Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 20:33, курсовая работа
В настоящее время финансовые отношения переживают заметные изменения. В период перехода России к рыночной экономике и развития предпринимательства произошёл отход экономики от государства, приватизация предприятий, их демонополизация, появление конкуренции либерализация цен и внешнеэкономических связей предприятий. В настоящее время продолжается процесс оздоровления экономики и развитие эффективной системы финансовых отношений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ПО «БМЗ» ……... 5
1.1.Краткая характеристика деятельности ОАО «ПО «БМЗ» ……………….5
1.2. Диагностика риска банкротства…………………………………….….…14
1.3 Анализ имущества и источников его формирования…………………….19
2. РАЗРАБОТКА КРАТКОСРОЧНЫХ И ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………39
2.1 Формирование миссии и определение целей ОАО «ПО «БМЗ»………....39
2.2 Разработка прогнозных показателей финансовой отчетности……………42
2.3 Определение характера рисков на предприятии……………………….....49
3. НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «ПО «БМЗ»………………………………………………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..66
С 1961 года берет начало новое направление деятельности завода – производство малообротных двухтактных судовых дизелей по лицензии фирмы «Бурмайстер и Вайн» (теперь MAN B&W Diesel A/S). Дизелями с маркой «БМЗ» оснащены суда, построенные на верфях России, Украины, Польши, Болгарии, Финляндии, Норвегии, Дании, Германии, Австрии, Испании.
В 1965 году первым в СССР завод освоил производство пятивагонных рефрижераторных секций, выпуск которых продолжался до 1992 года.
В 70-х годах, ориентируясь на спрос, предприятие организует производство товаров народного потребления, среди которых большую долю занимает выпуск газовых баллонов и отопительных котлов для бытовых нужд.
В 80-е годы на территории БМЗ началось строительство завода тепловозных дизелей (ЗТД), который производил двигатели 10Д100. Сегодня на площадях бывшего завода тепловозных дизелей разворачивается производство комплектующих для выпуска магистральных тепловозов и рам тележек для пассажирских электровозов.
В 1992 году образовано открытое акционерное общество «Брянский машиностроительный завод». Социальные изменения этого периода -- распад СССР, структурная перестройка экономики России, разгосударствление промышленных предприятий -- отразились на объемах производства. Значительно уменьшился выпуск маневровых тепловозов, прекращено изготовление рефрижераторных секций и передвижных дизельных электростанций.
В 1996 году реорганизована структура акционерного общества с разделением функций и ответственности подразделений. Созданы дочерние общества с ограниченной ответственностью, которые затем были реорганизованы в открытые акционерные общества. В материнскую компанию (головное предприятие) вошли общезаводские инженерные службы и отделы, кадровая служба и служба качества, а также управления: снабжения, маркетинга, сбыта и обслуживания продукции, капитального строительства и эксплуатации, специального технического оборудования и средств механизации, комплексной автоматизации производства.
Изменение структуры, работа по реализации намеченных программ позволили остановить спад производства и увеличить в 1997 году объем выпуска товарной продукции на 8,1%, получить 20 млрд. руб. (неденоминированных) прибыли, на 30% повысить зарплату, дважды избежать процедуры банкротства.
Неоднократно БМЗ, представлявший продукцию на мировом уровне, получал высокие знаки отличия на выставках и ярмарках. За вклад в развитие международной торговли и сотрудничество предприятию были присуждены «Золотой Меркурий», «Международная Золотая Звезда за качество», «Факел Бирмингема», «За коммерческий престиж».
В июле 1998 года система качества ОАО БМЗ прошла сертификацию и получила удостоверяющие сертификаты Российского Морского Регистра судоходства и Регистра систем качества Госстандарта России.
В 2000 году ОАО БМЗ в номинации «Эффективные системы управления качеством» присвоено звание лауреата программы - конкурса «100 лучших товаров России».
На заводе создана система менеджмента качества с учетом требований международных стандартов ИСО 9001 и принят официальный документ «Политика ЗАО УК БМЗ в области качества». В нем сформулировано и официально подтверждено намерение подчинить цели, задачи и направления деятельности всех подразделений завода достижению такого уровня качества выпускаемой продукции, который обеспечил бы ее конкурентоспособность.
В настоящее время 62 наименования продукции, подлежащей обязательной сертификации, сертифицированы в органе по сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте.
