Разработка финансовой политики на перспективу развития ЗАО «Липецкстройиндустрия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение особенностей финансовой политики на примере ЗАО «Липецкстройиндустрия» и выявление путей ее совершенствования.
Объектом исследования выступает закрытое акционерное общество «Липецкстройиндустрия». Предмет исследования финансово-экономическая деятельность ЗАО «Липецкстройиндустрия» за период 2005-2007 г.
В соответствии с целью, объектом, предметом определены следующие задачи исследования:
- определить сущность и содержание финансовой политики предприятия;
- изложить методы осуществления финансовой политики;
- провести исследование действующей финансовой политики на ЗАО «Липецкстройиндустрия»;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы финансовой политики предприятия
1.1 Сущность и содержание финансовой политики предприятия
1.2 Диагностика финансово-экономической деятельности предприятия с помощью системы финансовых коэффициентов
1.3 Методы осуществления финансовой политики предприятия
2. Анализ финансовой политики ЗАО «Липецкстройиндустрия»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
2.2 Основные направления и анализ финансовой политики ЗАО «Липецкстройиндустрия»
2.3 Анализ эффективности проводимой финансовой политики
3. Разработка финансовой политики на перспективу развития ЗАО «Липецкстройиндустрия»
3.1 Расчет эффективности и обоснование основных направлений финансовой политики на 2008 год
3.2 Оценка эффективности финансовой политики на 2008 год
3.3 Направления совершенствования финансовой политики на предприятии
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая финансовая политика предприятия.docx

— 140.39 Кб (Скачать файл)

- обеспечение  сбалансированности материальных  и денежных потоков и формирование  финансовых ресурсов, необходимых  для выполнения уставной деятельности  и погашения всех долговых  обязательств предприятия [21, с.74].

При разработке системы  управления финансами постоянно  возникает проблема гармонизации развития интересов предприятия, наличия  достаточного объема денежных ресурсов и сохранения высокой платежеспособности. Исходя из продолжительности и характера  решаемых задач, выделяются финансовые стратегические и тактические задачи.

В основе современной  концепции стратегического управления - теория конкурентной стратегии и  конкурентного преимущества, разработанная  ученым из США М. Портером в 80-х гг. XX в. Экономическую стратегию автор  трактует как обобщенный план управления, ориентированный на достижение целей  компании путем определения и  реализации долгосрочных конкурентных преимуществ.

Финансовая стратегия  является одним из пяти функциональных элементов стратегического управления (производство, маркетинг, инновации, кадры  и финансы).

Объектом финансового  управления выступают капитал и  денежные потоки. Эти стоимостные  категории имеют стратегическое значение, так как их состояние  в значительной мере определяет конкурентные преимущества и экономический потенциал  акционерной компании. Организация  с достаточным объемом собственного капитала (более 50% от общего объема капитала) и положительным сальдо денежных потоков (приток денежных средств выше их оттока) имеет возможности для  привлечения дополнительных денежных ресурсов с финансового рынка.

Следовательно, финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение  крупномасштабных задач организации.

В процессе разработки стратегии прогнозируют основные тенденции  развития финансов, формируют концепцию  их использования, намечают принципы организации  финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами, страховщиками и пр.).

При стратегическом планировании намечают альтернативные пути развития организации, используя  прогнозы опытных специалистов (менеджеров). Следует отметить, что обеспечение  долговременного развития предприятия  в интересах его собственников (акционеров) предполагает:

- формирование  оптимальной величины уставного  капитала;

- привлечение  дополнительных источников финансирования  с рынка капитала (в форме кредитов  и займов);

- аккумуляцию  денежных фондов, образуемых в  составе выручки от реализации  продукции (работ, услуг);

- формирование  нераспределенной прибыли, направляемой  на капиталовложения;

- привлечение  специальных целевых средств;

- учет и контроль  формирования капитала, доходов  и денежных фондов.

Исходя из принятой стратегии, определяются конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимаются оперативные  управленческие решения.

Однако выбор  той или иной стратегии не гарантирует  получения прогнозного дохода в  связи с влиянием внешних факторов, в частности состояния финансового  рынка, налоговой, таможенной, бюджетной  и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии является перспективное  финансовое планирование, определяющее основные параметры деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.

Финансовая тактика - это решение частных задач  конкретного этапа развития предприятия  путем своевременного изменения  способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями.

При относительной  стабильности финансовой стратегии  финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что объясняется изменчивостью  рыночной конъюнктуры (спроса и предложения  на ресурсы, товары, услуги и капитал).

