Состояние и проблемы развития фондового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:41, дипломная работа

Краткое описание

Выбрав именно эту тему для своей работы, я хотел показать особую роль фондового рынка в развитой рыночной экономике, указать на сложившиеся черты современного фондового рынка России и разработать своевременные методы исправления его недостатков. Рынок ценных бумаг является важнейшим элементом рыночных отношений.

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор отечественных и зарубежных фондовых рынков
1.1 Правовое регулирование фондовых рынков
1.2 Место фондовых рынков в современной экономике
1.3 Масштабы, структура, динамика и роль фондовых рынков в экономике различных стран
Глава 2. Изменения в структуре участников фондового рынка
2.1 Эмитенты
2.2 Инвесторы на фондовом рынке
2.3 Приватизация и фондовый рынок
2.4 Виды профессиональных посредников на фондовом рынке: анализ практики различных стран мира
Глава 3.Основные тенденции в развитии фондовых бирж
3.1 Основные тенденции в развитии фондовых бирж
3.2 Количественные характеристики фондовых бирж
3.3 Изменения в торговых системах фондовых бирж
3.4 Перспективы развития фондовых бирж в свете появления новых организаторов торговли и Интернет
3.5 Изменения в системах урегулирования расчетов.
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Киреев Н.М. тема №27 -.docx

— 736.98 Кб (Скачать файл)

Правовое регулирование  фондового рынка в Росси преимущественно  создано по американской модели. Не редкость когда российские компании размещают ценные бумаги на российском фондовом рынке вместе с иностранными фондовыми рынками. В некоторых случаях первичное размещение ценных бумаг обходит стороной российский фондовый рынок. В принципе, сложившаяся ситуация в России очевидна. Ведь для России фондовый рынок является новой системой оборота денежных средств в экономике страны. Именно поэтому правовое регулирование фондового рынка со стороны государства играет очень важную роль на этом начальном этапе развития.

Все виды деятельности, касающиеся ценных бумаг, должны быть четко регламентированы нормативно – правовым регулированием рынка ценных бумаг. В настоящее  время правовая инфраструктура фондового  рынка имеет много проблем. Эти  проблемы связанны с неопытностью органов  власти в этой области. Что становится причиной противоречий и недоработок  нормативных актов, которые непосредственно регулируют российский фондовый рынок.

В основе нормативной базы правового регулирования фондового  рынка лежит иерархический принцип. Закон о рынке ценных бумаг  является одним из основных документов, регулирующих рынок ценных бумаг, который  устанавливает стратегию развития российского рынка ценных бумаг  и       основные правила функционирования фондового рынка. Федеральный закон о ценных бумагах был принят в 1996 году и его можно смело назвать опорой для решений проблем правового регулирования.