Новый, 21-й век открыл новые горизонты. Знаковое событие произошло в 2002 году: Брянский машиностроительный завод вошел в состав «Трансмашхолдинга. С этого времени начинается новая глава истории предприятия. Идет техническое перевооружение производства. Цеха активно оснащаются современным высокопроизводительным оборудованием: обрабатывающими центрами, станками с числовым программным управлением (ЧПУ) и встроенными системами измерений, машинами плазменной резки «Кристалл», сварочными полуавтоматами последнего поколения. БМЗ продолжает работать в области дизелестроения, однако все больший крен наблюдается в сторону вагоно- и тепловозостроения. С января 2004 года начался серийный выпуск хопперов для минеральных удобрений модели 19-3054-01.
Начинается работа над созданием первых российских магистральных грузовых тепловозов – 2ТЭ25, и уже через год состоялась презентация коллекторного локомотива 2ТЭ25К, который получил имя «Пересвет». Грузовой магистральный тепловоз с асинхронным приводом 2ТЭ25А «Витязь» представлен потенциальным заказчикам в августе 2006 года на выставке железнодорожной техники в Санкт-Петербурге.
Из мирового экономического кризиса 2008-2009 годов предприятие сумело выйти с минимальными потерями, избежав массовых сокращений персонала. И с 2010 года уверенно наращивает объемы и потенциал. В 2010 году произведено товарной продукции на 7, 4 млрд рублей, в 2011-м – на 11, 4 млрд рублей.
Сегодня БМЗ выпускает вагоны различного назначения – для перевозки цемента (мод. 19-3018), минераловозы (мод. 19-3054-01 с рычажным и рычажно-винтовым механизмами разгрузки), хопперы для зерна (мод. 19-3054), зерновозы с увеличенным объемом кузова (мод. 19-3054-04). С середины 2011 года начался выпуск полувагонов мод. 12-3090.
Локомотивная линейка представлена тепловозамиТЭМ18ДМ, 2ТЭ25А. Получены сертификаты на установочные партии тепловозов: модульного типа ТЭМ-ТМХ, с двигателем финской компании «Вяртсиля» ТЭМ18В. Идет работа над локомотивами ТЭМ35 с гибридной силовой установкой, двухдизельным ТЭМ33, 2ТЭ25АМ с дизелем немецкой фирмы MTU.
Модель Альтмана.
Чаще всего для оценки вероятности банкротства предприятия используются Z-модели, предложенные известным западным экономистом Эдвардом Альтманом, который предполагает расчет индекса кредитоспособности.
Самый простой из этих моделей является двухфакторная. Для нее выбирается два основных показателя, от которых, по мнению Э. Альтмана, зависит вероятность банкротства:
— коэффициент покрытия (характеризует ликвидность);
— коэффициент финансовой зависимости (характеризует финансовую устойчивость).
Z2 = α + β × К текущей ликвидности + γ × Ув заемных средств в активах
α = -0,3877;
β =-1,0736;
γ = +0,0579.
Для предприятий, у которых Z = 0, вероятность банкротства равна 50%. Если Z < 0, то вероятность банкротства меньше 50% и далее снижается по мере уменьшения Z. Если Z > 0, то вероятность банкротства больше 50% и возрастает с ростом Z.
Достоинство модели — в возможности применения в условиях ограниченного объема информации о предприятии, но данная модель не обеспечивает высокую точность прогнозирования банкротства, так как не учитывает влияния на финансовое состояние предприятия других важных показателей (рентабельности, отдачи активов, деловой активности).
Двухфакторная модель не обеспечивает комплексной оценки финансового положения организации. Поэтому зарубежные аналитики используют пятифакторную модель Эдварда Альтмана. Индекс кредитоспособности построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа и позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и не банкротов.
При построении индекса Альтман обследовал 66 предприятий, половина которых обанкротилась в период между 1946 и 1965 гг., а половина работала успешно, и исследовал 22 аналитических коэффициента, которые могли быть полезны для прогнозирования возможного банкротства. Из этих показателей он отобрал пять наиболее значимых из них для прогноза. Эти показатели он включил в линейную дискриминантную функцию:
Х1 – отношение собственных оборотных активов к сумме активов;
Х2 – рентабельность активов (перераспределенная прибыль к сумме активов);
Х3 – уровень доходности активов (отношение прибыли к сумме активов);
Х4 – коэффициент соотношения собственного и заемного капитала или отношение рыночной стоимости акций к заемному капиталу;
Х5 – оборачиваемость активов (или отношение выручки от реализации к сумме активов).
На основе данных коэффициентов Э. Альтман разработал пятифакторную Z-модель, которая является одним из основных методов оценки вероятности банкротства предприятий и широко используется в США:
Z5 = 1,2* Х1 + 1,4* Х2 + 3,3* Х3 + 0,6* Х4 +1,0* Х5, где Х1, Х2, Х3, Х4, Х5 - коэффициенты в виде долей единиц.
