Тенденции развития рынка банковских пластиковых карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ состояния и проблем развития рынка пластиковых карт в России на примере ОАО Ханты-Мансийский банк г.Радужный.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
Исследование теоретических вопросов использования пластиковых карт в системе безналичных расчетов;
Анализ деятельности ОАО «Ханты-Мансийский банк» на рынке пластиковых карт;
Разработка и реализация зарплатного проекта ОАО Ханты-Мансийский банк для ООО "РОАН";
Обоснование необходимости развития российского рынка пластиковых карт с выявлением основных его проблем и определение путей развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В СИСТЕМЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ………

6
1.1. История возникновения и развития пластиковых карт…...……………..
6
1.2. Платежная система с использованием пластиковых карт ………………
15
1.3. Современное состояние рынка пластиковых карт в РФ ….…………........
20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО БАНКА НА РЫНКЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ…………………………………

28
2.1. Место ОАО Ханты-Мансийского банка на отечественном рынке пластиковых карт………….........................................................................................

28
2.2. Оценка операций с пластиковыми картами ……….……………………..
35
2.3. Разработка и реализация зарплатного проекта ОАО Ханты-Мансийский банк для ООО "РОАН".

43
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ ………………………..…..

56
3.1. Тенденции развития рынка банковских пластиковых карт в России….
56
3.2. Проблемы развития пластиковых карт………………………………..……
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..
69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 836.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем помимо голого счетоводства есть и другие соображения, которые могут оказаться для бизнеса гораздо важнее с точки зрения перспектив. Также одним из источников дохода является , как было сказано ранее плата за годовое обслуживание и оформление дополнительной карты. Дополнительная карта является дополнительной услугой, и по идее тариф на ее выпуск должен быть ниже тарифа на выпуск основной карты. Некоторые банки руководствуются именно такой логикой. Это не совсем правильно. Клиентская психология устроена так, что дополнительная карта не воспринимается как некая менее значимая услуга: пластик-то выдается такой же! В этой связи можно смело устанавливать тариф на уровне основной карты - ущерба для продаж почти наверняка не произойдет.

Дополнительные карты выпускаются достаточно часто: каждая пятая розничная карта имеет дополнительные, иногда даже не одну. И самым существенным является доход от операций покупок. Операции безналичной оплаты совершенных картодержателем покупок являются основным транзакционным доходом банка от розничных карт. Собственно для таких операций и предназначается карта. С тарифом на эти операции, однако, дело обстоит не так просто. Дело в том, что в рамках обеих рассматриваемых платежных систем (Visa и MasterCard), да и не только их, предусмотрены межбанковские комиссии в пользу эмитента, исчисляемые с оборота по торговым операциям, совершенным держателями эмитированных карт (тот самый interchange free). Размер этих комиссий зависит от некоторых дополнительных параметров, например от степени географической разделенности эмитента и эквайрера в смысле географического деления на регионы, предусмотренного платежными системами.

В любом случае эмитент получает не менее 0,5% от оборота, а по некоторым операциям - до 1,25%. Чтобы понять изначальный финансовый смысл рассматриваемой комиссии, необходимо напомнить, что практически все зарубежные карты работают в "расчетном" либо "кредитном" режиме с так называемым льготным периодом. Это означает, что накопленные за месяц и оплаченные банком по мере поступления операции списываются со счета клиента один раз в месяц, и за это уплата процентов не предусмотрена! Более того, по кредитным картам дается 2 календарных месяца (grace period), за которые проценты также не взимаются. Но ресурсы стоят денег, и рассматриваемые межбанковские комиссии как раз призваны компенсировать эмитенту стоимость ресурсов, зависающих в расчетах. Единственной действенной мерой является воспитание клиентов путем настойчивой и постоянной пропаганды расчетов картами с использованием рекламных материалов.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Во – первых, получаемая по операциям с пластиковыми картами, различна для банка-эмитента и банка-эквайра.

Основные доходы банка эмитента:

- Годовая процентная ставка;

-Годовой членский взнос;

-Комиссия по интерчейнджу;

-Штрафные сборы за нарушение условий договора.

Расходы банка-эмитента по карточным операциям включают, прежде всего, плату за ресурсы, которые банк использует для финансирования всего портфеля карточных ссуд. Кроме того, к расходам относятся следующие статьи:

- Потери от списания безнадежных долгов;

-Расходы на проведение процессинговых операций (авторизация, биллинг);

-Расходы на обслуживание клиентов;

-Расходы по маркетингу.

Структура доходов и расходов банка-эквайра отличается своеобразием из-за спецификации его функций. Главная статья дохода – это дисконт, уплачиваемый торговцем при депонировании торговых счетов в банке. Наконец, банк-эквайр получает доход при использовании средств, хранящихся на счете депо торговца. Основная статья расхода банка-эквайра – это комиссия за интерчендж. Она уплачивается банку-эмитенту в определенном проценте от суммы торговых счетов. Другие виды расходов аналогичны тем, которые несет банк-эмитент по процессингу и маркетингу.

