «хорошие» и «плохие» риски. В Западной Европе «плохим риском» считается клиент, задерживающийся с очередной выплатой на три месяца, либо клиент, слишком рано возвращающий кредит, банк не успевает ничего на нем заработать. В настоящее время скоринг, широко применяемый во всех экономически развитых странах, вероятнее всего, будет использоваться и в России. И скорее будет применим к юридическим, а не к физическим лицам, потому что у банков накоплено гораздо больше информации о предприятиях (с использованием балльных систем оценки риска различной сложности).

Еще одним вариантом  решения поставленной задачи является применение алгоритмов, методом автоматического анализа данных, т. е. отнесения какого-либо потенциального заемщика к одному из заранее известных классов (давать / не давать кредит). Такого рода задачи с большим успехом решаются одним из методов DataMining — при помощи «деревьев решений». Получаемая модель - это способ представления правил в иерархической, последовательной структуре, где каждому объекту соответствует единственный узел, дающий решение.

Сущность этого метода заключается в следующем.

На основе данных за прошлые  периоды строится дерево. При этом класс каждой из ситуаций, на основании которых строится дерево, заранее известен. В нашем случае следует знать, были ли возвращены основная сумма долга и проценты и не было ли просрочек в платежах. При построении дерева все известные ситуации обучающей выборки сначала попадают в верхний узел, а потом распределяются по узлам, которые в свою очередь также могут быть разбиты на дочерние узлы. Критерий разбиения - это различные значения какого-либо входного фактора. Для определения поля, по которому будет происходить разбиение, используется показатель, называемый энтропия, или мера неопределенности. Выбирается то поле, при разбиении по которому устраняется больше неопределенности. Неопределенность тем выше, чем больше примесей (объектов, относящихся к различным классам) находятся в одном узле. Энтропия равна нулю, если в узле будут находиться объекты, относящиеся к одному классу.

Полученную модель используют при определении класса (давать / не давать кредит) вновь возникших  ситуаций (поступила заявка на получение кредита).

При значительном изменении  текущей ситуации на рынке дерево можно перестроить, т. е. адаптировать к существующей обстановке.

Используя такой подход, можно устранить недостатки скоринговой  системы оценки кредитоспособности.

Дальнейшие усовершенствования модели оценки кредитоспособности физического  лица на основе технологии интеллектуального анализа данных DataMining (с использованием деревьев решений) могут затрагивать следующие моменты: более точный подбор определяющих заемщика факторов; изменение самой постановки задачи, например, вместо двух значений целевого параметра можно использовать более детальную информацию (вернул / не вернул / не вовремя), или в качестве целевого значения - вероятность того, что деньги выплачены вовремя.

Различные методики отличаются друг от друга числом показателей, применяемых  в качестве составных частей общего рейтинга заемщика, а также различными подходами к самим характеристикам и приоритетностью каждой из них. Если бы состав показателей был универсальным для всех банков и стран, то можно было бы обмениваться статистикой и мозаично набирать полную картину. При этом нельзя не отметить отсутствие единства у стран, банков и авторов в выборе системы показателей. В рамках дилеммы «риск - доходность» заемщики, имеющие более слабые финансовые позиции (более подверженные риску), должны платить за кредит больше, чем более надежные заемщики.

В то же время сложность  оценки кредитоспособности обусловливает  применение разнообразных подходов к такой задаче - в зависимости  от особенностей заемщиков, и от намерений конкретного банка-кредитора. При этом важно подчеркнуть: различные способы оценки кредитоспособности не исключают, а дополняют друг друга, значит, применять их следует в комплексе.

Важной причиной «проблемных кредитов» (в зависимости от особенностей заемщиков и от намерений конкретного банка-кредитора) является недостаток кредитной информации. Грамотное управление кредитами и правильная его оценка невозможны без такой информации.

Выше изложенные предложения  характеризуют усовершенствование действующих методик российских коммерческих банков в целом на современном этапе развития рынка банковских услуг.

Для коммерческого банка, на примере методики которого была произведена оценка кредитоспособности заемщика – физического лица, можно дать следующие рекомендации не только по совершенствованию  самой методики банка, но и кредитной политики в целом:

- исключение фактора  субъективности при принятии  решения по поданной заявки на кредит;

- совершенствование организационных  процедур кредитования; использование льготных условий, развитие таких перспективных направлений как кредитование под залог коммерческой недвижимости;

- внедрение на экспериментальной  основе скоринговой методики  оценки кредитоспособности заемщиков - физических лиц с одновременным применением методов «деревьев решений»;

- использование при кредитовании системы обмена информации с внешними источниками, например, НБКИ. Банки сведения предоставляют в НБКИ, при этом данные, полученные из НБКИ о кредитной истории заемщика не всегда отражают реальную ситуацию, так как на современном этапе развития далеко не все коммерческие банки подают данные в БКИ, при этом ссылаются на отказ заемщика в предоставлении и получении сведений из НБКИ.

