Федеральный бюджет и его место в финансовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка мероприятий по решению проблем сбалансированности федерального бюджета.

Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

•рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его
определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;

•показать его роль в финансовой системе;
•проанализировать динамику и структуру федерального бюджета за 2007-2009 гг., то есть рассмотреть его доходы и расходы, проследить изменения в них и выявить причины изменений.
•предложить пути решения проблем сбалансированности федерального бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1.Теоретические аспекты федерального бюджета РФ……………………5
1.Понятие федерального бюджета и его место в финансовой системе…………………………………………………………………………..5
2.Функции федерального бюджета………………………………………12
3.Бюджетный процесс ……………………………………………………..15
4.Особенности построения бюджетной системы в странах с различным государственным устройством………………….……………………………25
2.Анализ федерального бюджета РФ……………………………………….33
1.Динамика доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2007-2009гг…………………………………………………………………………..33
2.Структура расходов федерального бюджета за 2007-2009гг....................................……………………………………..……………38
3.Проблемы сбалансированности федерального бюджета и пути их решения……………………………………………………………………...42
Заключение………………………………………………………………….48

Список литературы…………………………………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральный бюджет и его место в финансовой системе.docx

— 108.25 Кб (Скачать файл)

     Касаясь порядка заимствований для местных  бюджетов, следует отметить, что  по закону местные органы власти не имеют права привлекать заемные  средства для финансирования расходов текущего характера. При этом на капитальные  нужды местные бюджеты вправе осуществлять заимствования только напрямую у коммерческих банков или  через специальный орган —  Государственный комитет по заимствованиям.

     Таким образом, роль местных органов власти и местных бюджетов в Великобритании в большой степени сведена  к обеспечению эффективного распределения  заранее установленного центральным  правительством объема финансовых ресурсов. Кроме этого, расходование средств на местном уровне по некоторым статьям контролируется ассоциациями частного характера — как правило, агентствами по расходованию средств.[20, стр. 163-166]

 

    2. Анализ федерального бюджета РФ

    1. Динамика доходов федерального бюджета РФ за 2007 - 2009гг.
 

     В ходе бюджетного года и по окончании  его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета. Рассчитаем показатели динамики на примере данных таблиц, а именно на примере доходов и расходов бюджета с 2007 по 2009 годы.

     Таблица 1

     Доходы  федерального бюджета РФ 2007 – 2009 гг., млрд. руб.

Показатели 2007 2008 2009
Доходы- всего 10642,8 13250,7 13989
из  них:      
налог на прибыль организаций 1670,6 2172 1287,6
налог на доходы физических лиц 930,3 1266,6 189,3
налог на добавленную стоимость: 525,9 656,7 1043,6
на  товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ 924,3 1390,6 2253,1
на  товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 586,7 926,3 40,1
акцизы  по подакцизным товарам (продукции):      
производимым на территории Российской Федерации 253,3 141,8 637,5
ввозимым на территорию Российской Федерации 17,3 411,2 52,9
налоги  на совокупный доход  103,9 1235,1 75,5
налоги  на имущество 310,9 2048,3 788,2
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1187,2 525 1149,2
доходы  от внешнеэкономической деятельности 2306,3 17,7 1525,3
доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности 350 112,3 989,7
платежи при пользовании природными ресурсами 1217 1005,2 1236
безвозмездные поступления 1273,8 1166,7 1554,8
доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 80,6 175,2 1166,2

     Динамика  – изменение во времени. Ряд динамики представляет собой ряд чисел, характеризующих  изменение во времени.

       Для анализа динамики рассчитывают  абсолютные и относительные показатели  ряда динамики – абсолютный прирост (разность между уровнями ряда), темп роста (отношение между уровнями ряда) и темп прироста.

Абсолютный  прирост рассчитывается по формулам:

базисный =

цепной =

Темп  роста рассчитывается по следующим  показателям:

= ;   =

Темп  прироста определяется следующим способом:

=

     Таблица 2

     Расчет  показателей динамики доходов федерального бюджета за 2007 – 2009 гг.

Годы Доходы (млрд. руб.) Абсолютный  прирост, млрд.руб. Темп  роста, % Темп  прироста, %
    Цепной Базисный Цепной Базисный Цепной Базисный
2007 10642,8 - - - - - -
2008 13250,7 2607,9 2607,9 1,245 1,245 24,5 24,5
2009 13989 738,3 3346,2 1,056 1,314 5,6 31,4
 

     Цепной  темп прироста показывает, что величина доходов в федеральный бюджет увеличивается в 2008 г. на 24,5%, а в 2009 г. всего на 5,6 % по сравнению с предыдущим годом.

     Базисный  темп прироста показывает, что величина доходов федерального бюджета увеличивается в 2008 г. на 24,5 %, а в 2009 г. на 31,4%  по сравнению с базисным 2007 г.

     Теперь  можно рассчитать средний абсолютный прирост и средний темп роста.