Стратегия и тактика  финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Финансовую политику должны осуществлять профессионалы - главные  финансовые менеджеры (директора), владеющие  всей информацией о стратегии  и тактике компании. Для принятия управленческих решений используют информацию, приведенную в бухгалтерской  и статистической отчетности и в  оперативном финансовом учете, которая  и служит главным источником данных для определения показателей, применяемых  в финансовом анализе и внутрифирменном  финансовом планировании.

Финансовая политика является неотъемлемой частью общей  системы управления предприятием и  может быть определена как система  рационального и эффективного управления использованием финансов организации. Таким образом, в рамках финансовой политики осуществляется управление движением  финансовых ресурсов организации, направленное на их увеличение, рост инвестиций и  наращивание объема капитала.

Основными функциями  финансовой политики в процессе управления финансами организации являются воспроизводственная, производственная и контрольная [21, с.214].

Воспроизводственная функция обеспечивает эффективность  воспроизводства капитала, авансированного  для текущей деятельности и инвестированного для капитальных и финансовых вложений в долгосрочные и краткосрочные  активы предприятия. Простое и расширенное  воспроизводство капитала, в свою очередь, обеспечивает самоокупаемость  и самофинансирование хозяйственной  деятельности предприятия.

Оценку эффективности  реализации воспроизводственной функции  проводят на основе следующих показателей: рост собственного капитала; превышение темпов роста собственного капитала над темпами роста валюты баланса; степень капитализации прибыли, т.е. доли прибыли, направленной на создание фондов накопления, и доли нераспределенной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; повышение доходности (рентабельности) капитала; ускорение оборота капитала, сопровождаемое ростом его доходности.

Производственная  функция заключается в регулировании  текущей хозяйственной деятельности предприятия по обеспечению эффективного размещения капитала, созданию необходимых  денежных фондов и источников финансирования текущей деятельности. Оценку эффективности  реализации воспроизводственной функции  проводят на основе следующих показателей: структура капитала; структура распределения  бухгалтерской прибыли; уровень  и динамика себестоимости продукции  и затрат на единицу продукции; уровень  и динамика фонда оплаты труда.

Контрольная функция  осуществляется в рамках внутрихозяйственного контроля за использованием финансовых ресурсов. Каждая хозяйственная операция должна отвечать интересам предприятия исходя из его конечных целей. Поэтому контроль за финансовой целесообразностью операций должен осуществляться непрерывно, начиная от составления баланса доходов и расходов и заканчивая поступлением средств в виде выручки за реализованную продукцию [19, с.311].

Конкретные формы  и методы реализации задач управления финансами определяются финансовой политикой предприятия, основными  элементами которой выступают:

- учетная политика;

- кредитная политика;

- политика управления  денежными средствами;

- политика в  отношении управления издержками;

- дивидендная  политика.

Свою учетную  политику предприятие должно строить  в соответствии с национальными  стандартами бухгалтерского учета. При определении кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами, в частности, размер собственных  оборотных средств и потребности  в заемных средствах (коммерческих, краткосрочных, банковских кредитах). В случае необходимости привлечения  долгосрочного кредита изучают структуру капитала и финансовую устойчивость предприятия.

1.2 Диагностика  финансово-экономической деятельности  предприятия с помощью системы  финансовых коэффициентов

В связи с переходом  к рынку коренным образом меняются условия функционирования предприятий. Залогом выживаемости и основой  стабильного положения предприятия  служит его финансовая устойчивость, эффективное производство. Успех  дела также обеспечивает квалифицированное  руководство, которое располагает  полной информацией о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности организации и способно прогнозировать ее дальнейшее развитие. Основными  компонентами финансовой политики выступают  объем выпуска продукции; ценообразование; себестоимость продукции; финансовые результаты; рентабельность производства; формирование оборотного капитала [7, с.124].

Объем производства продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных  измерителях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция

Безубыточный, критический  объем производства рассчитывается из уравнения, основанного на равенстве  выручки от реализации продукции  и суммы постоянных и переменных издержек, вытекающем из определения  безубыточности [7, с.129]:

Q х p = С пост + С пер х Q, (1)

где Q - объем продаж в натуральных  измерителях,

р - уровень цен,

С пер, С пост - переменные и постоянные издержки на единицу продукции.

