Федеральный бюджет и его место в финансовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка мероприятий по решению проблем сбалансированности федерального бюджета.

Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

•рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его
определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;

•показать его роль в финансовой системе;
•проанализировать динамику и структуру федерального бюджета за 2007-2009 гг., то есть рассмотреть его доходы и расходы, проследить изменения в них и выявить причины изменений.
•предложить пути решения проблем сбалансированности федерального бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1.Теоретические аспекты федерального бюджета РФ……………………5
1.Понятие федерального бюджета и его место в финансовой системе…………………………………………………………………………..5
2.Функции федерального бюджета………………………………………12
3.Бюджетный процесс ……………………………………………………..15
4.Особенности построения бюджетной системы в странах с различным государственным устройством………………….……………………………25
2.Анализ федерального бюджета РФ……………………………………….33
1.Динамика доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2007-2009гг…………………………………………………………………………..33
2.Структура расходов федерального бюджета за 2007-2009гг....................................……………………………………..……………38
3.Проблемы сбалансированности федерального бюджета и пути их решения……………………………………………………………………...42
Заключение………………………………………………………………….48

Список литературы…………………………………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральный бюджет и его место в финансовой системе.docx

— 108.25 Кб (Скачать файл)

     Продолжение Таблицы 5

на  жилищно-коммунальное хозяйство 631,4 1101,4 2648,3
на  социально-культурные мероприятия 4326,5 5689,3 1256,8
на  межбюджетные трансферты 3,1 3 80,6
 

     Чтобы отразить структуру, найдем долю каждого вида расхода в процентах к общим расходам за каждый год.

    Таблица 6

    Структура расходов федерального бюджета за 2007–2009гг., %

Показатели  2007 2008 2009
Расходы - всего 100 100 100
из  них:      
на  общегосударственные вопросы  9,8 10,4 15,7
из  них на обслуживание государственного и муниципального долга 2,4 1,6 10,4
на  национальную оборону 8,2 7,4 9,8
на  национальную безопасность и правоохранительную деятельность 8,5 7,7 6,2
на  национальную экономику 11,3 13,9 2
из  нее:      
на  топливо и энергетику 0,2 0,3 1,2
на  сельское хозяйство и рыболовство 1,3 1,3 3,1
на  транспорт  4,9 5,2 10,9
на  связь и информатику 0,2 0,3 21,4
на  прикладные научные исследования в  области национальной экономики 0,6 0,6 1,1
на  другие вопросы в области национальной экономики 3,2 5,2 9
на  жилищно-коммунальное хозяйство 7,5 9,8 16,5
на  социально-культурные мероприятия 51,6 40,6 7,9
на  межбюджетные трансферты 0,04 0,03 0,5
 

     На  основе данных полученной таблицы можно  сделать выводы, что в 2007 году наибольшее количество расходов приходилось на социально – культурные мероприятия  – 51,6%, а наименьшее количество на межбюджетные трансферты 0,04%. Это можно проследить на рисунке 1. 
 
 

     Рис. 1.  Расходы федерального бюджета за 2007 год, %

     В 2008 году наибольшее количество расходов приходилось на социально – культурные мероприятия -  40,6%, а наименьшее, как и в 2007 году на межбюджетные трансферты 0,03%. Это видно на рисунке 2.

     Рис. 2. Расходы федерального бюджета за 2008 год, %

     В 2009 году наибольшее количество расходов приходилось на связь и информатику – 21,4%, наименьшее – на межбюджетные трансферты - 0,5%. Это показано на рисунке 3.

     Рис. 3. Расходы федерального бюджета за 2009 год, % 

  1. Проблемы  сбалансированности федерального бюджета  и пути их решения
 

     Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами.

     Несмотря  на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет РФ продолжает оставаться резко дефицитным. В 2009 дефицит составил 2014,4 млрд. рулей, ВВП не превысил предельный размер. Это в большей мере обусловлено значительными объемами средств федерального бюджета, оставленными на счетах, в условиях приостановки платежей по внутреннему госдолгу.

     Дефицит федерального бюджета за январь-ноябрь 2009 г. составил  4,8% от ВВП. Финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год». Привлеченные средства были израсходованы на погашение и обслуживание госдолга. В целом государственный долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов за  предшествующие годы, и каждый год долг должен увеличиваться на сумму бюджетного дефицита за соответствующий год.

     При рассмотрении вопроса сбалансированности бюджета не следует приковывать все внимание к тому, каков размер дефицита бюджета. Это является важным, но не определяющим. Главное здесь в том, какую роль в экономике играет госбюджет: конструктивную, созидательную или пассивную, даже разрушительную.

     Бюджетный кризис, развивавшийся в течение  последних лет, достиг своей вершины в 2009 г., и только принятие решительных мер позволит устранить его негативное влияние на экономику. Основные причины бюджетного кризиса заключаются в значительном снижении доходов бюджета и сохранения неэффективной структуры расходов бюджета, их частого нецелевого использования.

     Оздоровление  государственного бюджета необходимо осуществлять по трем основным направлениям:

  • увеличение его доходной базы;
  • реструктуризация расходной части бюджета;
  • регулирование дефицита бюджета и упорядочение бюджетных процедур.

