Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:40, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение особенностей финансовой политики на примере ЗАО «Липецкстройиндустрия» и выявление путей ее совершенствования.
Объектом исследования выступает закрытое акционерное общество «Липецкстройиндустрия». Предмет исследования финансово-экономическая деятельность ЗАО «Липецкстройиндустрия» за период 2005-2007 г.
В соответствии с целью, объектом, предметом определены следующие задачи исследования:
- определить сущность и содержание финансовой политики предприятия;
- изложить методы осуществления финансовой политики;
- провести исследование действующей финансовой политики на ЗАО «Липецкстройиндустрия»;
Введение
1. Теоретические основы финансовой политики предприятия
1.1 Сущность и содержание финансовой политики предприятия
1.2 Диагностика финансово-экономической деятельности предприятия с помощью системы финансовых коэффициентов
1.3 Методы осуществления финансовой политики предприятия
2. Анализ финансовой политики ЗАО «Липецкстройиндустрия»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
2.2 Основные направления и анализ финансовой политики ЗАО «Липецкстройиндустрия»
2.3 Анализ эффективности проводимой финансовой политики
3. Разработка финансовой политики на перспективу развития ЗАО «Липецкстройиндустрия»
3.1 Расчет эффективности и обоснование основных направлений финансовой политики на 2008 год
3.2 Оценка эффективности финансовой политики на 2008 год
3.3 Направления совершенствования финансовой политики на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Таблица 1. Методические аспекты формирования конечных результатов деятельности организации при разработке финансовой политики
Прибыль, доходность и рентабельность отражают эффективность процесса производства. Прибыль - это, с одной стороны, основной источник финансирования хозяйственной деятельности организации, а с другой - источник доходов бюджетов различных уровней.
Финансовый результат от всех видов обычной деятельности также выражается двумя показателями: прибылью до налогообложения (разность между доходами и расходами от основной производственной, финансовой или инвестиционной деятельности) и прибылью после налогообложения, которая в финансовых отчетах называется прибылью от обычной деятельности и представляет собой разность между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль.
Конечным финансовым результатом деятельности и основным источником развития организации является чистая прибыль, которая формируется как сумма прибыли или убытка от продаж, а также сальдо доходов и расходов от операционной и внереализационной деятельности минус налог на прибыль [29, с.7].
При разработке финансовой политики используются различные показатели прибыли. В понятие финансовый результат для управления вкладывается определенный экономический смысл: либо превышение (снижение) стоимости производственной продукции над затратами на ее производство; либо превышение стоимости реализованной продукции над полными затратами, понесенными в связи с ее производством и реализацией; либо превышение чистой прибыли над понесенными убытками, что в конечном итоге является финансово-экономической базой приращения собственного капитала организации. Кроме того, положительный финансовый результат свидетельствует также об эффективном и целесообразном использовании активов организации, ее собственного и оборотного капитала.
Метод определения выручки
от реализации для целей налогообложения
может устанавливаться
В ходе формирования финансовой политики рассчитываются показатели:
Абсолютное отклонение по формуле [14, с.193]:
?П = П1 - П0, (5)
где П0 - прибыль базисного периода,
П1 - прибыль отчетного периода,
?П - изменение прибыли.
Темп роста находится по формуле [14, с.194]:
(6)
Уровень каждого показателя в выручке от реализации находится [7, с.147]:
(7)
Указанные показатели рассчитываются в отчетном и базисном периодах.
Изменение структуры находится по формуле [7, с.194]:
?У = УП1 - УП0, (8)
где УП1 - уровень отчетного периода,
УП0 - уровень базисного периода,
?У - изменение структуры.
Проведение факторного анализа.
На сумму прибыли текущего периода влияют все показатели - факторы, ее определяющие. Составим факторную модель в виде формулы [7, с.201]:
Пб = В - С - КР - УР + %пол - %упл + Д Др + Д Пр - Р Пр + Д Вн - РВн , (9)
где В - выручка от реализации продукции;
С - себестоимость реализации продукции;
КР - коммерческие расходы;
УР - управленческие расходы;
%пол, %упл - проценты к получению и проценты к уплате;
Д Др - доходы от участия в других организациях;
Д Пр, Д Вн - прочие операционные и внереализационные доходы;
РПр, РВн - прочие операционные и внереализационные расходы.
Влияние факторов на изменение прибыли от реализации продукции:
1. Влияние фактора «Выручка от реализации» находится по формуле [7, с.202]:
, (10)
где ?Пр(в) - изменение прибыли под влиянием фактора «выручка»;
В1 - выручка от реализации в отчетном периоде;
В0 - выручка от реализации в базисном периоде;
Вц - показатель изменения выручки от реализации под влиянием цены;
Rр - рентабельность продаж в базисном периоде.
, (11)
где Jц - индекс цен.
Используя данные предприятия, рассчитываем влияние на прибыль от реализации фактора «Выручка от реализации».
2. Расчет влияния фактора
«Себестоимость реализации»
, (12)
где УС1 и УС0 - уровни себестоимости в отчетном и базисных периодах.
Для расчета влияния факторов «Коммерческие расходы» и «Управленческие расходы» используются формулы, аналогичные предыдущей.
В финансовом менеджменте
горизонтальный или вертикальный анализ
проводится на основе абсолютных и
относительных показателей
П до н/о = П пр + Д оп - Р оп + Д вн - Р вн, (13)
где П пр - прибыль от продаж;
Д оп, Р оп - операционные доходы и расходы;
Д вн, Р вн - внереализационные доходы и расходы.