В России отношения на фондовом рынке регулируется обширной    нормативной базой. Вот перечень наиболее значимых актов:                                  - Федеральный Закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». - Гражданский кодекс Российской Федерации Глава 7 «Ценные бумаги».           – Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ      «Об акционерных     обществах».                                                                                                                       - Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ст.13)                                                                   - Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».                                                                                        - Указ Президента РФ от 7 декабря 1995 г. N 1230 «Вопросы передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в  федеральной    собственности».                                - Указ Президента РФ от 2 ноября 1995 г. N 1067 « О   сроках   реализации      акций, находящихся в федеральной собственности и передаваемых в залог в 1995 году».                                                                                                                       - Указ Президента РФ от 3 июля 1995 г. N 662 «О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав     собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке     Российской Федерации».                                                                                              - Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. N 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации».                                                                                                               - Указ Президента РФ от 11 июня 1994 г. N 1233 «О защите интересов        инвесторов».                                                                                                                     - Постановление Правительства РФ от 17 декабря 1999 г. N 1402 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования рынка ценных бумаг и защиты прав инвесторов».                                                                                                              - Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. N 934 «Об      утверждении Порядка наложения ареста на ценные бумаги».                                       - Постановление Правительства РФ от 8 мая 1996 г. N 554 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. N 292 «О передаче субъектам Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации»                                                                                                            - Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 907-р О доле акций, закрепленных в федеральной собственности при приватизации предприятий и организаций газового хозяйства.                                                                                                    - Приказ Минюста РФ от 27 октября 1998 г. N 153 «Об обязательном назначении специалиста при осуществлении оценки ценных бумаг, на которые   обращается взыскание»                                                                                                - Приказ Минфина РФ от 15 января 1997 г. N 2 «О порядке отражения в   бухгалтерском учете операций с ценными бумагами»                                                      - Распоряжение Госкомимущества РФ от 25 мая 1995 г. N 726-р О специализированных аукционах по продаже акций акционерных обществ открытого типа                                                                                                                             - Инструкция ЦБР от 17 сентября 1996 г. N 8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (новая редакция Инструкции Банка России N 8).                   - Федеральный закон от 05.03.99 № 46-ФЗ «О защите прав и законных        интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».                                                           - Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2011 № 717 « О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере       финансового рынка российской федерации».                                                            - Приказ ФСФР России от  09.10.2007 № 07-102 / пз-н «Об утверждении    Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных       бумаг».                                                                                                                               - Приказ ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н «Об утверждении       Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».              - Приказ ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н «Об утверждении      Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных     бумаг».                                                                                                                               - Инструкция Минфина РФ от 3 марта 1992 г. N 2 «О правилах выпуска и    регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации».                      - Письмо ЦБР от 9 июня 1999 г. N 170-Т «О порядке распространения        информации о ценных бумагах, выбывших из владения их законных         держателей помимо воли последних, получаемой Банком России».                                 - Письмо ЦБР от 9 февраля 1998 г. N 53-Т «О проверке деятельности        кредитных организаций – профессиональных участников рынка ценных бумаг»                                                                                                                                - Письмо ЦБР от 6 ноября 1996 г. N 356 «Изменения и дополнения N 1 к   Инструкции Банка России от 17 сентября 1996 года N 8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации»                                                                                                - Письмо Минфина РФ от 13 мая 1993 г. N 5-1-04 «О выполнении особых условий совершения сделок, связанных с приобретением крупных пакетов акций»                                                                                                                                - Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.                                               - Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая).                                     - Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ

Также стоит отметить что 2 ноября  2011 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об организованных рынках».

Торговля на российских товарных и финансовых биржах теперь будет идти по единым правилам. Он будет опубликован в "РГ"( Российская газета) 26 ноября. За исключением отдельных положений закон вступает в силу с 1 января 2012 года.

По мнению участников рынка, несмотря на увеличившийся размер штрафов  за нарушения законодательства, торговые площадки теперь будут более самостоятельны и свободны в своих действиях. Но и контроль за ними усиливается. При выявлении нарушений торги могут быть приостановлены на срок до шести месяцев.

Для граждан, играющих на биржах, ничего особенно не меняется, пояснил "РГ" председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев.

Как и прежде, для их участия  в торгах необходимо посредничество брокера. Да и штрафы за нарушение  законодательства для физлиц остались прежними - от 1 до 2,5 тысячи рублей.

Но этот документ, подчеркнул эксперт, важен для профессиональных участников торгов. Он определяет порядок  проведения организованных торгов, устанавливает особенности заключения договоров с центральным контрагентом и клиринговым брокером. А также регламентирует основы регулирования и контроля со стороны государства, детализирует полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам. ФСФР, например, вправе проводить плановые проверки не чаще одного раза в год, а также получать от организаторов торговли и их работников необходимые документы и информацию, в том числе доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральными законами.

"В результате мы  пришли к тому, что создается  регулирование бирж по рынкам (товарному, фондовому), для валютных  бирж, чего раньше не было", - отметил Тимофеев. Эксперт считает,  что закон предоставляет биржам  большую самостоятельность за  счет увеличения полномочий, да  и регулирование деятельности рынка становится более гибким.

При этом, говорит Тимофеев, новый закон решает вопросы не только организованной торговли, но и так называемой интернализации, то есть процесса покупки или продажи брокерами ценных бумаг по поручению клиентов. Теперь они смогут это делать непосредственно в брокерской фирме без традиционной передачи приказов клиентов в торговый зал биржи. То есть сфера применения нового документа существенно расширилась.

Вместе с тем, отметил  Тимофеев, штрафы за нарушение законодательства об организованных торгах увеличились, однако, как он подчеркнул, "их размер вполне адекватен упомянутым в законе нарушениям". Штрафы, в частности, повышены для должностных лиц - до 10-50 тысяч рублей, для юрлиц - от 300 тысяч до миллиона рублей.

