Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 20:20, курсовая работа
Последние годы XX столетия ознаменовались значительным прогрессом в области экологического менеджмента предприятий. Начиная с 1980-х гг. некоторые крупные компании стали уделять больше внимания вопросам охраны окружающей среды и использовать в тех или иных операциях новые подходы и технологии. Менеджеры по вопросам охраны окружающей среды (на тех предприятиях, где эта должность существовала) чаще всего относились к руководителям младшего звена. Это были люди с соответствующей научной подготовкой, в чьи функции входил контроль за соблюдением законодательных нормативов, выбросами в атмосферу и загрязнением воды.
1 Теоретические аспекты формирования экологической стратегии
1.1 Сущность, значение, принципы разработки экологической стратегии предприятия
Последние годы XX столетия ознаменовались значительным прогрессом в области экологического менеджмента предприятий. Начиная с 1980-х гг. некоторые крупные компании стали уделять больше внимания вопросам охраны окружающей среды и использовать в тех или иных операциях новые подходы и технологии. Менеджеры по вопросам охраны окружающей среды (на тех предприятиях, где эта должность существовала) чаще всего относились к руководителям младшего звена. Это были люди с соответствующей научной подготовкой, в чьи функции входил контроль за соблюдением законодательных нормативов, выбросами в атмосферу и загрязнением воды. Средние и малые предприятия, как правило, не занимались подобными вопросами, хотя отдельные компании подходили к решению проблем охраны окружающей среды с большой долей новаторства [21, c.47].
Общественное осознание воздействия предприятий на окружающую среду было достаточно низким. Исключение составляли случаи, когда на крупных предприятиях происходили экологические катастрофы. Даже в промышленно развитых странах общие природоохранные законы все еще не были приняты. Сегодня отношение к природоохранной деятельности субъектов хозяйствования иное. В частности, это проявляется в том, что предприятия:
- признают важность экологических аспектов на этапах разработки продукции, производства, упаковки и транспортировки, а также - и это действительно имеет место в ряде компаний - значимость этих вопросов для продолжения существования предприятия вообще;
- в совершенстве овладевают методами экологического менеджмента как средствами продвижения товара на рынке, рекламы компании и ее роли в жизни общества;
- повышают статус и значимость природоохранных аспектов до уровня совета директоров компании;
- предоставляют обществу экологические отчеты и проводят независимый аудит собственного воздействия на окружающую среду.
В последние десятилетия на национальном и международном уровнях произошли следующие события:
- наднациональные образования, такие как Европейский Союз, и национальные правительства значительно ужесточили директивы, законы и нормы в области охраны окружающей среды и взяли на вооружение усовершенствованные стандарты качества, разработанные Международной организацией по стандартизации
- на Конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. лидеры стран мира однозначно высказались в поддержку более эффективной экологической политики предприятий
- создание федераций, деловых ассоциаций, учреждение Международной сети экологического менеджмента, ряд проектов и программ Международной торговой палаты способствовали развитию эффективной практики и методов экологического менеджмента
- ассоциации рабочих и профессиональные союзы стали повсеместно контролировать исполнение предприятиями строгих норм и положений законодательства в области здоровья и безопасности труда
- непрекращающиеся усилия заинтересованных групп, направленные на установление системы мониторинга экологических показателей работы предприятий и правительства, начали приносить положительные результаты
- была заложена основа новой профессии с учреждением соответствующего института экологических менеджеров.
В то же время произошла чернобыльская катастрофа и ряд других крупных и мелких экологических аварий, на примере которых человечество осознало трагические последствия отсутствия эффективного экологического менеджмента и технологий.
В свете описанных выше перемен решение вопросов охраны окружающей среды стало реальной частью работы многих руководителей, как правило, не имеющих специальной подготовки или опыта в этой области.
Помимо этого, под значительно возросшим давлением со стороны рынка и местного населения вопросы воздействия на окружающую среду сегодня все чаще вынуждены решать предприятия [9, с 16-17].