Объектом особого внимания в организации является прибыль от продажи продукции. Прибыль от продажи продукции в целом по организации зависит от четырех факторов: объема продаж продукции в натуральных измерителях, структуры продукции, себестоимости и уровня цен. Полученные расчеты составляют необходимую информационную базу для разработки товарной политики организации и поиска резервов снижения себестоимости продукции, что требует углубленного исследования факторов, вызывающих рост расходов на производство.
Показатели рентабельности
являются относительными характеристиками
финансовых результатов и эффективности
деятельности. Они измеряют доходность
предприятия с различных
Рентабельность продаж (R1) - это отношение суммы прибыли от реализации к объему реализованной продукции и находится по формуле [28, с.19]:
или , (14)
где С - себестоимость;
КР - коммерческие расходы;
УР - управленческие расходы.
Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от реализации.
В условиях рыночной экономики каждый рубль, вложенный в активы, должен приносить прибыль, поэтому рассчитывают показатель рентабельности предприятия. Чем выше объем прибыли, тем эффективнее работает предприятие.
Рентабельность активов находится в непосредственной зависимости от скорости их оборота и рентабельности продаж, поэтому анализ проводится по формуле [28, с.20].:
R пп = ЧП / А = К об х R пр = (ВР / А) х (ЧП / ВР), (15)
где R пп - рентабельность предприятия;
ЧП - чистая прибыль;
А - совокупные активы;
ВР - выручка от продаж;
К об - коэффициент оборачиваемости совокупных активов;
R пр - рентабельность продаж.
С точки зрения учредителей наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный в предприятие капитал, который называется рентабельностью собственного капитала. Рентабельность собственного капитала зависит от коэффициента финансовой маневренности, коэффициента оборачиваемости совокупных активов и рентабельности продаж [17, с.212]:
R СК = ЧП / СК = К фм х К об х R пр = (А / СК) х (ВР / А) х (ЧП / ВР), (16)
где R СК - рентабельность собственного капитала,
СК - совокупный собственный капитал,
К фм - коэффициент финансовой маневренности.
Таким образом, показатели рентабельности - это важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа.
Показателем, дающим наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности предприятия, является коэффициент оборачиваемости активов [18, с.116]:
Коб = Выручка от продаж / Средняя величина совокупных активов (17)
Оценку оборачиваемости целесообразно осуществлять не по всем активам, а по отдельным элементам оборотных активов: производственные запасы; незавершенное производство; готовая продукция; дебиторская задолженность.
Значительную информацию дает сопоставление оборачиваемости разных элементов оборотных активов между собой, а также оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.
Сопоставление задолженности
важно для оценки финансового
состояния предприятия: если кредиторам
надо платить чаще, чем поступают
деньги от дебиторов, у предприятия
появляется недостаток средств в
обороте, при противоположном
Таким образом, результаты анализа применяются для обоснования бизнес-планов, отдельных управленческих решений, таких как формирование ассортимента, расширение производственного потенциала организации, ценообразование.
1.3 Методы осуществления
финансовой политики
К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия на современном этапе развития экономики относятся [12, с.42]:
- анализ и оценка финансово-
- разработка учетной и налоговой политики;
- формирование кредитной политики;
- управление основным
капиталом и выбор метода
- управление оборотным
капиталом и кредиторской
- управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;
- определение ценовой политики;
- выбор дивидендной и инвестиционной политики;
- оценка достижений корпорации и ее рыночной стоимости (цены).
Важнейшим инструментом финансовой политики является операционный анализ. Политика безубыточности определяет направление финансового развития через объем производства, необходимый для безубыточной работы организации. Для этого используют анализ безубыточности или анализ критических соотношений общей выручки от реализации и объема производства с затратами. Он производится на основе определения объема продаж, при котором компания будет способна покрыть все свои расходы без получения прибыли.
Анализ чувствительности
изменения критических
При анализе чувствительности определяется влияние отдельных факторов на критическое соотношение доходов и расходов. Использование операционного левереджа в анализе позволяет прогнозировать изменение прибыли в зависимости от изменения объема продаж при данном уровне постоянных затрат [13, с.416].
Таким образом, с помощью операционного анализа можно не только оценивать финансовые аспекты операционной деятельности, но и разрабатывать финансовую политику в формировании ассортимента производимых и реализуемых товаров, эффективно учитывать ограничения, определять цены, обосновывать выбор производственной стратегии, прогнозировать.
Качество финансовой политики
в значительной степени зависит
от принятой учетной политики. Учетная
политика, которая представляет собой
совокупность принятых организацией способов
ведения учета, может существенным
образом повлиять на процесс формирования
финансового результата и оценку
финансово-хозяйственной
При ее определении у предприятия
существует выбор, который касается
методов списания сырья и материалов
в производство, оценки незавершенного
производства, ускоренной амортизации,
формирования резервов и т.д. Наибольший
эффект оптимизация учетной политики
дает на этапе маркетинговых
Следующим важным элементом финансовой политики является налоговая политика. Каждое предприятие заинтересовано в уменьшении налоговых выплат. Это означает соответствующее увеличение финансовых ресурсов для дальнейшего развития бизнеса и повышения финансовой устойчивости.
Налоговая политика компании, как составная часть её финансовой политики, - это обоснованный выбор системы уплаты налогов, обеспечивающий достижение целей компании. В ней следует выделить такие основные направления как выбор схемы налогового учета, выбор способов оптимизации налогов, налоговое планирование [17, с.138].
Налоговая политика связана с учетной политикой, так как выбор методов отнесения затрат на себестоимость может влиять на величину налогооблагаемой базы.
В целях выработки кредитной
политики предприятия рекомендуется
изучить структуру пассива