Состояние и проблемы развития фондового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:41, дипломная работа

Краткое описание

Выбрав именно эту тему для своей работы, я хотел показать особую роль фондового рынка в развитой рыночной экономике, указать на сложившиеся черты современного фондового рынка России и разработать своевременные методы исправления его недостатков. Рынок ценных бумаг является важнейшим элементом рыночных отношений.

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор отечественных и зарубежных фондовых рынков
1.1 Правовое регулирование фондовых рынков
1.2 Место фондовых рынков в современной экономике
1.3 Масштабы, структура, динамика и роль фондовых рынков в экономике различных стран
Глава 2. Изменения в структуре участников фондового рынка
2.1 Эмитенты
2.2 Инвесторы на фондовом рынке
2.3 Приватизация и фондовый рынок
2.4 Виды профессиональных посредников на фондовом рынке: анализ практики различных стран мира
Глава 3.Основные тенденции в развитии фондовых бирж
3.1 Основные тенденции в развитии фондовых бирж
3.2 Количественные характеристики фондовых бирж
3.3 Изменения в торговых системах фондовых бирж
3.4 Перспективы развития фондовых бирж в свете появления новых организаторов торговли и Интернет
3.5 Изменения в системах урегулирования расчетов.
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Киреев Н.М. тема №27 -.docx

— 736.98 Кб (Скачать файл)

Имея доступ через Интернет к сайтам регулятивных органов, инвесторы получают информацию об эмитентах, знакомятся с дисциплинарной историей финансовых посредников, передают жалобы относительно действий эмитентов и посредников.

Эмитенты широко используют Интернет при публичной (открытой) подписке на свои ценные бумаги. Например, Интернет используется для проведения электронных рекламных кампаний, так называемых “roadshows”. «Родшоу» - классический маркетинговый прием, однако возможности привлечения большего числа потенциальных инвесторов чисто физически ограничены. Интернет устраняет это препятствие.

Компании по ценным бумагам  все шире представляют возможность своим клиентам передавать приказы на покупку/продажу ценных бумаг через Интернет. При этом заявка исполняется либо самой компанией с помощью собственной торговой системы (АТС) или передается на биржу при помощи специальной электронной системы подачи заявок уже от своего имени. До середины 1998г. Прямой подачи заявок на биржу инвесторами не практиковалось, однако уже с конца 1998 г. На некоторых биржах проводятся первые эксперименты в этом направлении. Но все же основной способ подачи приказа через Интернет – пока электронная почта.

Торговля через Интернет ценными бумагами началась в США  фактически в 1995г., когда появились первые электронные брокеры (on-line brokers). К началу 1999г., примерно 14% всех приказов в США поступало через Интернет через одного из 100 брокеров. Более 30% объема торговли акциями НФБ и НАСДАК в 1999г. приходилось на сделки через Интернет. Количество онлайновых счетов, составлявшее 3,7 млн. в 1997г. во втором квартале 1999г. выросло до 9,7 млн. и до 16 млн. в конце 1999г. По одной из оценок, количество онлайновых сделок выросло со 100 тыс. в день во втором квартале 1996г. до 50 тыс. во втором квартале 1999г.

В Великобритании количество сделок с акциями, совершаемых через  Интернет, удваивается каждые три  месяца. Если весной 1999г. через Интернет совершалось лишь 1% всех сделок с акциями, то к началу 2000г. эта цифра выросла до 15%.

3.5  Изменения  в системах урегулирования расчетов.

На мировых рынках использовались и используются две системы урегулирования или исполнения: «каждодневное исполнение» (rolling settlement) и урегулирование в расчетный день или в расчетный период (account period).

При урегулировании в течение  расчетного периода все сделки, совершенные в течение, скажем двух недель или месяца, должны быть улажены в определенный момент времени – особый «расчетный день». Такой способ урегулирования сохранился во Франции (не основной, по желанию участников) и до начала 90-х существовал на Лондонской фондовой бирже. Его используют на ряде бирж развивающихся стран, например Индии.

Система «каждодневного исполнения»  предполагает, что все этапы обработки сделки по ценной бумаге должны быть завершены через установленный промежуток времени с момента заключения сделки. Сделка обозначается буквой Т (от английского trade). Соответственно, завершение всех этапов (заключение, сверка, клиринг, исполнение) в течение суток после ее заключения будет обозначаться как Т+1, в течение 2 дней – Т+2 и т.п.