В последнее время в Ханты – Мансийском банке начинает развиваться новое направление в выпуске пластиковых карт – выпуск пластиковых карт с индивидуальным дизайном, плата за годовое обслуживание которых составляет 250-00 рублей. Единственным недостатком является то, что данные карты выпускаются лишь в виде VISA Classic и MasterCard Standard, обслуживание по которым гораздо дороже, чем по VISA Electron и Cirrus Maestro. Но данное направление достаточно новое в деятельности банка, поэтому в ближайшем будущем карты обоих видов будут выпускаться с индивидуальным дизайном. Ведь карта со своим дизайном добавляет престиж ее держателю. В основном данные карты будут выпускаться для корпоративных клиентов.

И наконец Ханты – Мансийский банк недавно начал выпускать карты VISA Mini, которые также в недалеком будущем займут свою нишу в «карточном» бизнесе банка. Пока их существенный недостаток заключается в том, что они предназначены лишь для оплаты в ТСП, а не для снятия наличных. Но с другой стороны, данный вид карт несет в себе всю сущность пластиковых карт.

Исходя из вышеизложенного следует, что динамика и структура доходов по операциям с пластиковыми картами за анализируемый период в 3 года напрямую зависит от эмиссии банковских карт – чем она выше, тем выше и общая сумма доходов, куда включаются: комиссии за открытие СКС, годовое обслуживание, минимальный первоначальный взнос на СКС, комиссии за снятие наличных как в своем банке, так и в банкоматах сторонних банков. Но самым существенным является доход от операций покупок.

 

 

2.3. Разработка и реализация зарплатного проекта ОАО Ханты-Мансийский банк для ООО "РОАН"

 

 

Можно выделить ключевые моменты, с которыми сталкивается Ханты – Мансийский банк при работе с пластиковыми картами.

Во – первых, это определенный круг рисков. Таких как риск подачи мошеннического заявления, риск пособничества ТСП и риск использования «белого» пластика и «псевдокарт». С данными рисками можно справится только при тщательном изучении всех документов, подаваемых на выпуск карты.

Во – вторых, неразвитость кобрендинговых проектов. А в настоящее на территории ХМАО – Югры действуют лишь один кобрендинговый проект с авиакомпанией ЮТЭЙР, в то время как в странах Запада данные проекты развиваются довольно давно.

В – третьих, проблема, связанная с реализацией зарплатных проектов. На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, данные проекты реализуются в основном в бюджетной сфере социальной направленности, не в полном объёме затрагивают коммерческие организации. А именно они принесли бы банку больше прибыли, чем бюджетные организации. Но с другой стороны, от бюджетных организаций поступают постоянные платежи, чем от коммерческих. Получается замкнутый круг, который и предстоит разомкнуть банку в ближайшем будущем.

В – четвертых, проблема неинформированности клиентов в части новых продуктов, таких как кредитные карты. Данное направление достаточно новое в деятельности банка. Такие основные проблемы, с которыми сталкивается Ханты – Мансийский банк, при работе с пластиковыми картами.

На основании двух выше приведенных проблем, следует бы рассмотреть эффективность внедрения банкомата – информационного киоска, с функцией выдачи денег на примере близлежайшей территории г.Радужного ХМАО и эффективность внедрения зарплатного проекта на примере ООО "РОАН", г.Радужный.

Данные проекты выбраны в связи с тем, что они актуальны, именно на небольшой территории, где небольшая конкуренция среди банков, что дает возможность привлечь Ханты – Мансийскому банку дополнительных клиентов, а, следовательно, и привлечь дополнительные ресурсы, что в дальнейшем разместить их в наиболее прибыльные активы, тем самым получить дополнительную прибыль.

Для примера эффективности внедрения банкоматов можно привести особенности заключения договоров на установку и использование банкоматов на близлежащих территориях к г. Радужному для обслуживания населения данных территорий. В данном случае должны проводиться дополнительные экономические расчеты величины взаимовыгодного процента комиссии, взимаемой в доход банка от средней суммы, снимаемой населением данной территории. Экономические расчеты строятся исходя из логики минимально-достаточной рентабельности отдельно взятой операции с оценкой величины дополнительной выгоды, получаемой банком. Таким образом, сумма комиссии, получаемая банком, может находиться на уровне расходов банка на содержание и амортизацию банкомата, а в отдельных случаях и ниже.

На данном примере, установки банкоматов Ханты – Мансийского банка на рассматриваемой территории проводятся некоторые социологические исследования, так как установка банкоматов станет выгодным для банка, пусть даже он и не станет рентабельным сразу, но позволит привлечь клиентов банку.

Для расчета эффективности установки банкоматов необходимо учитывать тот момент, что в среднем банкоматом должны пользоваться 800 человек для того, чтобы признать его установку рентабельной.

Близлежащая территория г.Радужного ХМАО – Югры включает в себя 3 поселка городского типа (пгт) и 2 города:

1) пгт. Новоаганск, где проживает порядка 10 тысяч жителей, из них потенциальными клиентами – держателями карт являются около 30%, т.е. 300 человек.

