Управление прибылью организации ОАО «Мериленд»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 16:45, дипломная работа

Краткое описание

Исследование прибыли и поиск путей ее максимизации являются первоочередными задачами в работе каждого предприятия, основной целью деятельности которого является получение прибыли.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления прибылью организации 5
1.1. Экономическая сущность прибыли и рентабельности 5
1.2. Источники и модель формирования прибыли и ее использование 13
1.3. Факторы, влияющие на прибыль организаций 21
Глава 2. Анализ и оценка прибыли ОАО «Мериленд» 26
2.1. Общая характеристика организации 26
2.2. Оценка финансового состояния организации 36
2.3. Анализ показателей прибыли и рентабельности ОАО «Мериленд» 56
2.4. Оценка факторов формирования прибыли организации 62
Глава 3. Основные пути повышения эффективности управления прибылью ОАО «Мериленд» 68
3.1. Планирование прибыли на основе анализа показателей безубыточности 68
3.2. Рекомендации по совершенствованию управления прибылью организации и оценка их эффективности 73
Заключение 86
Список использованной литературы 89
Приложения 92

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 157291_Управление прибылью организации_испр.docx

— 481.66 Кб (Скачать файл)

Рентабельность чистых активов показывает рациональность управления структурой капитала, способность организации к наращиванию капитала через отдачу каждого рубля, вложенного собственниками.

Рентабельность оборотных  активов, показывающая отдачу каждого рубля, вложенного в оборотные активы, — один из основных показателей эффективности деятельности. Известно, что оборотные активы непосредственно создают прибыль организации, в то время как внеоборотные активы создают условия для формирования этой прибыли. Согласно оптимальной структуре активов организации, доля оборотных активов должна превышать долю внеоборотных активов, однако, здесь важно учитывать отраслевую специфику анализируемой организации.

В процессе анализа следующей  группы рентабельности — рентабельности капитала — следует изучить показатели рентабельности совокупного, заемного и собственного капитала.

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / (СК н.г. + СК к.г.) / 2 (1.2)

При анализе рентабельности собственного капитала важно выявить тенденции в количественном изменении составляющих собственного капитала: уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, чистой прибыли и резервов. Необходимо также сравнить величину чистых активов и уставного капитала. Так, если чистые активы будут меньше уставного капитала, то организация должна уменьшить уставный капитал до фактической величины чистых активов; в случае, когда величина чистых активов меньше минимально установленной законодательством величины уставного капитала, организация подлежит ликвидации.

При моделировании рентабельности собственного капитала используется классическая модель, разработанную аналитиками  фирмы «Dupont», в которой рентабельность собственного капитала находится в прямо пропорциональной зависимости от рентабельности продаж, оборачиваемости активов и коэфициента финансовой независимости как отношения собственного капитала к активам в нетто-оценке.

Рентабельность собственного капитала на основе модели фирмы «Dupont» = P/N x N/ЗК х ЗК/СК, (1.3)

Где:

P — чистая прибыль,

N — выручка от реализации  товаров и услуг, 

ЗК — заемный капитал,

СК — собственный капитал.

При расчете рентабельности заемного капитала следует учесть, что заемный капитал рассматривается с позиции заемщика, а не кредитодателя, поэтому рентабельность заемного капитала определяется по формуле:

Рентабельность заемного капитала = Чистая прибыль / (ЗК н.г. + ЗК к.г.) / 2 (1.4)

Положительное изменение  показателя рентабельности заемного капитала означает, что у предприятия происходит рост затрат по обслуживанию заемных  средств. На первый взгляд кажется, что  рост данного показателя является негативной характеристикой при оценке финансового состояния, т.к. финансирование деятельности за счет заемного капитала для предприятия становится все более «дорогим удовольствием». Логика данного мнения исходит из принципа минимизации издержек. Однако, такой подход не является единственно верным, потому как он не учитывает важным момент: плата за пользование заемными средствами — это плата кредиторам за право распоряжаться их средствами сейчас, когда предприятию требуются дополнительные ресурсы, а собственных средств при этом оказывается недостаточно.

В случае, если мы является кредитором, то рентабельность заемного капитала определяется как:

Рентабельность заемного капитала = Плата за заемный капитал / (ЗК н.г. + ЗК к.г.) / 2 (1.5)

При анализе рентабельности продаж прибыли в числителе формулы можно рассмотреть несколько видов прибыли.

Рентабельность продаж = Прибыль / ( N н.г. + N к.г.) / 2, (1.6)

где N — выручка от реализации товаров и услуг.

