Тенденции развития рынка банковских пластиковых карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ состояния и проблем развития рынка пластиковых карт в России на примере ОАО Ханты-Мансийский банк г.Радужный.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
Исследование теоретических вопросов использования пластиковых карт в системе безналичных расчетов;
Анализ деятельности ОАО «Ханты-Мансийский банк» на рынке пластиковых карт;
Разработка и реализация зарплатного проекта ОАО Ханты-Мансийский банк для ООО "РОАН";
Обоснование необходимости развития российского рынка пластиковых карт с выявлением основных его проблем и определение путей развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В СИСТЕМЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ………

6
1.1. История возникновения и развития пластиковых карт…...……………..
6
1.2. Платежная система с использованием пластиковых карт ………………
15
1.3. Современное состояние рынка пластиковых карт в РФ ….…………........
20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО БАНКА НА РЫНКЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ…………………………………

28
2.1. Место ОАО Ханты-Мансийского банка на отечественном рынке пластиковых карт………….........................................................................................

28
2.2. Оценка операций с пластиковыми картами ……….……………………..
35
2.3. Разработка и реализация зарплатного проекта ОАО Ханты-Мансийский банк для ООО "РОАН".

43
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ ………………………..…..

56
3.1. Тенденции развития рынка банковских пластиковых карт в России….
56
3.2. Проблемы развития пластиковых карт………………………………..……
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..
69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 836.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, для того чтобы установка банкомата - информационного киоска окупилась в течение года, банк должен в течение месяца получать доход от использования банкомата в размере 76 000 (904 000/12 = 76 000). Сюда включается комиссия за снятие наличных по карте VISA Electron, комиссия за оплату коммунальных услуг, услуг связи.

Как было отмечено выше для того чтобы признать установку банкомата рентабельной, им должны в течение месяца воспользоваться в среднем 27 человек. И даже если в среднем банкоматом Ханты – Мансийского банка не воспользуется за день 27 человек, это с лихвой компенсируется в дни выдачи заработной платы. И снятие и оплата услуг в своем банкомате гораздо удобнее и выгоднее, чем в банкоматах сторонних банках. Хотя на данный момент держатели карт используют их в основном для снятия наличных, но постепенно наблюдается тенденция, что владельцы карт не только снимают наличные, а осуществляют платежи в пользу третьих лиц. Это удобно и выгодно как банку, так и клиенту. Клиент избегает длинных очередей и заполнения кучи документов при осуществлении платежей, банк же получает дополнительный доход. В начале 2009 года Ханты – Мансийский банк ввел новую услугу – оплату кредитов через банкомат, тем самым еще упростив работу не только банков, но и жизнь клиентов. Вводя новые услуги для своих клиентов, руководство Ханты – Мансийского банка стремится сделать пластиковую карту «спутником жизни», как это принято в европейских странах и США, а не предметом роскоши и богатства, как до недавнего времени считалось в нашей стране.

Подводя итог по расчету эффективности установки банкоматов, можно обозначить следующие статьи доходности и расходов банкоматов, которые принимаются в экономические расчёты:

а) базовые статьи доходности банкоматов:

1) Получение процентов в доход банка от суммы начисленных средств клиентов в безналичной форме для последующей выдачи наличности через банкомат (зарплатный вариант и вариант корпоративной карты).

2) Получение процентов в доход банка от суммы начисления средств клиентов в безналичной форме для последующей конвертации и выдачи наличной валюты через банкомат (вариант конвертации).

3) Взимание комиссии в рублях и валюте в доход банка в виде процента от суммы снятия наличных средств через банкомат.

4) Взимание с клиента в доход банка суммы стоимости пластиковой карточки или за открытие карточного счета и его ведение.

5) Получение с клиента гарантированной суммы в виде страхового депозита на его лицевом (карточном) счете на период пользования пластиковой карточкой.

6) Доходы от остатков средств на карточных счетах клиентов.

7) Доходы от остатков средств на расчетных счетах клиентов (юридических лиц), использующих сеть банкоматов.

б) базовые статьи расходов, которые принимаются в расчеты:

1) Расходы, отнесенные на себестоимость банкоматов, рассчитываемые по специальной методике (упоминалось выше).

2) Постоянные отчисления средств процессинговой компании (например, фирме "Юнион Кард") за организацию процессинга.

3) Плата организациям за аренду места установки банкоматов.

4) Расходы на изготовление пластиковых карт.

5) Процентные расходы по остаткам на карточных счетах клиентов.

6) Процентные расходы по остаткам на расчетных счетах организаций, использующих сеть банкоматов.

Еще пару лет назад не только финансовые учреждения, но и многие, т. н. системные интеграторы и поставщики программного обеспечения, оспаривали сам факт целесообразности использования банкоматов в России. Аргументация – «посадить работника – операциониста» и все вопросы выдачи наличности решены. Сама жизнь показала полную несостоятельность подобной позиции. Банкоматы оказались не только необходимыми в целях привлекательности системы для владельцев карточек, но и экономически выгодным помещением капитала.