                     1)             == 1115,4

     Отсюда  можно сделать вывод, что в  среднем ежегодно доходы бюджета увеличиваются на 1115,4 млрд. рублей.

                      2)             = ==1,15

     В среднем с каждым годом доходы федерального бюджета увеличиваются на  1,15 млрд. рублей.[24]

     Теперь  проведем анализ  расходов, а именно выявим динамику расходов федерального бюджета за 2007 – 2009 гг.

     Таблица 3

     Расходы федерального бюджета РФ 2007 – 2009 гг., млрд.руб.

Показатели  2007 2008 2009
Расходы - всего 8384 11245,8 16003,4
из  них:      
на  общегосударственные вопросы  824,3 1166,7 2513,2
из  них на обслуживание государственного и муниципального долга 199,2 175,2 1666,3
на  национальную оборону 683,3 834 1562,3
 

     Продолжение Таблицы 3

на  национальную безопасность и правоохранительную деятельность 714,3 864,4 998,7
на  национальную экономику 949,5 1560,4 314,7
на  топливо и энергетику 18,2 33,5 185
на  сельское хозяйство и рыболовство 110,8 147 493,4
на  транспорт  410,8 580,7 1742,6
на  связь и информатику 20,4 36,8 3584,9
на  прикладные научные исследования в  области национальной экономики 47,2 62,9 172,2
на  другие вопросы в области национальной экономики 269,3 589,9 1434,5
на  жилищно-коммунальное хозяйство 631,4 1101,4 2648,3
на  социально-культурные мероприятия 4326,5 5689,3 1256,8
на  межбюджетные трансферты 3,1 3 80,6
 

     Таблица 4

     Расчет  показателей динамики расходов федерального бюджета за 2007– 2009 гг.

Годы Расходы

(млрд. руб.)

Абсолютный  прирост, млрд.руб. Темп  роста, % Темп  прироста, %
    Цепной Базисный Цепной Базисный Цепной Базисный
2007 8384 - - - - - -
2008 11245,8 2861,8 2861,8 1,341 1,341 34,1 34,1
2009 16003,4 4757,6 7619,4 1,423 1,909 42,3 90,9
 

     Цепной  темп прироста показывает, что величина расходов федерального бюджета  увеличивается на 34,1% в 2008 г., а в 2009 г. на 42,3% по сравнению с предыдущим годом.

     Базисный  темп прироста показывает, что величина расходов федерального бюджета увеличивается в 2008 г. на 34,1%, а в 2009 г. на 90,9%  по сравнению с базисным 2007 г.

     Теперь  можно рассчитать средний абсолютный прирост и средний темп роста.

                        1)             == 2539,8

     Отсюда  можно сделать вывод, что в  среднем ежегодно расходы  бюджета увеличиваются на 2539,8 млрд. рублей.

                      2)             = ==1,38

     В среднем с каждым годом расходы федерального бюджета увеличиваются на  1,38 млрд. рублей.

     Делая выводы, можно сказать, что по полученным показателям в 2007 и в 2008 гг. был  профицит федерального бюджета (профицит бюджета - это превышение доходов федерального правительства над его общими расходами), профицит составил в 2007 г. – 2258,8 млрд. рублей, в 2008 г. – 2004,9 млрд. рублей. В 2009г. был дефицит федерального бюджета (дефицит бюджета - эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы), дефицит составил 2014,4 млрд. рублей.

     Причин  бюджетного дефицита может быть много, например:

  • спад общественного производства;
  • рост предельных издержек общественного производства;
  • массовый выпуск «пустых» денег;
  • излишне, неоправданно раздутые социальные программы;
  • возросшие затраты на финансирование ВПК;
  • оборот «теневого» капитала в огромных масштабах.[22]
 
 
     
    1. Структура расходов федерального бюджета за 2007 – 2009 гг.
 

     Расходы федерального бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам: ведомственному, экономическому, функциональному. Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета по функциональному признаку за 2007 – 2009 гг. на основе Таблицы 5. 

     Таблица 5

     Расходы федерального бюджета РФ за 2007 – 2009гг., млрд.руб

Показатели  2007 2008 2009
Расходы - всего 8384 11245,8 16003,4
из  них:      
на  общегосударственные вопросы  824,3 1166,7 2513,2
из  них на обслуживание государственного и муниципального долга 199,2 175,2 1666,3
на  национальную оборону 683,3 834 1562,3
на  национальную безопасность и правоохранительную деятельность 714,3 864,4 998,7
на  национальную экономику 949,5 1560,4 314,7
из  нее:      
на  топливо и энергетику 18,2 33,5 185
на  сельское хозяйство и рыболовство 110,8 147 493,4
на  транспорт  410,8 580,7 1742,6
на  связь и информатику 20,4 36,8 3584,9
на  прикладные научные исследования в  области национальной экономики 47,2 62,9 172,2
на  другие вопросы в области национальной экономики 269,3 589,9 1434,5

Информация о работе Федеральный бюджет и его место в финансовой системе