Так, когда берется отношение  прибыли от продаж к объему выручки, то мы получаем «чистоту аналитического эксперимента», которая заключается  в том, что на данный показатель не должны влиять элементы, не относящиеся  к продажам, например, прочие доходы и расходы. Данный показатель позволяет  оценить эффективность управления продажами в процессе основной деятельности. При рассмотрении отношения валовой прибыли к выручке мы оцениваем долю каждого рубля, полученного при реализации продукции, которая может быть направлена на покрытие коммерческих и управленческих расходов. Отношение прибыли до налогообложения к выручке позволяет выявить влияние внереализационных и операционных факторов. Чем сильнее влияние операционных и внереализационных доходов и расходов, тем, соответственно, ниже «качество» конечного финансового результата деятельности организации. Отношение прибыли от обычной деятельности позволяет выявить влияние налогового фактора. И, наконец, отношение чистой прибыли к выручке является конечным показателем в системе показателей рентабельности продаж и отражает влияние всей совокупности доходов и расходов [18, С. 122].

Не меньшую значимость при анализе рентабельности играют показатели рентабельности расходов. Целесообразно проанализировать отношение расходов от обычной деятельности к выручке от продажи. Под расходами от обычной деятельности понимается совокупная величина себестоимости произведенных товаров, работ и услуг, управленческих и коммерческих расходов. Для более детального анализа рекомендуется рассмотреть следующие показатели: отношение себестоимости к выручке, отношение управленческих расходов к выручке и отношение коммерческих расходов к выручке, на основе чего делаются выводы об эффективности управления расходами. Увеличение показателей рентабельности расходов может сигнализировать о проблемах с контролем расходов.

1.2. Источники и модель формирования прибыли и ее использование

Экономические выгоды, систематически извлекаемые фирмой, бывают в различной  форме: поступления денежных средств, приобретения прав на получение выгод в будущем и др. Эта форма выгоды приобретает конкретное значение в виде доходов, дивидендов, комиссионных поступлений, маржи и пр. Доходы фирмы зависят от внешней среды хозяйствования, а расходы — от ее внутренней политики. Таким образом, доходы фирмы очевидны, а расходы — сомнительны. Соотношение доходов и расходов фирмы характеризует экономическую результативность предпринимательства, что отражается в показателе прибыли.

Современная практика планирования прибыли  активно использует возможности формулы безубыточности, сущность которой изучается многими экономическими дисциплинами. Согласно этим формулам прибыль будет определяться следующим образом: для производства. На основании указанных планов и с учетом выявленных тенденций прошлого определяется прибыль основной деятельности и балансовая прибыль на будущее. Отличие метода прямого счета от технико-экономического состоит в том, что в первом случае для обоснования используются, как правило, фактически достигнутые уровни показателей фирмы за прошлые годы, а во втором — нормативы и нормы, рекомендованные для экономических расчетов, и планы соответствующих образующих показателей. Каждая фирма в условиях рыночной экономики придает большое значение использованию своего капитала: основного и оборотного. Поэтому возрастает значение обоснования прибыли посредством учета прибыли на вложенный капитал: а) нормы прибыли на капитал; б) лучшего достигнутого в фирме уровня прибыли на капитал. Следует напомнить, что расчет рентабельности капитала ведется на основе балансовой прибыли, а рентабельности производства (продукции, торговли) — на основе прибыли основной деятельности. Поэтому использование прибыли на вложенный капитал в планировании будет определять балансовую прибыль фирмы, которую затем посредством любого из указанных выше методов необходимо определить по видам деятельности, т. е. направлениям ее образования [30, с. 80].

В рыночной экономике удобным считается  обоснование прибыли, учитывающее базовую доходность фирмы и систему факторов влияния. Базовая доходность представляет собой условную доходность фирмы, выраженную в стоимостной форме, в расчете на единицу физического показателя, который характеризует определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях. Для конкретизации могут использоваться коэффициенты базовой доходности, например такие, как месторасположение фирмы, вид деятельности и др. Система факторов влияния включает новые условия бизнеса, которые будут воздействовать в будущем на достигнутую базовую доходность фирмы. Этот подход в обосновании прибыли хорошо отражается экономико-математическими методами планирования.

Разновидностью экономико-математических методов является метод оптимизации плановой прибыли. Критериями выбора модели могут быть: минимум текущих затрат; максимум прибыли; максимум вложенного капитала; ускорение оборачиваемости капитала (до нормативного) и др.