Уровень угрозы банкротства предприятия для акционерных обществ открытого типа оценивается согласно таблице 1.1.
Таблица 1
Уровень угрозы банкротства по модели Альтмана
Значение Z |
Вероятность банкротства |
Менее 1,81 |
Очень высокая |
От 1,81 до 2,7 |
Высокая |
От 2,7 до 2,99 |
Вероятность невелика |
Более 2,99 |
Вероятность ничтожна, очень низкая |
Z - коэффициент имеет общий
серьезный недостаток - по существу
его можно использовать лишь
в отношении крупных кампаний,
котирующих свои акции на
Для акционерных обществ закрытого типа и предприятий, акции которых не котируются на рынке, рекомендуется следующая модель Альтмана:
Z = 0,7*Х1 + 0,8 * Х2 + 3,1 * Х3 + 0,4 * Х4+ 1,0 * Х5,
где
Х4 - коэффициент покрытия по балансовой стоимости, т. е. отношение балансовой стоимости акционерного капитала (суммарная балансовая стоимость акций предприятия) к краткосрочным обязательствам;
Константа сравнения — 1,23
Если Z< 1,23, то это признак высокой вероятности банкротства.
Если Z> 1,23, то это свидетельствует о малой его вероятности.
Точность прогноза в этой модели на горизонте одного года составляет 95%, на два года - до 83%, что говорит о достоинстве данной модели. Однако существуют мнения, согласно которым в условиях переходной экономики использовать модель Альтмана нецелесообразно. Аргументами сторонников этих мнений служат:
• несопоставимость факторов, генерирующих угрозу банкротства;
• различия в учете отдельных показателей;
• влияние инфляции на их формирование;
• несоответствие балансовой и рыночной стоимости отдельных активов и другие объективные причины.
Расчет показателя вероятности банкротства (z-счет Альтмана) за анализируемый период отображен в таблице 2.
Таблица 2
Показатели вероятности банкротства
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
Значение коэффициента |
0,01 |
0,0 |
-0,08 |
Вероятность банкротства |
Вероятность банкротства велика |
Вероятность банкротства велика |
Вероятность банкротства велика |
На конец 2012 года значение показателя Альтмана составило – 0,08, что говорит о том, что на предприятии вероятность банкротства велика.
Четырехфакторная модель Р. Таффлера
Четырехфакторную прогнозную модель Р. Таффлер предложил в 1977 году, при разработке которой он использовал следующий подход: при использовании компьютерной техники на первой стадии вычисляются 80 отношений по данным обанкротившихся и платежеспособных компаний. Затем, используя статистический метод, известный как анализ многомерного дискриминанта, можно построить модель платежеспособности, определяя частные соотношения, которые наилучшим образом выделяют две группы компаний и их коэффициенты. Такой выборочный подсчет соотношений является типичным для определения некоторых ключевых измерений деятельности корпорации, таких, как прибыльность, соответствие оборотного капитала, финансовый риск и ликвидность. Объединяя эти показатели и сводя их соответствующим образом воедино, модель платежеспособности производит точную картину финансового состояния корпорации. Типичная модель для анализа компаний, акции которых котируются на биржах, принимает форму:
Z = C0+C1* Х1+C2* Х2+C3* Х3+C4* Х4…
где:
Х1 - прибыль до уплаты налога/текущие обязательства (53%)
Х2 - текущие активы/общая сумма обязательств (13%)
Х3 - текущие обязательства/общая сумма активов (18%)
Х4 - отсутствие интервала кредитования (16%)
C0,... C4 - коэффициенты, проценты
в скобках указывают на
Для усиления прогнозирующей роли моделей можно трансформировать Z-коэффициент в PAS-коэффициент - коэффициент, позволяющий отслеживать деятельность компании во времени. Изучая PAS-коэффициент как выше, так и ниже критического уровня, легко определить моменты упадка и возрождения компании.
PAS-коэффициент - это просто
относительный уровень
Сильной стороной такого подхода является его способность сочетать ключевые характеристики отчета о прибылях и убытках и баланса в единое представительное соотношение. Так, компания, получающая большие прибыли, но слабая с точки зрения баланса, может быть сопоставлена с менее прибыльной, баланс которой уравновешен. Таким образом, рассчитав PAS-коэффициент, можно быстро оценить финансовый риск, связанный с данной компанией, и соответственно варьировать условия сделки. В сущности, подход основан на принципе, что целое более ценно, чем сумма его составляющих.
Информация о работе Разработка краткосрочной финансовой политики