Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:08, курсовая работа
Целью дипломной работы является анализ состояния и проблем развития рынка пластиковых карт в России на примере ОАО Ханты-Мансийский банк г.Радужный.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решались следующие задачи:
Исследование теоретических вопросов использования пластиковых карт в системе безналичных расчетов;
Анализ деятельности ОАО «Ханты-Мансийский банк» на рынке пластиковых карт;
Разработка и реализация зарплатного проекта ОАО Ханты-Мансийский банк для ООО "РОАН";
Обоснование необходимости развития российского рынка пластиковых карт с выявлением основных его проблем и определение путей развития.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В СИСТЕМЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ………
6
1.1. История возникновения и развития пластиковых карт…...……………..
6
1.2. Платежная система с использованием пластиковых карт ………………
15
1.3. Современное состояние рынка пластиковых карт в РФ ….…………........
20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО БАНКА НА РЫНКЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ…………………………………
28
2.1. Место ОАО Ханты-Мансийского банка на отечественном рынке пластиковых карт………….........................................................................................
28
2.2. Оценка операций с пластиковыми картами ……….……………………..
35
2.3. Разработка и реализация зарплатного проекта ОАО Ханты-Мансийский банк для ООО "РОАН".
43
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ ………………………..…..
56
3.1. Тенденции развития рынка банковских пластиковых карт в России….
56
3.2. Проблемы развития пластиковых карт………………………………..……
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..
69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………
По данным агентства финансовой статистики StatBanker.ru, эксперты отмечают постепенное снижение доли количества карточных операций, ориентированных на снятие наличных. Это связано в первую очередь с расширением предложения розничных платежных услуг, предоставляемых кредитными организациями. Фактором увеличения безналичных платежей также является рост количества предприятий торговли и услуг, принимающих к обслуживанию платежные карты, а также появление банкоматов, позволяющих осуществлять оплату коммунальных услуг, услуг мобильной связи и т.п. [24]
Рис. 3.1.1. Соотношение операций по оплате товаров и услуг по картам и операций по снятию наличных через банкоматы в России на 01.01.2011г., %
Карта востребована как руководителями предприятий, сотрудниками этих предприятий, так студентами и пенсионерами. Помимо стандартных безналичных операций, позволяющих оплачивать покупки в магазинах-партнерах банка, появилась новая услуга, а именно кредитование через карты в пределах овердрафта (краткосрочного кредита, позволяющего расплачиваться картой даже в том случае, если личные средства на карточном счете исчерпаны). Лимит овердрафта по счету банковской карты позволяет снимать наличные, совершать покупки и оплачивать услуги, но уже используя денежные средства банка.
По данным портала www.bsmarket.ru, доля кредитных карт в РФ традиционно невелика. Из 126 млн. выпущенных в России банковских карт, 80% (или 100,5 миллионов карт) приходится на дебетовые карты, и только 20% (или 25,5 миллионов карт) приходится на кредитные карты (Рис.3.1.2). Основной объем кредитных карт приходится на крупные города, прежде всего, Москву и Санкт-Петербург, где есть физическая возможность расплатиться за товар при помощи карты
Рис. 3.1.2. Соотношение дебетовых и кредитных карт в России на 01.01.2011г., %
Главной причиной преобладания дебетовых карт над другими видами является то, что становление российского рынка происходило в основном за счет реализации кредитными организациями «зарплатных проектов», в рамках которых они выдавались. Только Сбербанком в 2009 году было выпущено почти 8 млн. зарплатных карт. В 2010 году появилась тенденция к увеличению количества кредитных карт, однако темпы прироста были значительно ниже, чем в предшествующие годы. Снижение темпов прироста объясняется главным образом сокращением кредитными организациями программ потребительского кредитования в условиях финансово-экономического кризиса и роста риска невозврата кредитов. По мнению аналитиков, сегмент кредитных карт в России также продолжит развиваться, в отличие от рынков многих европейских стран, уже достигших насыщения. Тем не менее, темпы роста несколько снизятся. [24]
Ведя речь о банковской карте как о технологичном инструменте предоставления банковских услуг частным клиентам, можно выделить следующие направления развития бизнеса, которые активно развиваются банками [19]:
- платежный сервис банкоматов (оплата телефонной связи, коммунальных услуг), SMS-сообщения и голосовой сервис, депозитные операции с помощью банкоматов.
