Федеральный бюджет и его место в финансовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка мероприятий по решению проблем сбалансированности федерального бюджета.

Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

•рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его
определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;

•показать его роль в финансовой системе;
•проанализировать динамику и структуру федерального бюджета за 2007-2009 гг., то есть рассмотреть его доходы и расходы, проследить изменения в них и выявить причины изменений.
•предложить пути решения проблем сбалансированности федерального бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1.Теоретические аспекты федерального бюджета РФ……………………5
1.Понятие федерального бюджета и его место в финансовой системе…………………………………………………………………………..5
2.Функции федерального бюджета………………………………………12
3.Бюджетный процесс ……………………………………………………..15
4.Особенности построения бюджетной системы в странах с различным государственным устройством………………….……………………………25
2.Анализ федерального бюджета РФ……………………………………….33
1.Динамика доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2007-2009гг…………………………………………………………………………..33
2.Структура расходов федерального бюджета за 2007-2009гг....................................……………………………………..……………38
3.Проблемы сбалансированности федерального бюджета и пути их решения……………………………………………………………………...42
Заключение………………………………………………………………….48

Список литературы…………………………………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральный бюджет и его место в финансовой системе.docx

— 108.25 Кб (Скачать файл)

     Также предполагается провести поэтапный  отказ от дотаций и субсидий, осуществляемых за счет федерального бюджета. Начало этому уже положено.[19, стр. 23-25]

     Регулирование дефицита бюджета  и совершенствование  бюджетных процедур. Необходимо пересмотреть политику заимствований для покрытия бюджетного дефицита.

Во-первых, во главу угла должны быть поставлены не потребности бюджета, а ограничение негативного влияния на экономический рост бремени обслуживания внутреннего госдолга. Во-вторых,  должны быть изменены некоторые принципы работы государства на финансовом рынке. В частности, необходимо создать финансовый резерв Минфина РФ, предназначенный для активных операций на рынке ценных бумаг с целью сглаживания ценовых колебаний и улучшения платежного графика.

     Анализ  причин бюджетного кризиса показывает, что до тех пор, пока в России не будет полномасштабной системы цивилизованных бюджетных процедур, существует опасность воспроизводства бюджетного кризиса. В этих условиях Правительство РФ предлагает следующие меры:

  • осуществлять составление проекта бюджета на очередной финансовый год, исходя из предельных лимитов финансирования, что упростит работу по подготовке бюджета, сделает его показатели реалистичными;
  • увязать составление бюджета со среднесрочным бюджетным планированием, что важно для определения финансовой политики государства на перспективу и выработки программы действий правительства по ее реализации;
  • разработать цивилизованную процедуру секвестра расходов;
  • обеспечить полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;
  • внедрить в практику распределение бюджетных средств на конкурсной основе.

     На  решение поставленных задач направлен  Бюджетный кодекс РФ – свод законов  о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.[19, стр. 26-28]

Заключение 

     Федеральный бюджет России выражает экономические  денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Главные функции Федерального бюджета – перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда.

     Анализ  расходной и доходной частей федерального бюджета за 2007-2009 гг. показывает следующее:

  • удельный вес налоговых доходов в общем объеме доходов постоянно

         увеличивается;

  • растут расходы  по статье «социальные расходы» в основном за счет

    выплат  заработной платы работникам бюджетных организаций в 2007г. и 2009г., и за счет погашения задолженности по выплате пенсий и стипендий и оказанию социальной поддержки населению в 2007 и 2008гг. в целях смягчения последствий финансового кризиса;

  • Правительство предприняло попытку реструктуризации расходов Федерального бюджета: уменьшило долю расходов на финансирование отраслей хозяйства и увеличило расходы в социальную сферу;
  • осуществлялись меры по отказу от неэффективных дотаций и субвенций,
  • как следствие, в течение рассматриваемого периода сокращались субсидии регионам.

     Несмотря  на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет РФ продолжает оставаться резко дефицитным. Дефицит федерального бюджета за январь-ноябрь 2009г. составил 2014,4 млрд. руб.

       Предлагаются три основных направления по сокращению дефицита

Федерального  бюджета: увеличение его доходной базы, реструктуризация расходной части бюджета, упорядочение бюджетных процедур.

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть. С одной  стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

     Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

    Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе. 

Список  литературы

  1. Акперов И.Г. Казначейская система исполнения бюджета в РФ. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. – 548 с.
  2. Александров И.М. Финансовая система РФ.- М.: Финансы и статистика, 2005. – 345 с.
  3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. – 456с.
  4. Беляков С.А. Финансирование системы образования в России. - М.: Макс Пресс, 2006. – 567 с.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД  РФ  и одобрен СФ  РФ 17.07.98.
  6. Бюджетная система России /под ред. Поляка Г. Б. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 389 с.
  7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/под ред. М.В.Романовского и О.В. Врублевской, 2-е изд.- М.: Юрайт, 2000. – 567с.
  8. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9.
  9. Вышегородцев М.И. Управление бюджетом. – М.: «Дело и Сервис», 2002. – 390 с.
  10. Годин А.М. бюджетная система Российской Федерации. – М.: «Дашко и Ко», 2004
  1.  Готвань О. Д. Перспективы развития российской финансовой системы. // Проблемы прогнозирования. 2004. №2.
  1.  Грицюн Т.В. Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования. // Финансы и кредит. 2004. № 13.
  1.  Коровкина Е.Б. О доходах и расходах федерального бюджета // Финансы. 2004. № 8.
  2. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет – важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы № 1, 2005.
  3. Курс экономической теории: Учебник/ Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров: Издательство «АСА», 2007.
  1.  ФЗ от 30.12.01 № 194-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год»
  1.  Финансы. / Под ред. Романовского М. В. - М.: Перспектива, 2000.
  1.  Финансы: Учеб. для вузов/ Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова – М.: Экономистъ, 2003. – 682 с.
  1.  Швецов Ю. Эволюция российского бюджетного федерализма. // Вопросы экономики. 2005. № 8.
  1.  Экономика. Под ред. А.С. Булатова. М.: Экономика, 2000. – 267 с.
  1.  Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. / Под ред. Николаевой И. П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004. – 385 с.
  1.  www.fpcenter.ru
  2. www.gks.ru
  3. www.minfin.ru

Информация о работе Федеральный бюджет и его место в финансовой системе