Правовое регулирование  фондового рынка осуществляется путем установления жестких требований к эмитентам, установления правил работы на фондовом рынке, контроль над действиями эмитентов и создания системы защиты прав инвесторов.

1.2 Место фондовых рынков в современной экономике

Для определения места и роли фондовой биржи в современной экономике необходимо выяснить функции и назначение рынка ценных бумаг в хозяйственной системе в целом. Во-первых, рынок ценных бумаг представляет собой механизм динамичного перелива капиталов из одной отрасли экономики в другую: покупая ценные бумаги перспективных предприятий (рассчитывая на будущие дивиденды и курсовой рост), инвесторы и биржевые предприниматели вкладывают денежные средства в новые технологии и производства.

Инвестиции институциональных  и частных вкладчиков, движимых коммерческим интересом, способствуют процветанию  экономики, – капитальные вложения создают новые рабочие места, новые производства, увеличивают ВВП, растут доходы субъектов хозяйственных отношений, их благосостояние и платежеспособный спрос, которые, в свою очередь, являются необходимым компонентом и предпосылкой развития производства и экономического роста.

Когда рынок ценных бумаг  гармонично встроен в рыночную систему  и инвестиции начинают работать на экономику, ее эффективность значительно  повышается, а процессы развития приобретают  кумулятивный характер. Другими словами, проявляется эффект «биржевого мультипликатора», то есть такого процесса, когда одни вновь созданные факторы продуцируют  другие, полезные для хозяйственной  системы эффекты и тенденции.

Фондовая биржа, являясь  наиболее организованной частью рынка  ценных бумаг, обеспечивает перевод сбережений субъектов экономики в инвестиции, минуя посредничество коммерческих банков. Таким образом, биржевой рынок является в определенной мере альтернативой банковскому сектору экономики, выступает его косвенным конкурентом на рынке капиталов. При этом банки и биржи не являются антагонистами, при правильно выстроенных отношениях они гармонично дополняют друг друга, совместно работая на благо национальной экономики.

В то же время следует  отметить, что если в стране отсутствует  эффективный рынок ценных бумаг, а доверие инвесторов к коммерческим банкам и государству подорвано, то население предпочитает делать сбережения в твердой валюте и хранить их в виде наличных денег вне банковского сектора. Наиболее состоятельные субъекты экономики и бизнеса выводят свои средства в оффшоры или в иностранные банки. К сожалению, именно такие процессы продолжались в нашей стране на протяжении всех 1990-х и начала 2000-х годов. Надо ли говорить, что указанные тенденции при хранении сбережений и бегства капиталов крайне вредны для российской хозяйственной системы вообще и рынка ценных бумаг в частности.

Кроме того, следует подчеркнуть  весьма важное свойство фондового рынка, серьезным образом отличающего  его от банковского сектора: в  ценные бумаги по большей части вкладывают свои финансовые ресурсы инвесторы, в той или иной степени склонные к риску, то есть лица с предпринимательскими наклонностями. Напротив, в коммерческие банки размещают свои средства экономические субъекты с иной мотивацией, предпочитающие, прежде всего, сохранить, а не преумножить свои денежные средства.

Положительная роль фондовой биржи проявляется также и  в таком важном аспекте, как защита прав и интересов инвесторов –  клиентов биржи. Эту задачу фондовая биржа решает по двум основным направлениям:

  • во-первых, путем самостоятельной оценки экономического состояния эмитентов ценных бумаг, котирующих или желающих котировать свои фондовые ценности на данной бирже;
  • во-вторых, предоставляя всем операторам биржевого рынка ценных бумаг всю необходимую информацию для принятия адекватных решений.

Производя селекцию ценных бумаг самых разных эмитентов, экономические эксперты биржи отсеивают фондовые ценности неприемлемого качества, к котировке допускаются лишь бумаги с достаточной ликвидностью и надежностью. Тем самым биржа защищает недостаточно компетентных инвесторов (а это, как правило, мелкие вкладчики и частные трейдеры) от чрезмерно рискованных вложений. То же самое можно сказать и об информационном обеспечении, – имея всю необходимую и достоверную информацию, инвесторам значительно легче принять обоснованное решение об инвестициях в те или иные ценные бумаги.

