Федеральный бюджет и его место в финансовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка мероприятий по решению проблем сбалансированности федерального бюджета.

Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

•рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его
определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;

•показать его роль в финансовой системе;
•проанализировать динамику и структуру федерального бюджета за 2007-2009 гг., то есть рассмотреть его доходы и расходы, проследить изменения в них и выявить причины изменений.
•предложить пути решения проблем сбалансированности федерального бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1.Теоретические аспекты федерального бюджета РФ……………………5
1.Понятие федерального бюджета и его место в финансовой системе…………………………………………………………………………..5
2.Функции федерального бюджета………………………………………12
3.Бюджетный процесс ……………………………………………………..15
4.Особенности построения бюджетной системы в странах с различным государственным устройством………………….……………………………25
2.Анализ федерального бюджета РФ……………………………………….33
1.Динамика доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2007-2009гг…………………………………………………………………………..33
2.Структура расходов федерального бюджета за 2007-2009гг....................................……………………………………..……………38
3.Проблемы сбалансированности федерального бюджета и пути их решения……………………………………………………………………...42
Заключение………………………………………………………………….48

Список литературы…………………………………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральный бюджет и его место в финансовой системе.docx

— 108.25 Кб (Скачать файл)

     Перечень  и формы документов, представляемых в орган, исполняющий бюджет, для  подтверждения денежных обязательств, утверждаются правовым актом органа исполнительной власти.

     Орган, исполняющий бюджет, осуществляет процедуру  подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных  документов совершает разрешительную надпись.

Расходование  бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств  с единого счета бюджета в  размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых  бюджетных средств должен соответствовать  объему подтвержденных денежных обязательств.

     Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся  на едином плане счетов.[14, стр. 37-39]

     Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом.

     В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой  отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный  орган, а также в Федеральное  казначейство.

     Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

     Порядок представления информации представительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми  актами соответствующих представительных органов.

     Муниципальные образования представляют в установленном  порядке сведения об исполнении местных  бюджетов в Государственный комитет  по статистике.

     Финансовый  год завершается 31 декабря.[14, стр. 39-40] 

    1. Особенности построения бюджетной  системы в странах  с различным государственным  устройством
 

     Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.

     Структура бюджетной системы обусловлена  формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его  на составные части и система  взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром  и территориальными образованиями.

     По  форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные. Простое (унитарное) государство—это единое, централизованное государство, состоящее  из различных административно-территориальных  единиц (округов, дистриктов, областей, краев и т. п.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований. Сложные — это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований.    Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя, т. е. насильственно создаваемое государство; наиболее распространенной формой является федерация.

     Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности  и сыграл исторически прогрессивную  роль в развитии государственности. Унитарная форма государственного устройства рассматривается как  наиболее распространенная форма государственной  организации. Не случайно большая часть  современных государств являются унитарными.

     В унитарных (единых) государствах бюджетная  система состоит из двух уровней  — государственный бюджет и местные  бюджеты (их доходы и расходы не входят в федеральный бюджет, формируются  и используются территориями самостоятельно). В качестве примера можно упомянуть  о бюджетной системе Великобритании.

     В федеративных государствах бюджетная  система является, как правило, трехуровневой  — государственный бюджет (федеральный  бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — в ФРГ, провинций — в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.[10, стр.185-189]

     Далее приведен обзор бюджетных систем стран с федеративным и унитарным государственным устройством. Из федеративных государств в настоящем разделе рассмотрены США, а государства с унитарным устройством представлена Великобританией. Применительно к каждому государству рассматриваются следующие аспекты построения бюджетной системы и осуществления межбюджетных отношений: административное устройство и уровни бюджетной системы, распределение доходной базы и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, механизмы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов и вопросы привлечения заемных средств различными уровнями бюджетной системы.  

Соединенные Штаты Америки

     Бюджетная система США состоит из федерального бюджета, бюджетов штатов и бюджетов муниципалитетов. В настоящее время  насчитывается 50 штатов и около 83000 муниципальных образований, причем для США характерно наличие муниципальных  органов власти с ограниченной сферой ответственности —  школьных округов и районов специального обслуживания.

     В США органы власти на уровне штатов и муниципалитетов традиционно  несут ответственность за обеспечение  населения основными государственными услугами: начальное и среднее  образование, местная полиция и  пожарная охрана, муниципальный транспорт, общественные работы и социальное обеспечение, а также высшее образование на уровне штата. На федеральном правительстве  лежит обязанность финансирования национальной обороны и систем государственного социального обеспечения.

     Конституция США наделяет собственными налоговыми полномочиями только федеральное и  региональные правительства, в то время  как органы власти муниципалитетов  получают права по установлению и  сбору налогов в результате их делегирования органами власти штатов. Отличительной чертой налоговой  системы США является то, что в  бюджет каждого уровня зачисляются  поступления только тех налогов, права по установлению и администрированию  которых принадлежат правительству  этого уровня. Таким образом, в  Соединенных Штатах отсутствует  практика, когда поступления от налогов, которые регулируются одним правительством, распределяются между различными бюджетами.