Появилась возможность у держателей карт платежной системы Visa или MasterCard любого банка оплачивать услуги мобильной связи сотовых операторов МТС, «БиЛайн» и «МегаФон », а также спутниковое телевидение «НТВ Плюс» и «Космос ТВ». Следуя указаниям простого и удобного меню, вы в считанные секунды произведете оплату, которая поступает в адрес поставщика услуг в режиме реального времени. Причем пополнить вы можете не только свой счет, но также счета друзей, родственников или просто знакомых.
Анализ привлекательности этой услуги, проведенный Управлением Розничного обслуживания и продаж Сбербанка России, показал, что оборот по оплате услуг через банкоматы банка уже превышает 23 млн. руб. в месяц. Эта цифра обусловлена широким распространением сети банкоматов Сбербанка России и их общедоступным месторасположением.
- мобильный банкинг - система круглосуточного контроля за движением средств по карточному счету с помощью SMS-сообщений на мобильный телефон или через WAP-протокол. Данная услуга позволяет клиенту в любое время суток без посещения банка с помощью мобильного телефона получать информацию о состоянии своего карточного счета (остатке средства, заблокированной сумме и последних транзакциях), номерах его карточных счетов [18].
- интернет - банкинг - система, которая предоставляет держателям карт возможность управлять средствами на карточном счете в режиме реального времени, а также оперативно производить расчеты за товары и услуги, приобретаемые через интернет; держатели карт могут оперативно, не посещая офиса банка, получать выписки за любой период, управлять лимитами авторизации карт, переводить денежные средства между счетами и получать переводы, а также осуществлять электронные платежи.
Для привлечения и удержания клиентов - физических лиц в сфере своих интересов банки вынуждены расширять спектр и увеличивать количество каналов, по которым они могут предоставлять свои услуги пользователям. Это и развитие сети банковских филиалов/отделений, и мобильный и интернет - банкинг, и сети банкоматов.
Подводя итоги анализа современных банковских продуктов, относящихся к классу пластиковых карт можно заключить, что в настоящий момент, данный сектор услуг активно развивается и способен в ближайшем будущем предложить достаточно большой набор новых «пластиковых» инструментов.
3.2. Проблемы развития пластиковых карт
Рынок банковских услуг претерпевает серьезные изменения и в последние годы приобрел все черты динамично развивающегося рынка пластиковых карт. На рынке представлено множество типов карточек. Банки-эмитенты активно конкурируют между собой, стремясь привлечь больше клиентов. В результате конкурентной борьбы снижаются стоимость карты и взимаемые комиссионные за пользование ими. Возможен вариант, когда банки распространяют свои карты в виде подарка.
Современная стратегия поведения банков предполагает предоставление таких стимулов и цен, которые с одной стороны, не разорили бы банк, а с другой - не дали бы возможности клиентам использовать пластиковые карты банков-конкурентов. Цены в ряде случаев устанавливаются с учетом «поведения» держателей. Лучшие клиенты получают самые низкие процентные ставки и самые лучшие типы карт. Развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт России (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате пластиковые карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) отстает от темпов выпуска банковских карт.
В России торговые предприятия не стремятся заключать договора на прием и обслуживание банковских карт, поскольку их нет в достаточном количестве у населения, а граждане не заинтересованы в получении карточки, т.к. отсутствует достаточная приемная сеть.
Значительную часть эмиссии пластиковых карт составляют «зарплатные» карты, когда они раздаются «добровольно-принудительно», вопрос создания разветвленной сети по обслуживанию карт уходил на второе место.
В качестве одной из мер, способной сделать карточки привлекательными для населения, рассматривается возможность получения денег через банкоматы. Развитие сети выдачи наличных должно увеличить число держателей карточек, что окажет давление и на торговую сеть, поощряя ее к приему карт.
Из-за особенностей экономической ситуации в стране (инфляция, массовые сокращения, экономические риски и проч.) банки выпускают в обращение дебетовые карты. Банки стремятся застраховать себя от возможных потерь и поэтому при выдаче кредитной карты требуют внесения страхового депозита, превышающего лимит кредитования, что ставит под сомнение суть «кредитной сделки» и позволяет говорить о суррогатных российских кредитных картах или, по существу, платежных картах. Чем больше будет покупок по картам, тем быстрее будет развиваться рынок кредитных карт.