Отдельно следует сказать  о значении фондовой биржи в деле прогнозирования макроэкономических процессов. Хозяйственная практика показала, что рыночная система развивается нестабильно, чередуя периоды экономического роста с периодами депрессий и спадов. Цикличность развития – негативный фактор и одна из главных задач государства – смягчить последствия экономических кризисов. В плане решения этой важной задачи роль фондовой биржи весьма значительна, так как биржа в данном контексте выступает в качестве ориентира, своеобразного указателя на состояние экономической конъюнктуры.

Подобно «экономическому  барометру» биржа заблаговременно  указывает на наступление состояния спада или подъема, причем сигналы такого рода биржа посылает упреждающе, опережая наступление событий в 3-5 месяцев. Прогностический механизм фондовой биржи функционирует, основываясь на предположениях и ожиданиях отдельных субъектов рынка; действуя в совокупности, индивидуальные прогностические оценки трансформируются в тенденцию. Конкретно действие данного механизма проявляется в периодическом росте или падении консолидированного курса акций многих компаний, представляющих разные отрасли экономики. Количественные оценки производятся на основании так называемых биржевых (фондовых) индексов – Dow Jones, широкого рынка S&P-500, высокотехнологичного NASDAQ (Нью-Йоркская фондовая биржа), Nikkei (Токийская фондовая биржа),  FTSE ( Лондонская фондовая биржа) и ряде других.

Следует отметить биржевой рынок ценных бумаг как важнейший  элемент функционирования системы страхования и пенсионного обеспечения. Здесь уместно отметить, что трудности в указанных сферах экономики России во многом проистекают от недостаточного развития фондового рынка. Проблема состоит в следующем: отечественная пенсионная система практически полностью огосударствлена и основана на принципе солидарности поколений. Такой принцип построения очень чуток к демографической ситуации в стране. Кроме того, государственная пенсионная система в России устроена таким образом, что пенсионные выплаты, в конечном счете, мало зависят от конкретного денежного вклада каждого, что провоцирует уклонение от платежей в Пенсионный фонд РФ.

Выход из создавшейся кризисной  ситуации с пенсионным обеспечением лежит в плоскости создания альтернативной, негосударственной системы пенсионных фондов. Здесь, однако, имеется серьезная проблема: как известно из мировой практики, основной вид деятельности негосударственных пенсионных фондов – работа на рынке ценных бумаг, осуществление портфельных инвестиций. Однако при недостаточной развитости российского фондового рынка и малой его глубины, функционирование системы государственных и негосударственных пенсионных фондов (в том числе иностранных) сильно затруднено. Тем самым экономика России теряет, с одной стороны, крупных институциональных инвесторов в лице пенсионных фондов, с другой – не улучшается пенсионное обеспечение населения.

То же самое можно сказать  и о развитии страхового бизнеса. Его специфика такова, что страховые компании в отдельных случаях должны делать крупные выплаты своим клиентам в незапланированные сроки. И в этом случае ликвидный фондовый рынок является для них крайне желательным инструментом.

Эффективным механизмом является биржевой фондовый рынок и для  государства при регулировании  денежной массы в обращении посредством  проведения политики открытого рынка, то есть купли-продажи всем желающим государственных ценных бумаг. Использование данного инструмента позволяет решить двуединую задачу – государство получает денежные средства в свое распоряжение и одновременно сокращает количество денег в обращении, что ослабляет давление излишних денег на рынок. Кроме того, используя биржевой механизм, государство может продавать свои ценные бумаги конечным инвесторам, а не только коммерческим банкам и другим посредникам (в том числе нерезидентам), что делает государственные займы более дешевыми и менее обременительными для налогоплательщиков. Следует также отметить, что пока в нашей стране не до конца отчетливо осознаются преимущества продажи векселей и облигаций отечественным инвесторам, в том числе частным трейдерам. Этот вариант более выгоден для российского государства, так как высокие проценты по долговым ценным бумагам будут получать резиденты. Таким образом, крупные денежные суммы будут оставаться в стране, а не уходить за рубеж, обогащая третьи страны.

Информация о работе Состояние и проблемы развития фондового рынка