На большинстве рынков в настоящее время действует  система каждодневного урегулирования, но при этом срок урегулирования различается от рынка к рынку и по видам ценных бумаг. Очевидно, что чем больше срок между датой заключения сделки и датой ее исполнения, тем большему риску подвергаются ее участники, тем больше риск ее неисполнения (settlement risk). В известном докладе Группы 30 ( группы неправительственных экспертов по вопросам развития финансового рынка), опубликованном в конце 80-х годов ставилась цель перехода всех развитых стран к стандарту Т+3 к 1992г. Что касается торговли акциями, то США смогли выполнить эту рекомендацию лишь к лету 1995г., а в Великобритании и в 1999г. сохранялся стандарт Т+5 (до начала 90-х годов использовался двухнедельный расчетный период). В Италии до февраля 1996г. существовал месячный цикл. Сейчас Т+5.

Тем не менее, на большинстве  развитых и формирующихся рынков в настоящее время при торговле акциями действует стандарт Т+2 (Германия, Тайвань). По государственным облигациям практически повсеместно действует схема Т+1. Конечная цель – переход на режим улаживания по схеме Т+0. Но эта задача будет реализована уже в следующем десятилетии.

Сокращению сроков улаживания способствует наличие единого центрального депозитария. Одной из рекомендаций Группы 30 было также создание единого депозитария. На всех развитых рынках такой депозитарий существует (Франция – SICOVAM, Германия – Clearstream, Италия – Monte Titoli, Англии – Crest). В США при наличии нескольких депозитариев, самый крупный фактически является общенациональным – Depositary Trust Company).

Еще одна рекомендация Группы 30 касалась дематериализации или обездвиживания ценных бумаг. Полной дематериализации достигли Франция, Бельгия, Дания. В Польше изначально все ценные бумаги, которыми торгуют на бирже, были бездокументарными.

В США, Англии, Германии и  других крупных странах государственные  облигации выпускаются в электронной, т.е. дематериализованной форме, акции в основном обездвижены в центральных депозитариях.

В мае 1999г. ведущая депозитарно-клиринговая организация на международном финансовом рынке Евроклир объявила о планах создания общеевропейской расчетно-клиринговой системы, которая предусматривает, что Евроклир будет выступать в роли центральной организации для национальных депозитариев.

Вскоре после этого  вторая ведущая международная депозитарно-клиринговая организация – Седел и Немецкая биржа заявили об объединении своих расчетно-клиринговых подразделений. В результате их слияния в начале 2000г. возникла крупнейшая в Европе организация подобного рода под названием Clearstem. Поступило предложение о присоединении к новой системе и других европейским организациям.

Успешное создание таких  организаций даст целый ряд преимуществ  участникам в Европе, увеличив его  прозрачность и ликвидность. Для  сравнения: в США действуют три расчетно-клиринговые организации, в то время как в Европе – 30.

Во многих странах с  формирующимися рынками все ценные бумаги выпускаются в бездокументарной форме при наличии централизованного  депозитария. В странах Восточной Европы этому немало поспособствовала Франция. Эксперты парижской фондовой биржи принимали непосредственное участие в создании фондовых рынков в Польше и Чехии. При этом необходимо отметить и ту положительную роль, сыгранную государственными органами в этих странах, благодаря разумной политике которых в той же Польше был создан эффективный и прозрачный централизованный рынок – Варшавская фондовая биржа.

Российские идеологи приватизации, проводя широкомасштабную кампанию по акционированию и приватизации государственных предприятий, не учли вопросы создания необходимой инфраструктуры. Создание централизованного рынка (фондовой биржи) и депозитария в период массовой приватизации просто не предусматривалось. Одним из результатов этого стала огромная разница в цене акций одних и тех же приватизированных предприятий на чековых аукционах, проводившихся в различных регионах России, доходившая порой до десятикратной величины. Так за один ваучер на чековом аукционе в Москве можно было получить 60 акций Газпрома, а на Дальнем Востоке – 600. Поспешность, с которой проводилась приватизация в России, и явилась одной из причин многочисленных злоупотреблений, обмана населения и отсутствии положительных результатов в достижении главной стратегической цели приватизации – появлении эффективности общественного производства.

В настоящее время органы государственного регулирования ставят перед собой задачу создания централизованного депозитария, но, как это часто бывает, перестроить уже сложившуюся систему порой бывает сложнее, чем создать новую. Определенная работа в этом направлении проводится. Правительство Российской Федерации в 1998 году предприняло ряд шагов по формированию единой национальной депозитарной системы и созданию Центрального депозитария. Постановлением правительства Российской Федерации от 10 июля 1998года №741 «О мерах по созданию национальной депозитарной системы», принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1997 года №1034 «Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации», утверждены устав Центрального депозитария и форма договора о взаимодействии в составе национальной депозитарной системы.

