Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:45, дипломная работа
Исследование прибыли и поиск путей ее максимизации являются первоочередными задачами в работе каждого предприятия, основной целью деятельности которого является получение прибыли.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления прибылью организации 5
1.1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности 5
1.2. Источники и модель формирования прибыли и ее использование 13
1.3. Факторы, влияющие на прибыль организаций 21
Глава 2. Анализ и оценка прибыли ОАО «Мериленд» 26
2.1. Общая характеристика организации 26
2.2. Оценка финансового состояния организации 36
2.3. Анализ показателей прибыли и рентабельности ОАО «Мериленд» 56
2.4. Оценка факторов формирования прибыли организации 62
Глава 3. Основные пути повышения эффективности управления прибылью ОАО «Мериленд» 68
3.1. Планирование прибыли на основе анализа показателей безубыточности 68
3.2. Рекомендации по совершенствованию управления прибылью организации и оценка их эффективности 73
Заключение 86
Список использованной литературы 89
Приложения 92
Показатели деловой активности
Коэффициент |
2010 год |
2011 год |
Отклонение |
Коэффициент общей оборачиваемости капитала |
0,086 |
0,169 |
0,083 |
Коэффициент оборачиваемости мобильных средств |
0,090 |
0,177 |
0,087 |
Фондоотдача |
2,036 |
4,006 |
1,97 |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала |
0,086 |
0,179 |
0,093 |
Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств |
40,166 |
79,052 |
38,886 |
Коэффициент оборачиваемости денежных средств |
115,689 |
227,689 |
112 |
Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах |
1,036 |
2,038 |
1,002 |
Срок оборачиваемости средств в расчетах |
352 |
179 |
-173 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
5,451 |
10,729 |
5,278 |
Срок оборачиваемости кредиторской задолженности |
67 |
34 |
-33 |
Для показателей деловой активности наиболее важным является их динамика. Связано это с тем, что средняя величина показателя за период не всегда объективно отражает действительность. Стоит отметить, что показателям деловой активности в силу их природы свойственны большие колебания.
Общая тенденция по всем
коэффициентам состоит в их положительной
динамике, что обусловлено ростом
выручки от реализации за анализируемый
период почти в два раза. В целом,
это положительно характеризует
состояние компании и говорит
об ускорении кругооборота её средств.
Однако, несмотря на это, показатели сами
по себе характеризуют деловую
Коэффициент общей оборачиваемости капитала отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) всего капитала предприятия. За отчетный период он составил 0,169. Коэффициент оборачиваемости мобильных средств вырос до уровня 0,177.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала показывает скорость оборота собственного капитала, что для собственника означает активность средств, которыми он рискует.
Уровень оборачиваемости
денежных средств у компании очень
высок и составил 227,689. Рост показателя
рассматривается как
Коэффициенты К7-К10 следует рассматривать в совокупности с коэффициентом оборачиваемости денежных средств. Оборачиваемость дебиторской задолженности не высока – в среднем она погашается через 179 дней после возникновения. Кредиторскую задолженность организация погашает в среднем через 34 дня.
Большинство коэффициентов деловой активности имеет положительную динамику. Тем не менее, некоторые коэффициенты находятся на очень низком уровне и в дальнейшем необходимо обеспечить их рост.
Прибыль (убыток) является одним
из важнейших показателей
В табл. 15 приведены учетные данные по структуре и динамике финансовых показателей.
Таблица 15
Анализ финансовых результатов
Показатели |
2010 год |
2011 год |
отклонение | ||||
сумма (тыс. руб.) |
доля |
сумма (тыс. руб.) |
доля |
абсолют (тыс. руб.). |
относит. сумма |
относит. | |
Выручка от реализации |
9660 |
100,00% |
19012 |
100,00% |
9352 |
96,81% |
- |
Себестоимость |
1520 |
15,73% |
10553 |
55,5% |
9033 |
594,28% |
39,77% |
Валовая прибыль |
8140 |
84,27% |
8459 |
44,49% |
319 |
3,92% |
-39,78% |
Управленчес-кие расходы |
28951 |
299,7% |
27221 |
143,18% |
-1730 |
-5,98% |
-156,52% |
Убыток от реализации |
20811 |
215,43% |
18763 |
98,69% |
-2048 |
-9,84% |
-116,74% |
Внереализа- ционное |
11618 |
120,27% |
15293 |
80,44% |
3675 |
31,63% |
-39,83% |
Убыток до налогообложения |
9193 |
95,17% |
3469 |
18,25% |
-5724 |
-62,26% |
-76,92% |
Чистый убыток |
7186 |
74,39% |
2283 |
12,01% |
-4903 |
68,23% |
-62,38% |
В 2011 году убыток ОАО «Мериленд» до налогообложения уменьшился на 62,26%, что показывает позитивный рост в развитии организации за отчетный период. Однако избавиться от убыточности пока не удаётся.
Валовая прибыль является разницей между выручкой от продаж и себестоимостью продукции. При факторном анализе изменение валовой прибыли является функцией двух факторов – изменения объема производства (с ростом себестоимости пропорционально объему выручки) и изменения себестоимости относительно выручки.
За 2011 год оба показателя выросли, при этом темпы прироста себестоимости (594,28%) значительно опережали темпы прироста выручки (96,81%). За счет разницы между темпами роста себестоимости и темпами роста выручки валовая прибыль выросла на 319 тыс. руб.
