Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:25, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении в теоретическом материале и на практике финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические аспекты финансирования учреждений культуры и спорта;
Проанализировать финансовое обеспечение расходов на культуру и спорт в Ленинском районе;
Выявить проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе.
Введение……………………………………………………………………………………..
Теоретический анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт ……………………….
Характеристика учреждений культуры и спорта………………………………………………………..
Понятие, сущность и особенности финансирования учреждений культуры и спорта…………..
Понятие и сущность финансирования…………………………………………………
Особенности финансирования учреждений культуры и спорта………………………………..
Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения расходов на культуру и спорт.…
Анализ финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г. Барнаула…..
Проблемы и пути их решения финансового обеспечения расходов на культуру и спорт в Ленинском районе г.Барнаула…………………………………………………………………………………………………
Говоря о современной государственной политике России в отрасли культура, следует отметить ее направленность в значительной мере на учет интересов учреждений культуры, в то время как интересы населения пока остаются без внимания. В конечном итоге государство должно принимать меры по вовлечению как можно большего числа людей в культурную жизнь, а наиболее эффективных шагов на этом пути можно достичь лишь путем снижения стоимости культурно-досуговых услуг. Однако, например, в прогнозе социально-экономического развития России в 2002 г., подготовленном Министерством экономического развития и торговли РФ, в разделе, посвященном развитию культуры и искусства, отмечается прямо противоположный процесс - стоимость услуг учреждений культуры должна увеличиться в среднем на 3% по сравнению с 2000 годом. Это шаг свидетельствует о том, что государство стремится сэкономить на социальных расходах и провести реформирование отрасли культура за счет населения, хотя проведению подобных преобразований препятствует сложившийся уровень доходов граждан. Опыт промышленно развитых стран, напротив, свидетельствует о том, что развитие сферы культуры без помощи государства и роста бюджетных ассигнований невозможно.
В связи с этим возникает вопрос о необходимости введения государственных гарантий в отрасли культура (по аналогии со здравоохранением). Кстати сказать, в нашей стране государственные гарантии в образовании по заверениям правительства будут введены в самом ближайшем будущем.
Отрасль культура является реальным сектором российской экономики. Согласно официальной статистике численность занятых в этой отрасли составляет около 2% общей численности занятых в экономике. Несмотря на то, что 90-е годы XX в. были кризисными для социально значимых отраслей, численность занятых в отрасли культура не только не сократилась, но и выросла за этот период с 1.5% в 1992 г. до 1.8% в 2000 г. Это происходило одновременно с усилением разрыва в оплате труда между работниками сферы культуры и занятыми в других отраслях экономики. Если в 1940 г. заработная плата работника отрасли культура составляла 92.7% от среднемесячной зарплаты в экономике, то уже в 1960 г. - 70.0%, в 1985 г. - 69.1%, 1990 г. - 62.0%, 1995 г. - 60.6%, а в 2000 г. достигла рекордно низкого значения за последние 60 лет - 54.7%2.
Доля расходов на услуги учреждений культуры в общей сумме расходов домашних хозяйств в России ниже, чем в наиболее развитых странах. Так, удельный вес расходов на культуру и рекреацию в общих расходах домашних хозяйств в середине 90-х годов достиг (%): в США - 10.4, Великобритании - 10.3, Германии - 9.9, в Швеции и Норвегии - 9.1, Италии - 8.9 и Франции - 8.43. В России официально фиксируемые расходы на оплату расходов учреждений культуры в 2000 г. составили 0.4% общих расходов населения.
В России доля расходов на культуру из госбюджета осталась приблизительно на том же уровне, что и в советский период
По сравнению с промышленно развитыми странами размеры финансирования отрасли культура в нашей стране практически в 1.5-2 раза ниже. Так, особенно высокими размерами финансирования данной отрасли отличаются: Швеция - 5%, Норвегия - 3.4%, Франция - 3%,4 Германия - 2.6%, Великобритания - 2.1% расходов на культуру в общем объеме государственных расходов, что объясняется активным участием государства в разработке и реализации различных форм и методов поддержки этой отрасли5. Исключение составляет лишь США, в которых расходы на культуру составили к концу 20-го столетия 1.1% от госбюджета, что объясняется проводимой правительством страны политикой по сокращению бюджетного дефицита, а также хорошо развитой системой частной поддержки этой сферы.