     Также необходимо отметить, что для бюджетной  системы Соединенных Штатов характерно право органов власти на каждом ее уровне по администрированию только тех налогов и платежей, которые  они вправе вводить и регулировать. Такой порядок предоставляет  органам власти на различных уровнях  большую фискальную независимость  и контроль за базой и ставкой закрепленных за ними налогов.

     В Соединенных Штатах бюджетам нижестоящего уровня предоставляется как целевая  условная, так и безусловная финансовая помощь. Основным видом безусловной  финансовой поддержки является программа  межбюджетного доходного выравнивания, основанная на выделении трансфертов, рассчитанных по законодательно утвержденной формуле, учитывающей расходные  потребности и фискальный потенциал. В настоящее время федеральный  бюджет не оказывает нецелевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня, хотя безусловная финансовая поддержка  местным бюджетам со стороны бюджетов штатов широко используется.

     Целевая финансовая помощь предоставляется  в виде грантов двух типов. Первый тип — блок-гранты — выделяется на финансирование достаточно широкого спектра расходных статей при установлении ограничений на перераспределение средств между этими статьями. Существуют блок-гранты на здравоохранение, социальное обеспечение, а также на финансирование других расходных групп.

     Вторым  видом целевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня являются так называемые категорийные гранты, в рамках которых выделяются средства на финансирование отдельной расходной программы.  

     Около половины всего объема целевой финансовой помощи предоставляется на долевой  основе, то есть выделение средств  бюджетами вышестоящего уровня происходит только при условии финансирования органами власти нижестоящего уровня определенной доли расходных статей, охваченных действием гранта.

     Основным  способом государственных и муниципальных  заимствований в США является эмиссия облигаций штатов и муниципальных  облигаций, обращающихся без ограничений. При этом, процентный доход, полученный по этим ценным бумагам, не облагается федеральным подоходным налогом.

     Важным  признаком бюджетной системы  США является то, что федеральное  правительство не несет ответственности  по ценным бумагам, выпущенным органами власти нижестоящего уровня. В такой  ситуации инвесторы опираются на рейтинги частных агентств, которые, в конечном счете, и определяют цену заимствований бюджетов штатов и  муниципалитетов на открытом рынке. [20, стр.158-162]

Великобритания

     Великобритания  является унитарным государством с  двухуровневой бюджетной системой. Система финансовых взаимоотношений  между центральными и местными органами власти оставалась в этой стране неизменной с викторианских времен до конца 1980х годов, хотя реформы, проведенные в течение последних 15 лет, значительно снизили роль местных бюджетов в экономике Великобритании.

     Структура местных органов власти различна во всех трех частях Великобритании: Англии, Уэльсе и Шотландии. В Англии существует двухступенчатая система местных  органов власти, состоящая из графств  и округов в сельской местности  и городов и округов в урбанизированных районах. В 1992 году в Уэльсе и Шотландии  была введена одноступенчатая система  местных органов управления.

     Расходные полномочия муниципальных органов  власти были значительно сужены в  процессе проведенной реформы. Так, после Второй Мировой Войны за органами местного самоуправления были закреплены полномочия по финансированию социальных услуг, транспорта, образования, жилищно-коммунального хозяйства. Впоследствии, после лишения местных органов власти права на строительство и приобретение жилья, выведение из-под их контроля некоторых типов образовательных учреждений, приватизации местного транспорта и коммунальных сетей, расходные обязательства местных властей существенно сократились. В настоящее время из местных бюджетов финансируется всего 36% всех государственных расходов Великобритании.

     Доходная  база местных бюджетов состоит из двух налогов: национального налога на имущество, используемое в коммерческих целях, и местного налога на имущество, используемое физическими лицами для  проживания. При этом первый налог  не является местным налогом, а его  ставка, база и порядок уплаты установлены  центральным правительством.

     Существует  два основных вида финансовой поддержки  — блок-гранты (которые в Англии и Уэльсе называются грантами для увеличения доходов) и гранты на специальные цели. Гранты для увеличения бюджетных доходов выделяются ежегодно, причем в период, предшествующий определению суммы финансовой помощи, центральное правительство с учетом проекта центрального бюджета и прогноза макроэкономической ситуации устанавливает расходные нормативы для местных органов власти на планируемый год.

     Говоря  о бюджетной системе Великобритании, нельзя не упомянуть механизм контроля со стороны центрального правительства  за расходами местных бюджетов. В 1986 году как экстренная мера, был  введен новый механизм контроля за расходами местных бюджетов, который позволял правительству уменьшать налоговую базу того местного бюджета, расходы которого превышали уровень, зафиксированный в документах центрального правительства. Этот порядок применялся в течение 4 лет, и в течение этого времени процедура уменьшения налоговой базы применялась только к 10-12 местным бюджетам из 200 существующих.

     С введением подушного налога центральное  правительство пересмотрело порядок  ограничения расходов местных бюджетов. Правительственными нормативными актами было установлено соотношение 1:4 между  дополнительными расходами и  поступлениями подушного налога, т.е. увеличение расходов сверх установленного уровня на 1% должно сопровождаться 4% увеличением  поступлений подушного налога.

Информация о работе Федеральный бюджет и его место в финансовой системе