Таким образом, различные методы определения  плановой прибыли и рентабельности, несмотря на свое несходство, решают единую задачу их точного обоснования исходя из возможных ресурсов и потребностей в них фирмы с учетом поставленных целей деятельности.

В процессе своей деятельности хозяйствующие субъекты могут осуществлять планирование выручки на год, квартал, оперативно. Оперативно - для контроля за своевременностью поступления средств. Общая сумма выручки включает: выручку от реализации товарной продукции и полуфабрикатов собственного производства, выручку от выполнения работ и услуг промышленного и непромышленного характера. Для определения выручки необходимо знать объем реализации в действующих ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок, экспортных тарифов т.к. они не принадлежат предприятию. Выручка от выполненных работ и услуг определяется исходя из объема выполненных услуг и соответствующих цен и тарифов.  [19, с. 101-102].

Остатки на начало периода (при  кассовом методе) включают:

  • товары отгруженные, документы по которым не переданы в банк;
  • товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил;
  • товары, не оплаченные в срок;
  • товары на ответственном хранении у покупателя.

По отгрузке, нереализованными считаются только готовая продукция  на складе.

В рыночных условиях существенным является определение отпускных цен. Это обусловлено тем, что если в цену заложена недостаточная рентабельность, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать вое меньшими средствами.

В условиях стабильного развития экономики применяются аналитические методы прогнозирования оптимальной выручки. Задачей такого прогноза является оценка изменения объема выручки в зависимости от других факторов. Например, от цены. Эластичность спроса определяется:

Э=%изм.В : %изм.Ц   

где  Э - эластичность спроса;

          В - выручка; 

                    Ц- цена.

При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно  по сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая продукция выпускается  в базисном году, поэтому известны ее полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным определяется базовая рентабельность:

Рб = (По:Стп) * 100%,

где По - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце  базисного периода);

Стп - полная себестоимость  товарной продукции базисного года.

С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль  планируемого периода на объем товарной продукции планируемого года, но по себестоимости базисного года.

Далее расчет ведется в  следующей последовательности:

1) Рассчитывается изменение  (+,-) себестоимости продукции в  плановом году. Например, на основе  прогноза о росте цен на  сырье, увеличении амортизационных отчислений и пр. предполагается, что себестоимость по сравнению с базисным годом возрастет.

2) Определяется влияние  ассортимента, качества продукции.  Эти расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте, качестве продукции.

3) После обоснования цены  на готовую продукцию планового  года определяется влияние роста цен.

4) Определяется суммарное  влияние факторов.

5) Учитывается влияние  остатков готовой продукции на  начало и конец планируемого  периода.

Изученный метод учитывает  влияние факторов, но в условиях быстрого изменения внешней среды  он оказывается неточным.

В условиях формирования рыночной экономической системы в России, на данном этапе происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания  его роли в хозяйственном механизме, так как получение прибыли, которая  обеспечивает процветание фирмы  и рост ее влияния на рынке, считается одним из основных показателей успешного выполнения руководителями коммерческих структур их координирующих функций. Часто, при принятии краткосрочных решений, когда часть капитала фирмы уже вложена и поэтому неподвижна, бизнесмены не рассматривают прибыль в экономическом смысле, то есть разность между общими доходами и общими затратами, а используют более удобную концепцию прибыли, которая известна как вложенная прибыль (предельный вклад) – определяется как разность между доходом и переменными затратами.

Понятие «планирование прибыли» относится к оперативным решениям, которые, в свою очередь, связаны  с ценообразованием, объемом производства, технологией и т.д. Какую бы прибыль  не желала получить фирма, при планировании прибыли должны быть обязательно учтены следующие моменты: ожидаемая потребность в продукции, возможности производства требуемого количества продукции и все затраты. Как правило, при рациональном планировании прибыли формулируют цели и пути их достижения, указывают сроки выполнения необходимых для этого действий. Управление прибылью не только важный аспект руководства краткосрочными операциями, но и жизненно необходимо для оптимизации инвестиций, инновационных вложений и стратегического планирования. Это помогает лучшим образом распределить ограниченные ресурсы фирмы для обеспечения наибольшей эффективности деятельности. Таким образом, планирование прибыли является элементом системы управления прибыли, которую можно определить как процесс разработки и принятия управленческих решений по ключевым аспектам, связанным с образованием и расходованием чистого дохода организации [40, с. 25].

Информация о работе Управление прибылью организации ОАО «Мериленд»