Большинство карточек, эмитируемых в нашей стране, являются магнитными, из-за относительно низкой себестоимости их производства и обслуживания. Соответственно, банки вкладывают огромные средства в создание инфраструктуры для обслуживания этих карт, что является основным фактором, препятствующим быстрому переходу к электронным картам. Нужны огромные средства для переоборудования существующих систем. Электронные карты позволяют защитить процесс расчетов от мошенничества (проблема особенно актуальна для нашей страны), устранить необходимость авторизации в режиме on-line (которая в условиях плохой работы телекоммуникационных систем нашей страны часто затруднена).
На российском рынке продвижение карт встретилось с рядом трудностей: низкий уровень доходов населения, отсутствие культуры потребления, препятствия на законодательном уровне, большой наличный теневой оборот.
При всех новых идеях и технологиях рынок пластиковых карт не будет стремительно развиваться в отрыве от общеэкономической ситуации в стране. Только в динамично растущей экономике возможен стабильный спрос на «инструменты», которые в ней используются. И в этом случае новые технологии позволят достичь значительного прогресса в распространении платежных карт и приведут участников рынка к ожидаемым финансовым результатам.
Банковские пластиковые карточки являются инструментом в той или иной платежной системе, таким образом, суть карточного бизнеса вовсе не в кусочке пластика, а в организации отлаженной и эффективно функционирующей системы безналичных расчетов.
В России пластиковые карты используются не как платежный инструмент, а скорее как средство для снятия наличных с банкоматов. На оплату товаров и услуг приходится только 27 % операций с банковскими картами. (Рис.3.2.1)
Рис. 3.2.1. Соотношение наличных операций и торгового эквайринга на 01.01.2011
Между тем безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций. По данным исследования КОМКОН, доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Достаточно пройтись по магазинам, чтобы понять, что торговых терминалов не достаточно. Более чем в половине магазинов и салонов терминалы не установлены, не говоря уже о многочисленных кафе и кофейнях. Проблема эмитентов пластиковых карт — научить россиян использовать карточки для расчетов за товары и услуги. На решение потребуется несколько лет. Осмотрительный российский потребитель не может оценить по достоинству все преимущества пластиковых карт.
В поисках выхода из сложившейся ситуации банки пытаются разнообразить карточные продукты. Например:
- транспортная банковская карта - проезд в метро, электричке и троллейбусе. Процесс оформления и покупки проездного документа при помощи банковской карты происходит в том же режиме, что и оплата покупки банковской картой в магазине. В подтверждение совершенной операции пассажиру предоставляется кассовый чек;
- карты для студентов (скидки на кредит);
- социальная карта для пенсионеров (фото держателя с указанием его имени, фамилии и отчества, социальный дисконт на лекарства и оплату товаров и услуг, электронный проездной билет);
- мобильный банк с симкартой. Мобильный банк — это дополнительная функция SIM-карты, позволяющая получить доступ к денежным средствам на вашем банковском счете с мобильного телефона.
Специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 % всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.
Однако стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.
Говоря о безналичных расчетах с использованием пластиковых карт, нельзя не затронуть вопрос обеспечения безопасности при эквайринге. В ходе эквайринга, прежде всего, должна быть обеспечена безопасность данных держателя карт. Защиту данных держателей карт в процессе эквайринга необходимо обеспечить на основе реализации требований стандарта Payment Card Industry Data Security Standard, принятого платежными системами, в том числе Visa и MasterCard в 2011 г. Данный стандарт содержит 12 требований, организационно сведенных в шесть групп. Важным направлением повышения безопасности эквайринга являются внедрение EMV стандарта и выпуск микропроцессорных карт.
Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций.
Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса.
Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии, получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.
Предлагаемые мероприятия позволяют повысить заинтересованность клиентов банка в использовании системы безналичных расчетов, тем самым, увеличивая остатки на карт-счетах банка и расширяя его кредитный потенциал.
Что касается функционирования рынка кредитных пластиковых карт, то здесь следует отметить следующее - одним из способов выживания должна стать четкая и простая бренд-концепция, донесенная до потребителя.
Информация о работе Тенденции развития рынка банковских пластиковых карт в России