 

 

Заключение

Фондовая биржа в системе  экономических отношений представляет собой хозяйствующий субъект  в форме некоммерческого партнерства, оказывающий услуги профессиональным участникам рынка ценных бумаг в качестве организатора торговли ценными бумагами.

Фондовая биржа выступает  одной из регуляторов финансового  рынка. Основная роль биржи заключается  в обслуживании движения денежных капиталов.

Фондовая биржа позволяет  обеспечить концентрацию спроса и предложения ценных бумаг, их сбалансированность на основе биржевого ценообразования, реально отражающего уровень эффективности функционирования акционерного капитала.

Внебиржевой оборот возникает  как альтернатива бирже. Многие компании не могли выходить на биржу, так как их показатели не соответствовали требованиям, предъявляемым для их регистрации на бирже. В современных условиях во внебиржевом обороте обращается преобладающая часть всех ценных бумаг.

Фондовые биржи, возникшие  в России за 1991-1992 гг., не заняли лидирующие позиции на отечественном рынке ценных бумаг. Большинство из этих бирж «тихо скончалось» уже в 1994-1995 гг. Фондовая биржа образца 90-х годов не превратилась в торговое, профессиональное и техническое ядро российского рынка ценных бумаг. Суждено ли занять этому институту финансового рынка в России подобающее ему место, покажет время.

Государство может выполнять  активную роль на начальных и последующих этапах становления рынка ценных бумаг в стране. Этот рынок является настолько масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны, предъявляет настолько высокие требования к инфраструктуре и ресурсам на его создание, что только усилия государства «сверху» могут запустить этот рынок в его цивилизованной и безопасной форме. По сути, здесь может быть разработана масштабная национальная программа создания рынка ценных бумаг в стране, адекватная национальным программам приватизации, структурных изменений в отраслях хозяйства.

Процессы государственного регулирования и саморегулирования  должны работать параллельно: чтобы  государственное регулирование  поощряло саморегулирование, чтобы саморегулирование являлось механизмом повышения ценности компании.

Фондовая биржа не только торговый, но также исследовательский  и информационный центр рынка  ценных бумаг. Законодательства всех стран  обязывают фондовые биржи заниматься исследованием процессов, происходящих на рынке ценных бумаг и информировать общественность, прежде всего эмитентов и инвесторов об их динамике и содержании. Поэтому во всех крупных фондовых биржах имеются специальные научно-информационные отделы, занимающиеся подобными исследованиями и публикующие в различных периодических изданиях их результаты.

Однако здесь остро  стоит вопрос об инсайдарской информации, доступ к которой имеют лишь ограниченный круг лиц, за плату продающих ее. Защита интересов инвесторов и эмитентов требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы российского рынка ценных бумаг.

Ослабление роли биржи, особенно в последние годы, не меняет ее значения в торговле ценными бумагами, поскольку сохраняется концентрация и централизация капитала на самой бирже, возрастает уровень компьютеризации ее операций, совершенствуются формы и методы сбора, доставки и обработки информации, осуществляется прямое государственное регулирование биржевых операций, нарастают тенденции интернационализации биржевых сделок.

В будущем необходимо повысить уровень организации фондовых бирж, создать прекрасно действующую  систему защиты инвесторов от мошенничества, усовершенствовать государственное регулирование фондовой биржи, расширить связи с фондовыми биржами развитых стран.

Только при решении  этих проблем российский фондовый рынок  может стать тем, чем он является во всем цивилизованном мире, - инструментом для перелива капитала из финансовой сферы в промышленную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

2. Федеральный закон от 05.03.99 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

3. Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2011 № 717 « О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка российской федерации».

5. Приказ ФСФР России от  09.10.2007 № 07-102 / пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг»

6. Приказ ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».

7. Приказ ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

8. Ричард Дж Тьлз,.Фондовый рынок М, ИФРА-М,1997.

9. Н.В. Бекетов Российский фондовый рынок: состояние, проблемы и перспективы развития, Дайджест- финансы,Финансы и кредит, 2007.

10. Стародубцева Е. В. Рынок ценных бумаг / Е. В. Стародубцева. - М.: Инфра-М, 2007.

11. Берзон Н.И. Фондовый рынок. / Н.И. Берзон. - М.: Вита-Пресс, 1998.

Информация о работе Состояние и проблемы развития фондового рынка