2) пгт Высокий, где проживает порядка 9 тысяч жителей, из них потенциальными клиентами – держателями карт являются около 30%, т.е. 2700 человек.

3) пгт Излучинск, где проживает порядка 17 тысяч жителей, из них потенциальными клиентами – держателями карт являются около 30%, т.е. 5100 человек.

4) г. Покачи, где проживает порядка 17 тысяч жителей, из них потенциальными клиентами – держателями карт являются около 30%, т.е. 5100 человек.

5) г. Лангепас, где проживает порядка 43 тысяч жителей, из них потенциальными клиентами – держателями карт являются около 30%, т.е. 12900 человек.

Таким образом, среди 96 тысячи жителей данной территории потенциальными клиентами – держателями карт являются около 26100 человек. Из данного числа потенциальных клиентов, 95 % держателей пользуются картами в рамках зарплатных проектов, т.е. порядка 25000 жителей периодически пользуются услугами сторонних банкоматов, неся дополнительные расходы по карте в виде комиссии за снятие денежных средств в стороннем банке.

Далее приводятся расчет расходов на установку и обслуживание банкоматов. Все затраты на установку и обслуживание можно разделить на единовременные и ежемесячные.

Единовременные расходы связаны с установкой банкоматов – информационного киоска.

1) Условная стоимость 1 банкомата – 750 000 рублей.

2) Расходы на связь включают в себя:

- доступ к прямому выделенному каналу Уралсвязьинформа – 35 400 рублей, в т.ч. НДС.

- абонентская плата за выделенный канал – 6 500 руб. Данная плата является ежемесячной.

- установка модема – 3 000 рублей.

3) затраты на установку программного обеспечения включают в себя:

а) установка Microsoft Windows 2003 – 24 000;

б) установка SQL SERVER – 35 000. Стоит обратить внимание на то, что в отделении Ханты – Мансийского банка г.Радужного нет работников, которые бы занимались установкой данного программного обеспечения, поэтому руководству филиала приходится привлекать работников со стороны, платя им за настройку SQL SERVRа 12 500 рублей.

Теперь перечислим ежемесячные платежи. Как было отмечено выше к ним относится и ежемесячная плата за пользование выделенным каналом в размере 6 500 рублей, а также:

- замена контрольной ленты – 2 360 руб., в т.ч. НДС;

- установка чековой ленты – 3 540 рублей, в т.ч. НДС;

- ведение кассового журнала – 2 360 руб., в т.ч. НДС;

- амортизация – 2 950 руб., в т.ч. НДС;

- техническое обслуживание банкомата. Обслуживанием банкомата занимаются работники банка, получая в среднем за данную работу заработную плату в размере 20 000 рублей в месяц.

Таким образом, подводя итог, можно посчитать во сколько обходится установка и обслуживание 1 банкомата – информационного киоска банку. Это 866 400 рублей единовременных расходов и 37 710 рублей ежемесячных расходов, т.е. за первый месяц обслуживание банкомата банк несет расходы в размере 904 110 рублей на 1 банкомат.

Как было отмечено выше, основными пользователями карт являются работники предприятий в рамках зарплатных проектов, поэтому именно они являются основными пользователями банкоматов. И чем крупнее предприятие, тем больше у него работников, а, следовательно, он перечисляет банку более крупную сумму в зачет заработной платы на карточные счета работников, и соответственно наоборот.

К примеру, более крупные предприятия, действующие на данной территории, например ООО «Лесопильные заводы Югры», перечисляют в доход банк 0,1% от суммы перечисленной заработной платы. Ежемесячно данная организация в рамках зарплатного проекта переводит на свой счет, открытый в банке, порядка 2 миллионов рублей. Таким образом, банк с этой организации получает ежемесячно комиссию в размере 2000 рублей в рамках обслуживания зарплатного проекта, это не включая комиссию за обслуживание карточных счетов.

И наоборот, более мелкие предприятия, платят более высокий процент за обслуживание в рамках заработной платы - в пределах 1%. Так, к примеру, ООО "РОАН", г.Радужный, имея в составе 60 работников со средней заработной платой в 11 000 рублей, ежемесячно перечисляет в банк сумму 510 000 рублей, и платя банку 1% от этой суммы (примерно 5 100 рублей) за обслуживание в рамках проекта. Так же здесь не учитываются комиссии за обслуживание карточных счетов.

И таких предприятий большинство на территории г.Радужный. То есть, работая с такими предприятиями банк, получает дополнительный доход, но в тоже время он не спешит устанавливать банкомат, считая это слишком «дорогим удовольствием», особенно для небольших территорий. Ведь территории с большим числом населения быстрее окупят стоимость установки банкомата, чем с небольшим, но если банк, заключая договора в рамках зарплатного проекта, обслуживает пластиковые карт в чужих банкоматах, он естественно теряет часть доходов, чем он бы мог получить от обслуживания карт в своем банкомате, т.к. сторонним банкам приходится платить процент (обычно от 1 до 3) для обслуживания карт.

Информация о работе Тенденции развития рынка банковских пластиковых карт в России