В качестве примера проводится некоторый расчет на примере ООО "РОАН", г.Радужный, предоставляющего в аренду транспорт предприятиям и организациям. Предположим Ханты – Мансийский банк совместно с ООО "РОАН" эмитирует зарплатную карту. На карточный счет переводится заработная плата сотрудников данного предприятия. Исходные данные:

- средняя заработная плата – 13 000 рублей;

- количество работников – 66 человек;

- итоговая сумма перечисленной заработной платы 13 000 × 66 = 858 000 рублей;

- сумма перечисленной банку комиссии в рамках зарплатного проекта – 1%, или 858 000 × 0,01 = 8 580 рублей.

- полная стоимость пятикассетного банкомата и ПО – 900 000 рублей,

- каждая кассета содержит 2 200 банкнот, кассеты загружены купюрами по 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей (итого одна загрузка – 3 652 000 рублей),

- Комиссия при выдаче наличности через банкомат - 1% (приемлемая для клиентов банка величина, с учетом начисления процентов на остатки).

При условии получения денег каждым клиентом в среднем два раза в месяц, одной загрузки банкомата достаточно для обслуживания примерно 280 человек, или в месяц необходимо осуществить 4,2 загрузки. Так как один клиент может быть обслужен в течение двух - трех минут, т. е. за час порядка двадцати - тридцати человек, а банкомат может работать круглосуточно, и уж, во всяком случае, в активное время с 8 утра до 10 вечера. С точки зрения удобства клиентов, все они могут быть обслужены меньше чем за неделю. Таким образом, в этих условиях одного банкомата достаточно для обслуживания 5 тысяч человек.

Комиссия от заключения данного проекта с ООО "РОАН" принесет банку дополнительный годовой доход в размере 8 580 × 12 = 102 960. Данные расчеты все относительны, так как в течение года может меняться и ситуация на предприятии, и изменения в договоре с банком. В расчет также не включены комиссии за снятие наличных, за осуществлении платежей и т.д. Нужно учесть тот момент, что в среднем один клиент снимает в банкомате около 3 000 рублей, а пользоваться банкоматом ХМБ будут ежемесячно около 800 человек, следовательно, банк также получит дополнительный доход от комиссии за снятие наличных в размере 1% (в то время как в других банках он равен 3%) в сумме приблизительно равной (3 000 × 0,01) × 800 = 24 000 рублей, при чем здесь не учитывается, что клиент ни один раз в месяц снимает деньги и оплачивает услуги.

Таким образом, использование банкомата в рамках данного зарплатного проекта принесет банку ежемесячную прибыль в размере 125 000 рублей, т. е. полностью банкомат может окупиться за 6-7 месяцев. В случае обслуживания клиентов по временному регламенту аналогичному предоставляемому использованием банкоматов, т. е. два раза в месяц, что, кстати, соответствует привычке каждого работника (например, пятого и двадцать пятого), срок окупаемости снижается до 5 месяцев. Необходимо отметить, что в расчетах не учтены возможности использования банком остаточных средств на счетах своих клиентов.

Несмотря на безусловно весьма приблизительный характер приведенных расчетов, они достаточно верно отражают реальную картину. Необходимо также учесть, что наличие банкомата в системе, облегчит саму задачу привлечения в банк новых клиентов (как физических, так и юридических лиц). Здесь рассмотрен только случай использования банкоматов с зарплатными картами, однако нельзя забывать о других вариантах применения. В частности, это - международные платежные системы, очень быстро развивающиеся в России. А самое простое решение обслуживания международных карточек как резидентов, так и нерезидентов - это банкоматы.

Но, как и всякая техника, банкоматы могут выйти из строя. Для их замены было бы целесообразно установить POS – терминал. Естественно он гораздо дешевле обходиться банку, но единственный плюс для него - это то, что он предназначен лишь для оплаты услуг в торгово – сервисных предприятиях. Его можно рассматривать как дополнительный источник получения дохода.

Проведенные исследования, при всей, быть может, их приближенности, показали главное. Это главное заключается в следующем.

1. Платежные системы, основанные на использовании пластиковых карт, не мода. Они должны и могут приносить доход.

2. Такие системы должны включать в себя как банкоматы для выдачи наличных денег, так и, в значительной степени, быть ориентированы на торговую сеть.

Живя в мире современных технологий, Ханты – Мансийскому банку стоило бы развивать Интернет – банкинг и SMS – информирование клиентов более современно. Во многих развитых странах данное направление существует уже достаточно давно.

Интернет – банкинг представляет собой управление своим СКС при помощи глобальной сети Интернет. С помощью него можно производить платежи, контролировать свои расходы по карте и т.д. Но пока в нашей стране мало пользователей, которые хорошо владеют сетью Интернет, поэтому банку же опять стоило провести маркетинговые акции, которые были бы направлены на знакомство с данной услугой, такие например как изготовление представительских листовок, подробное консультирование при заключение договора на открытие специального карточного счета и получение пластиковой карты.