Государственная поддержка отрасли культура в России в течение последнего десятилетия в силу перманентной нехватки средств носит скорее поддерживающий характер. Говорить же о том, что культура и искусство являются приоритетным направлением государственной политики в нашей стране пока еще рано. Несмотря на незначительное увеличение доли расходов на культуру из государственного бюджета и увеличение доли расходов на культуру в расходах на социально-культурные мероприятия, видно, что ситуация коренным образом не изменилась (табл. 1). Такой подход к финансированию не учитывает реальные потребности отрасли культура и не способствует ее развитию.
Ситуация с кризисным состоянием отрасли культура усугубляется тем, что размер государственных ассигнований позволяет покрыть лишь текущие затраты.
Показатель инвестиций в основные фонды, необходимые для обеспечения высокого качества культурно-досуговых услуг, составляет предельно низкое значение. За последнее десятилетие он достиг своего максимально высокого значения в 1999 г. и составил 1.1% от всех вложений в отрасли экономики, в среднем же за период составив около 0.5%. В 2000 г. показатель инвестиций в основные фонды отрасли культура составил 0.7% от совокупных вложений в экономику.
Отрасль культура включает в себя шесть основных подотраслей (рис. 2):
Рис. 2. Структура отрасли культура в России
По данным Министерства культуры РФ за 2000 г., отрасль культура имела в своем составе 13 научных учреждений (все федерального ведения), 33 киностудии (все федерального ведения), 61 высшее учебное заведение (49 из которых входят в федеральное ведение), 5805 детских музыкальных школ (5804 из которых относятся к местному ведению), 10 промышленных предприятий (все федерального ведения)7.
В 2000 г. по данным Госкомстата РФ поступления финансовых средств в отрасль культура составили 28.4 млрд. рублей или 5.3% от совокупных расходов на социально-культурные мероприятия в расходах консолидированного бюджета РФ. Согласно официальным данным Министерства культуры РФ, 73.67% этих средств пришлись на статью "Культура, искусство, кино", 22.47% - на образование в области культуры, а оставшиеся 3.86% были распределены между наукой, киностудиями, промышленностью и аппаратом управления.
Причем на научные разработки в области культуры пришлось в 2 раза меньше, а на производство культурной продукции в 2.7 раза меньше средств, чем на аппарат управления этой отраслью8.
Финансовых средства, выделенные по статье "Культура, искусство, кино" были распределены следующим образом (рис. 3):
Рис. 3. Распределение финансовых средств по статье "Культура, искусство, кино" в 2000 г., (%)9
Почти две трети всех финансовых средств (65%), выделенных по статье "Культура, искусство, кино", было израсходовано на финансирование деятельности клубных учреждений и библиотек, которые в условиях затянувшейся социально-экономической нестабильности являются единственными очагами культурной жизни в большинстве регионов РФ.
Оставшаяся треть финансовых средств была распределена между театрами, музеями, концертными организациями, организациями кинопроката, парками культуры и отдыха, цирками и прочими КПУ.
Совершенно очевидно, что от направления деятельности культурных учреждений зависит как уровень поступлений от основных видов уставной деятельности, так и уровень внебюджетного финансирования этих учреждений (см. табл. 2).
Библиотеки и клубы, как правило, получают минимальные доходы от основной деятельности, что также отражается на их низкой привлекательности для потенциальных инвесторов, вследствие чего внебюджетные источники финансирования не превышают 5% всех финансовых поступлений этих учреждений культуры.
Парки культуры и отдыха,
концертные организации и театры
имеют более широкие
Однако эти цифры показывают
лишь усредненную картину
Следует10 отметить, что культурная деятельность в субъектах РФ по своей насыщенности и формам проявления широко варьируется в целом по стране и находится в прямой зависимости от объемов финансирования.
Уровень финансирования
организаций культуры, в свою очередь,
в значительной мере определяется общим
финансово-экономическим
Как правило,
субъекты РФ, занимающие относительно
стабильные позиции в экономике,
имеют возможность более
Таблица 2
Структура финансовых
поступлений организаций
Клубные |
Библиотеки |
Театры |
Музеи |
Концертные |
Парки культуры | |
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Поступления от учредителя |
87 |
85 |
4 |
69 |
4 |
39 |
Поступления из бюджетов различного уровня |
1 |
6 |
62 |
4 |
58 |
2 |
Доходы от основных видов уставной деятельности |
9 |
4 |
26 |
20 |
33 |
46 |
Прочие доходы и поступления |
3 |
5 |
8 |
7 |
5 |
13 |
Информация о работе Финансовое обеспечение расходов на культуру в Ленинском районе