- рациональное сочетание  различных методов экономического  анализа, что способствует повышению  эффективности работы кредитной организации в целом.

Подводя итоги, на основе изучения теоретических концепций  организации потребительского кредитования, особенностей организации кредитного процесса, проведенного анализа методики, используемой банком при оценке кредитоспособности заемщика, можно отметить об эффективности действующей методики и кредитной политики банка в целом, являющегося базой прохождения преддипломной практики. Однако, допущенные убытки деятельности ОАО КБ «Восточный» обусловлены общеэкономическим кризисом, при этом следует учесть данные автором предложения и рекомендации по повышению эффективности кредитной политики ОАО КБ «Восточный».

 

3.2 Перспективы развития  потребительского кредитования  в ОАО КБ «Восточный экспресс-банк» 

 

Среди перспектив развития ОАО «Восточный экспресс банк» с учетом мирового финансового кризиса следует выделить следующие.

Прежде всего Банк планирует предоставлять нецелевые  кредиты на более крупные суммы уже весной этого года. ОАО «Восточный экспресс банк» предоставит своим потенциальным клиентам возможность оформить кредит наличными на сумму до 500 000 рублей. Также банк планирует развивать кредитные продукты на специальных условиях, предназначенные для льготных групп людей - врачей, учителей, - уже предоставляемые в настоящий момент. Продолжается развитие ипотеки, автокредитования и POS-кредитов. Банк продолжает развивать культуру обслуживания клиентов. В этом году клиенты смогут подавать заявки на получение кредита дистанционно, посредством Интернета или телефона. Этим планы Банка не ограничиваются - появление новых интересных продуктов (по кредитным картам) станет приятным сюрпризом для наших заемщиков.

В этом году банк также  планирует привлекать срочные вклады в иностранной валюте, а также существенно увеличить количество офисов, в которых можно будет оформить срочные вклады. Кроме того, периодически будут вводиться различные сезонные и специальные вклады с более привлекательными условиями. В основе работы - принцип ответственного кредитования: построение открытых и доверительных отношений с клиентом, который, имея четкую и полную информацию о кредитном продукте, будет чувствовать удобство от простоты пользования им.

Кроме того, ОАО «Восточный экспресс банк» регулярно проводит исследования с целью оценить различные показатели - например, уровень удовлетворенности своих клиентов. Так, например, в феврале 2009 года были опубликованы результаты исследования уровня удовлетворенности своих клиентов в сегментах кредитования наличными и кредитных карт.

В целом было выявлено, что общий уровень удовлетворенности клиентов Банка в сегментах кредитов наличными и кредитных карт стремится к европейским нормам. Например, исследование по кредитам наличными выявило долю так называемых «Апостолов», клиентов с высокой степенью лояльности к банку. Доля таких людей среди клиентов банка составила 38%, что уступает среднему европейскому показателю всего на 4%! Стоит отметить, что 2/3 клиентов - 67% потребителей - предпочли бы ОАО «Восточный экспресс банк» всем другим банкам в случае возникновения необходимости в кредите наличными. Около 49% клиентов в сегменте кредитования наличными и 40% наших карточных клиентов настоятельно рекомендуют Банк своим родственникам, друзьям и знакомым.

Что касается ипотеки, программа  ипотечного кредитования ОАО «Восточный экспресс банк» учитывает все тенденции развития ипотечных продуктов. Уже сейчас предлагается кредит без первоначального взноса, учет дохода до 4 созаемщиков, возможность устного подтверждения дохода, кредитование строящихся объектов недвижимости. Уникальным продуктом является «Ипотечный Ломбард» - для получения кредита не нужно подтверждения о доходе, только паспорт и документ, подтверждающий собственность на недвижимость, а максимальный срок кредита - 25 лет.

Таким образом, ипотечные  программы уже доступны для заемщиков и кардинальных изменений пока не планируется. Кроме того, одним из основных направлений совершенствования потребительского кредитования следует отнести работу с револьверными картами. К достоинствам револьверных карт ОАО «Восточный экспресс банк» можно отнести:

1) По сравнению с  другими кредитными продуктами:

- С кредитом, оформленным  в машине на определенный товар:

Информация о работе Проблемы потребительского кредитования