Что касается второго направления в совершенствование работы банка, то это SMS – информирование, которое представляет собой информирование клиентов – держателей карт при помощи SMS об операциях по счету, сумме баланса карты. Это направление только начинает развиваться в Ханты – Мансийском банке. Но у него достаточно большие перспективы, вследствие того, мобильная связь у нас пока развита гораздо больше, чем сеть Интернет. Каждый житель Ханты – Мансийского автономного округа – Югры имеет сотовый телефон, поэтому было бы удобно клиентам банка контролировать свои расходы с помощью мобильного телефона, чем периодически обращаться в банк за получением документов, которые контролируют ведение операций по счету. Осталось только заключить соглашения с большинством сотовых компаний, которые работают на территории округа с тем, чтобы они предоставили клиентам банка такую услугу. В первое время данный проект будет конечно затратный, но со временем он окупит себя полностью и принесет банку дополнительную прибыль.

Ее одним достаточно новым направлением в деятельности банка можно назвать развитие кредитных карт, которые в основном, предоставляются дополнительно к так называемым «зарплатным» картам. Минимальная сумма кредита – 200 000 тыс. рублей. Сумма предложенного кредита напрямую зависит от средней суммы начисленной заработной платы. И в связи с тем, что с каждым годом средняя заработная плата в округе неуклонно растет, то и сумма предложенного кредита по карте, также растет.

Что касается мошенничества с картами, то пока банк внедряет более дешевые средства противодействия мошенникам. Например, ввел услугу SMS-информирования, позволяющую клиенту получать на сотовый телефон информацию обо всех транзакциях по карте. Если клиент получает сообщение о платеже, которого он не совершал, то связывается с банком и рассказывает о сомнительной транзакции. Может быть и обратная ситуация – банк сам позвонит клиенту, если тот при среднемесячном объеме транзакций в 200 долларов вдруг снял наличными сумму на порядок или два выше или если держатель карты расплатился сначала в Петербурге, а через 15 минут – во Франции или Австралии. Соответствующие системы реагирования на подозрительные сделки установлены практически во всех банках, эмитировавших хотя бы 10−20 тыс. карт. Это, конечно, еще не признаки набата со стороны банков, противодействующих мошенникам, но колокольчик уже слышен весьма отчетливо.

Таким образом, подводя итог вышеперечисленному, выделенные основные моменты в направлениях совершенствования работы Ханты – Мансийского банка с пластиковыми картами.

Во – первых, это развития кобрендинговых проектов позволит привлечь дополнительных клиентов, а следовательно и дополнительные ресурсы.

Во – вторых, внедрение зарплатных проектов в отрасли несоциальной направленности, таких как торговля, лесная промышленность.

В – третьих, установка дополнительных банкоматов на небольших по численности территориях, что также позволяет получать дополнительные ресурсы. Совсем недавно Ханты – Мансийский банк выиграл тендер на обслуживание зарплатных проектов на территории Белоярского района ХМАО – Югры, на территории которого проживает незначительная численность населения, тем самым банк увеличивает не только клиентскую базу, но и привлекает дополнительные ресурсы, чтобы в дальнейшем разместить их в наиболее прибыльные активы.

В – четвертых, развитие Интернет – банкинга и SMS – информирования, что очень актуально в настоящее время в связи с развитием информационных технологий.

В целом деятельность Ханты – Мансийского банка на рынке пластиковых карт можно назвать плодотворной. Считая, что 72% акций банка принадлежит Правительству Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, то у банка есть все возможности, чтобы приблизить «карточный» бизнес к общемировым стандартам, тем более все возможности у него есть.

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

 

 

3.1. Тенденции развития рынка банковских пластиковых карт  в России

 

 

В настоящее время коммерческие банки активно работают с физическими и юридическими лицами, предлагая современные технологии на основе пластикового, электронного бизнеса. Многие россияне являются владельцами банковских карт, и если раньше наличие банковской карты у человека считалось признаком роскоши, то сегодня это признак современности.

По данным агентства финансовой статистики StatBanker.ru, в 2010 году общий объём операций по банковским картам по оплате товаров и услуг и снятию наличных составил 94,2 миллиарда долларов. В структуре соотношения числа операций по снятию наличных денежных средств и операций по оплате товаров и услуг до кризиса происходило постепенное увеличение доли вторых.

В 2009 году на фоне кризисных явлений начался обратный процесс, во многом объясняющийся снижением покупательной способности граждан. Из общего объёма операций по банковским картам в 2010 году лишь 11,2% (или 10,6 миллиарда долларов) приходится на операции по оплате товаров и услуг по картам, а остальные 88,8% (или 83,6 миллиарда долларов) приходится на операции по снятию наличных через банкоматы (Рис. 3.1.1.).

Информация о работе Тенденции развития рынка банковских пластиковых карт в России