     Реструктуризация  доходной части бюджета.  Для добросовестных и не имеющих льгот налогоплательщиков уровень налогов чрезмерен. Однако показатели налоговых поступлений необходимо скорректировать на значительные суммы задолженности по налоговым платежам в бюджет, которые увеличивают налоговое бремя на предприятия. Еще одна корректировка может быть сделана на огромное число существующих налоговых льгот. Кроме того, следует учесть, что около трети всех зарегистрированных в России предприятий вообще не платят налоги. С учетом всех вышеперечисленных факторов планка изъятия ВВП в пользу государства поднимается до максимального значения, при котором начинается массовое уклонение от налогов. Таким образом, в ближайшей перспективе отсутствуют предпосылки сокращения бюджетного дефицита за счет увеличения налоговых поступлений. Поэтому основной прирост доходов бюджета предполагается получить за счет значительного сокращения количества налоговых льгот и повышения собираемости таможенных платежей и доходов от производства и продажи алкоголя. Идти лишь по пути сокращения расходов – все равно, что спускаться по лестнице, в конце которой абсолютное обнищание населения и распад страны.

     Для выхода из бюджетного кризиса очень  важна серьезная налоговая реформа, включающая:

  • совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения,
  • придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы

    налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение  нейтральности налогов по отношению к некоторым категория налогоплательщиков;

  • пересмотр и отмену налоговых льгот;
  • объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу;
  • установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.

     Важнейшее значение для стабилизации налоговой  и бюджетной системы страны будет иметь пересмотр и крупномасштабная отмена налоговых льгот, в том числе по налогу на прибыль, подоходному налогу, НДС. В необходимых случаях (в частности, предприятиям обществ инвалидов) отмена льгот может быть компенсирована прямыми ассигнованиями из бюджета.

Для решения  проблемы недоимки по налогам необходимо:

  • наладить работу по обращению взыскания задолженности на имущество недоимщиков;
  • установить ответственность собственников и управляющих предприятий за неуплату налогов в бюджет;
  • отказаться от использования зачетных схем уплаты налогов в бюджет, вызывающих рост отсроченных недоимок;
  • наладить индивидуальную работу с крупными неплательщиками налогов путем установления налоговых постов, введения представителей налоговой администрации в аппарат управления;
  • перевести счета крупных налогоплательщиков в ЦБ РФ и Федерального

    казначейства.

     Скорейшее введение в действие указанных мер  позволит существенно повысить собираемость налогов.[19, стр. 22-23]

     Основные  направления реструктуризации бюджетных расходов. Реальность федерального бюджета определяется как собираемостью средств, так и обоснованностью планируемых затрат. В условиях предельной ограниченности ресурсов государства федеральный бюджет должен разрабатываться на основе четких приоритетов расходования его средств. Для общества важно знать не только то, на что и в каких размерах идут государственные деньги, но и то, в силу каких причин выбраны определенные направления и объемы расходов.

     Планируя  расходы, государство делало акцент на суммы средств в ущерб реальному содержанию бюджетной политики. В результате произошел переход от финансирования программ действий к выборочному финансированию отдельных параметров бюджетной сферы.

     То, как ныне строится расходная часть  бюджета, не соответствует не только его политической роли, но и интересам населения и получателей средств. Чисто бухгалтерский подход удобен для составления и исполнения бюджета, но при этом за цифрами становятся не видны реально происходящие процессы вырождения организаций бюджетной сферы.

     В основу расходной части федерального бюджета целесообразно закладывать  концепцию бюджетной политики, базовыми параметрами которой стали бы конкретные характеристики тех рубежей, достижение которых государство обязуется безусловно обеспечить бюджетными ассигнованиями.

     При реструктуризации обязательств государства  должен выполняться основной принцип: государство должно давать деньги в первую очередь под реформы. Те сферы, где идут реальные реформы, должны быть обеспечены финансовыми ресурсами в приоритетном порядке. Это не означает, что необходимо вводить защищенные статьи бюджета. Главное – определить экономическую и бюджетную стратегию государства.

     Параллельно следует готовиться к поэтапному введению иного подхода, основанного на отражении в названной концепции предполагаемых реальных результатов, достигаемых с помощью бюджетных расходов. Это позволит зримо представить, что наряду с постоянно обсуждаемой проблемой общей нехватки средств существует отнюдь не менее острая проблема крайне низкой эффективности их использования.

     В условиях ограниченности финансовых ресурсов важно выделить приоритеты расходования бюджетных средств:

 - социальные расходы,  доля которых возрастает в общем объеме бюджета; в структуре социальных расходов также следует выделить приоритеты: расходы на выплату заработной платы, пенсий;

- военные расходы, которые отражают приоритетное финансирование расходов на оборонные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;

- расходы на содержание судебной системы, которые должны возрасти, чтобы обеспечить реальную независимость этой ветви власти. Полное и своевременное финансирование судебной системы создаст необходимую основу для борьбы с преступностью и коррупцией.

     Важнейшей задачей государства является дальнейшая реализация программы экономии государственных расходов. Однако экономия бюджетных средств не должна осуществляться в ущерб малоимущим гражданам, усугублять положение в социально приоритетных сферах. Требует дополнительного упорядочения система социальных льгот населению, которые пока не обеспечены реальным бюджетным финансированием.

     Процедура составления проекта бюджета  должна позволять федеральным органам исполнительной власти самостоятельно определять наиболее важные направления расходования средств внутри отрасли исходя из возможностей бюджета при сохранении общих приоритетов, предусмотренных в проекте федерального бюджета.

     Предстоит сделать болезненный шаг –  сократить число бюджетополучателей. Наличие более 140 прямых получателей средств из Федерального бюджета делает его трудно исполнимым.

Информация о работе Федеральный бюджет и его место в финансовой системе