Такая информация позволяет  проследить целевую направленность разработки краткосрочной финансовой политики производственных результатов  текущей деятельности экономического субъекта и оценки рентабельности его  продукции, информационное обеспечение, характер и содержание управленческих решений, принимаемых на основе обобщения  результатов анализа и контроля.

Безубыточный объем выпуска  продукции достигается при равенстве  общей суммы расходов и выручки  от реализации.

С понятием «безубыточный  объем» тесно связано понятие  «запас финансовой прочности», который  представляет собой разность между  фактическим и безубыточным объемами продаж.

Формирование себестоимости  обычно начинают с изучения динамики общей суммы операционных затрат в целом и по основным элементам [7, с.141]:

 

Зобщ = ?(VВПобщ х Уд х в) + А (2)

Таким образом, общая сумма  затрат в организации (Зобщ) может изменяться из-за:

- объема выпуска продукции  в целом по предприятию (VВПобщ);

- структуры выпускаемой  продукции (Уд);

- уровня переменных затрат  на единицу продукции (в);

- суммы постоянных расходов  на весь отпуск продукции (А).

Для разработки финансовой политики обобщающие показатели объема производства получают с помощью  стоимостной оценки, для чего используют текущие цены. Анализ объема выпуска  и реализации продукции - часть управленческого  анализа. Он проводится с целью обоснования  управленческих решений, направленных на повышение эффективности производства. Прежде всего, необходимо по каждому  объекту финансовой политики раскрыть общие методические подходы к его проведению с помощью методов, процедур и приемов, используемых в финансовом менеджменте. Методические аспекты формирования параметров текущей деятельности в таблице 1.

В свою очередь себестоимости  продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией. В целях оценки деятельности предприятия и более полного выявления резервов при анализе себестоимости необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора. Для этого фактическое количество потребленных ресурсов (Р1) на производство продукции в отчетном периоде нужно умножить на изменение среднего уровня цены (?Ц) по каждому виду ресурсов и результаты сложить [7, с.144].

?Зц = ?(?Ц + Р1) (3)

При этом необходимо учесть инфляционный прирост амортизации, арендной латы, проценты за кредит, потребленных услуг и так далее.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты  на рубль продукции, который характеризует  издержкоемкость продукции. Он наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах [14, с.112]:

(4)

В процессе разработки финансовой политики следует учесть динамику, выполнение плана и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю.

Финансовый результат - обобщающий показатель анализа и оценки эффективности  деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования. Обобщающая оценка финансового состояния  организации дается на основе таких  результатирующих финансовых показателей, как прибыль - абсолютный показатель и рентабельность - относительный показатель.

 

Методические аспекты

Объем выпуска продукции

Себестоимость продукции  и цены

Прибыль, доходность и рентабельность

 

Методы и приемы финансового  менеджмента

Расчет прироста продукции  и выявление влияния факторов на изменение ее объема; структуры  изделий; оценка ритмичности, качества продукции, использование производственной мощности

Детализация по статьям и  элементам затрат, по видам продукции; сравнение фактических затрат с  затратами в сметах, плановых калькуляциях, коэффициентный анализ, методы установления цен

Расчет прибыли и рентабельности изделий, маржинального дохода; методы выявления влияния количественных и качественных факторов на их; подсчет  резервов их роста

 

Формы обобщения результатов  исследования

Отчеты о проведенном  исследовании текущей деятельности; финансово-аналитические записки  о выполнении планов производства продукции  для разработки прогнозных параметров

Своды внутрихозяйственных  резервов снижения себестоимости продукции  в целом и отдельных изделий; аналитические записки об изменении  себестоимости продукции, ценах  и причинах их вызвавших

Своды внутрихозяйственных  резервов увеличения прибыли и рентабельности продукции; финансово- аналитические записки об изменении показателей

 

Основания управленческих решений

Разработка вариантов  управленческих решений по увеличению выпуска рентабельных видов продукции  и сокращению изделий с высоким  уровнем затрат, низким спросом, возникновения  бракованной продукции; выбор оптимального варианта

Разработка вариантов  управленческих решений по снижению себестоимости изделий, сокращению непроизводственных расходов, устранению причин возникновения перерасходов по отдельным видам и статьям  затрат; выбор оптимального варианта ценообразования и

Разработка вариантов  управленческих решений по оптимизации  прибыли, мобилизации резервов увеличения прибыли, доходности и рентабельности продукции; выбор оптимального варианта

 
         

Информация о работе Разработка финансовой политики на перспективу развития ЗАО «Липецкстройиндустрия»