Управленческие расходы снизились и равны 27221 тыс. руб. Показатель управленческих расходов остаётся крайне высоким. Именно высокое значение управленческих расходов является ключевым фактором, обусловливающим получение компанией убытка.
Анализ финансовых результатов ОАО «Мериленд» за 2011 год позволяет сделать вывод о том, что факторами снижения убытков компании стали увеличение валовой прибыли, снижение управленческих расходов, а также рост внереализационного сальдо. В целом у компании есть потенциал, чтобы снизить убытки до нуля и начать получать чистую прибыль.
Рентабельность – получение приемлемой отдачи на вложенный капитал, используемый ресурс, привлеченное средство и т.д. Основным преимуществом показателей рентабельности перед показателями прибыли является их относительность и сопоставимость в пространственно-временном разрезе.
Рентабельность капитала может быть оценена с позиций различных лиц.
1. Рентабельность инвестиций
с позиции всех
, (2.7)
где Pit – прибыль до вычета налогов и процентов к уплате;
А – стоимостная оценка совокупных активов компании.
Коэффициент BEP характеризует
возможности генерирования
2. При расчете рентабельности
инвестиций с позиции
, (2.8)
где Pn – чистая прибыль;
Ct – совокупный капитал;
In – проценты к уплате;
CL – краткосрочные пассивы.
Показатель ROA характеризует с позиции инвесторов генерирующую силу активов, в которые вложен капитал. В 2010 году показатель был равен - 6,2%. За отчетный год он вырос до -1,99%.
Показатель ROI дает несколько
иную оценку эффективности и
3. Для расчета рентабельности
инвестиций с позиции
, (2.9)
где E – величина собственного капитала.
За 2011 год данный показатель увеличился с - 6,4% до - 2,14%.
Факторный анализ показателей рентабельности будет произведен далее.
Показатели оценки эффективности инвестиций дополняются коэффициентами рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу отчетов. Соответственно рассчитываются три показателя рентабельности продаж: валовая рентабельность реализованной продукции (GPM), операционная рентабельность реализованной продукции (OIM), чистая рентабельность реализованной продукции (NPM).
(2.10)
(2.11)
, (2.12)
где S – выручка от реализации;
COGS – себестоимость реализованной продукции;
OE – операционные расходы.
Коэффициенты рентабельности продаж показывают, какую часть в каждом рубле выручки от продаж составляют, соответственно, валовая, операционная и чистая прибыль. Каких-либо нормативов для этих показателей не существует, поэтому их значения сравниваются со среднеотраслевыми, а также оцениваются в динамике.
Все рассчитанные показатели рентабельности представлены в табл. 16.
Таблица 16
Показатели рентабельности
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Отклонение |
BEP |
-8,03% |
-3,16% |
4,87% |
ROA |
-6,2% |
-1,99% |
4,21% |
ROI |
-6,48% |
-2,19% |
4,29% |
ROE |
-6,4% |
-2,14% |
4,26% |
GPM |
84,27% |
44,49% |
-39,78% |
OIM |
-215,43% |
-98,69% |
116,74% |
NPM |
-74,39% |
-12,01% |
62,38% |
Нужно отметить, что только валовая прибыль (и, соответственно, GPM) является положительной, а все остальные виды прибыли являются отрицательными.
Для оценки факторов, влияющих на итоговый показатель прибыли организации, сведу необходимые показатели в таблицу (см. табл. 17).
Таблица 17
Анализ финансовых результатов для целей факторного анализа
Показатели |
2010 год |
2011 год |
отклонение | ||||
сумма, тыс. руб. |
доля |
сумма, тыс. руб. |
доля |
абсолют. |
относит. сумма |
относит. | |
Выручка от реализации |
9660 |
100,00% |
19012 |
100,00% |
9352 |
96,81% |
- |
Себестоимость |
1520 |
15,73% |
10553 |
55,51% |
9033 |
594,28% |
39,78% |
Коммерческие расходы |
0 |
0,00% |
0 |
0,00% |
0 |
- |
0,00% |
Управленческие расходы |
28951 |
299,7% |
27221 |
143,18% |
-1730 |
-5,98% |
-156,52% |
Убыток от реализации |
20811 |
215,43% |
18763 |
98,69% |
-2048 |
-9,84% |
-116,74% |
Влияние факторов на сумму прибыли (убытка) можно определить по следующей схеме.
∆Пр1 = Пр0 • Jр – Пр0 , (2.13)
где ∆Пр1 – прирост (уменьшение) прибыли (убытка) за счет изменения выручки от реализации, руб.;
Пр0 – прибыль (убыток) от реализации базисного периода, руб.;
Jр – индекс изменения объема реализации, определяемый отношением выручки от реализации отчетного периода (Bр1) к выручке от реализации базисного периода (Bр0):
Jр = Bр1 / Bр0 (2.14)
Jр = 1,968
∆Пр1 = - 20145,048 тыс. руб.
∆Пр2 = С0 • Jр – C1 , (2.15)
где С0 – себестоимость продукции/услуг базисного периода
C1 – себестоимость продукции/услуг отчетного периода
Информация о работе Управление прибылью организации ОАО «Мериленд»