Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:37, курсовая работа
Целью исследования является разработка мероприятий по решению проблем сбалансированности федерального бюджета.
Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
•рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его
определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
•показать его роль в финансовой системе;
•проанализировать динамику и структуру федерального бюджета за 2007-2009 гг., то есть рассмотреть его доходы и расходы, проследить изменения в них и выявить причины изменений.
•предложить пути решения проблем сбалансированности федерального бюджета.
Введение……………………………………………………………………...3
1.Теоретические аспекты федерального бюджета РФ……………………5
1.Понятие федерального бюджета и его место в финансовой системе…………………………………………………………………………..5
2.Функции федерального бюджета………………………………………12
3.Бюджетный процесс ……………………………………………………..15
4.Особенности построения бюджетной системы в странах с различным государственным устройством………………….……………………………25
2.Анализ федерального бюджета РФ……………………………………….33
1.Динамика доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2007-2009гг…………………………………………………………………………..33
2.Структура расходов федерального бюджета за 2007-2009гг....................................……………………………………..……………38
3.Проблемы сбалансированности федерального бюджета и пути их решения……………………………………………………………………...42
Заключение………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………50
По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
■ обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно 1/3 всех бюджетных расходов.
Второе место (14%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, профессионально-техническое и среднее специальное образование — примерно 50%, на социальную политику — около 50%, культуру и искусство более — 20%.
Третье место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 9%).
Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 8% всех расходов. В то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство, расходы федерального бюджета превышают 40%, на сельское хозяйство — свыше 30%.
Федеральный
бюджет как финансовый план государства
взаимосвязан с финансами предприятий
и некоммерческих организаций, денежными
доходами и расходами населения. Финансовый
план предприятия как баланс доходов и
расходов включает раздел «Взаимоотношения
с бюджетом». В этом разделе отражаются
платежи в бюджет и ассигнования из бюджета.
Финансовые планы бюджетных организаций,
находящихся в государственном или муниципальном
ведении, основываются на смете расходов,
утверждаемой вышестоящим ведомством.
В случае, если у бюджетной организации
появляется возможность проведения коммерческой
деятельности, появляются и доходы. Они
образуют дополнительный источник средств
для развития данной организации.[13, стр.
16-17]
Централизация
средств имеет важное
При переходе
к рыночной экономике государственный
бюджет сохраняет свою важную роль. Но
методы его воздействия на общественное
производство и сферу социальных отношений
изменяются.
Основными
функциями бюджета являются:
-перераспределение национального дохода
и ВВП;
-государственное регулирование и стимулирование
экономики;
-финансовое обеспечение социальной политики;
- контроль за образованием и использованием
централизованного фонда денежных средств.
Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.
В условиях перехода к рыночным механизмам средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, ускорение социального развитие и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.
В
современных условиях наиболее приоритетными
выступают агропромышленный, топливно-энергетический,
военно-промышленный комплексы и транспорт.
Бюджет способствует формированию рациональной
структуры общественного производства,
улучшению пропорций, более эффективному
использованию государственных средств.
Через расходы и налоги бюджет выступает
важным инструментом регулирования и
стимулирования экономики и инвестиций,
повышения эффективности производства.
Государственная поддержка оказывается
передовым отраслям хозяйства – авиастроению,
космическим программам, атомной промышленности,
энергомашиностроению и некоторым другим.
Такая поддержка связана также с реализацией
высокоэффективных и быстроокупаемых
проектов. Для регулирования экономики
должна активно использоваться налоговая
политика путем применения соответствующего
налогового механизма.
Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты – поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.
Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается. Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.[18, стр. 225-226]
Некоторые
авторы, например, Романовский М.В., выделяют
еще две функции. Первая функция – образование
бюджетного фонда. Эту функцию выполняют
бюджетные доходы, включающие: налоги
с доходов хозяйствующих субъектов, займы,
доходы от государственной собственности
(предприятий), доходы от эмиссии бумажных
денег. Структура бюджетных доходов непостоянна,
она зависит от конкретных экономических
условий развития данной страны. Изменение
структуры бюджетных доходов отражает
изменения, связанные с экономическими
процессами. Так, например, изменение соотношения
между налогами и займами в сторону увеличения
доли последних отражает явный спад производства,
изменение соотношения между потреблением
и накоплением. Вторая функция – использование
бюджетного фонда – принадлежит конкретным
целевым бюджетным расходам. Государство,
выступая как совокупный хозяйствующий
субъект, учитывает экономические интересы
всех других участников воспроизводственного
процесса, в связи с чем бюджетные расходы
охватывают всю экономику. Структура бюджетных
расходов подвержена еще более частым
изменениям, чем структура бюджетных доходов.
Изменение соотношения между расходами
на военные и социальные нужды в пользу
первых отчетливо свидетельствует о тенденции
спада экономического производства.[7,
стр.455-456]
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности: 1. составление проектов бюджетов;
2. рассмотрение и утверждение бюджетов;
3. исполнение бюджетов;
4. составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. В Бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.
Составление бюджета основано на:
1) Бюджетном послании Президента РФ;
2) прогнозе социально-экономического развития территории на финансовый год;
3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики территории на финансовый год;
4) прогнозе сводного финансового баланса по территории на финансовый год;
5) плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Первый
этап формирования федерального бюджета
– это разработка федеральными органами
исполнительной власти и выбор Правительством
РФ плана-прогноза функционирования экономики
РФ на очередной финансовый год, содержащего
основные макроэкономические показатели,
характеризующие состояние
Министерство финансов осуществляет разработку характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределение расходов федерального бюджета, рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.
Министерство финансов в двухнедельный срок со дня принятия Правительством РФ характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределения расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ:
1) направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
2) уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенную законодательством РФ.
Информация о работе Федеральный бюджет и его место в финансовой системе