На ранних стадиях «экологизации» экономики в большинстве экономически развитых стран Европы в 70—80-е гг. прошлого столетия и чуть позже в бывшем СССР считалась достаточной в целях охраны окружающей среды организация на предприятиях экологических отделов или подобных служб, ответственных за отдельные области природоохранной деятельности. Но вскоре стало ясно, что значимость экологической политики ощущается во всех сферах функционирования предприятия, будь то формирование ассортимента, организация способа производства, коммуникационная или кадровая политика. Экология заявила о себе как многоуровневая проблема, требующая целостного подхода и комплексных решений. Сегодня становится очевидной необходимость учета нагрузки на природную среду не только на выходе производственного процесса (сбросы/выбросы), но и изучение отрицательного воздействия на природу, возникающего на протяжении всего «экологического» жизненного цикла продукта (на фазах снабжения, производства, потребления, утилизации отходов, транспорта) [7, c. 22].
Развитие эколого-ориентированного управления предприятием с начала 1970-х гг. проходило в несколько этапов. В научной литературе можно встретить различные подходы к периодизации данных этапов, хотя многие из них отражают приблизительно одинаковые ступени формирования эколого-экономического учета, а различия заключаются, главным образом, в степени конкретизации происходивших процессов.
На первом этапе (1970-е гг.) были сформулированы морально-этические экологические требования к деятельности предприятия. Основные импульсы исходили от природоохранных организаций и гражданской инициативы. В это время формировались первые «зеленые партии». Римский клуб очертил границы количественного экономического роста.
На втором этапе (начало1980-х гг.) происходили перемены в осознании важности экологической проблематики, а охрана окружающей среды приобрела характер первостепенной задачи для нации.
Третий этап (середина 1980-х гг.) характеризуется интерпретацией природоохранных действий как фактора риска и затрат. Политическими решениями были значительно ограничены рамки предпринимательской деятельности. Реакция предприятий на подобные изменения в системе ценностей и приоритетов была в большинстве своем пассивной. Предпринимательская коммуникативная политика выполняла защитную функцию.
Только в ходе четвертого этапа (конец 1980-х — начало 1990-х гг.) встала необходимость применения интегрированных технологий (охрана окружающей среды, интегрированная во все производственные функции), которые вначале даже не рассматривались с точки зрения задачи предотвращения возникновения вредных веществ. Охрана окружающей среды на этом этапе стала приобретать значение существенного фактора конкуренции, позволяющего с помощью активной природоохранной политики, повышающей экологическую привлекательность продукции, открывать новые сегменты рынка. Эколого-экономическое управление, используемое как инструмент превентивной предпринимательской политики, развивается постепенно как рисковый менеджмент и система рисковой коммуникации.
На пятом этапе, начавшемся в некоторых отраслях развитых стран в первой половине 1990-х гг. и продолжающемся до сих пор, понимаемые ранее экологические выгоды продукта как дополнительные выгоды стали принимать характер основного преимущества, воспринимаемого уже в качестве неофициальной нормы. Наряду с экономической и социальной ответственностью пятый этап показал широкое общественно-политическое признание экологической ответственности. Параллельно с ориентацией экологической активности на продукт широкое распространение находит ориентация на все производственные действия. Таким образом, процесс экологизации начинает охватывать не только отдельные составляющие производства, но и распространяется на предприятие в целом. Необходимость обеспечения общественного признания обусловила выдвижение экокоммуникации предприятия в качестве одной из центральных стратегических задач управления.
Пятый этап также ознаменован развитием производственных информационных систем и систем оценки. Возникают экологический учет и экоаудит, система экологических показателей способствует контролю выполнения правовых предписаний, публикуются многочисленные экологические отчеты и составляются первые экобалансы.
Шестой этап, ведущие характеристики которого еще только начинают формироваться и временные рамки которого также пока не определены, связан с неизбежными изменениями структуры потребления и потребительского поведения. Данный этап соответствует формированию кардинально новой системы ценностей предъявителей спроса на различного рода блага, что призвано в корне изменить предпринимательские цели и приоритеты.
Данная периодизация имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, в том числе для стран с переходной экономикой [1, с.88-91].
Экологическая политика предприятия устанавливается в форме генерального предписания и утверждает принципы общего эколого-экономического управления. Она оказывает влияние не только на экостратегии и программы, но и в согласовании с последними воздействует на производственную структуру и поведение сотрудников. Экологические стратегии показывают долгосрочные пути возможного улучшения экологического состояния производственных процессов и продукции, не препятствуя экономическому успеху предприятия. Для их реализации необходимы поддержка стратегического эколого-экономического учета, а также поведение сотрудников, осознающих важность экологических вопросов, в рамках подготовки персонала. Экологическая программа содержит описание конкретных экологических целей, мероприятий, сроков и ответственности. Для ее реализации также необходима поддержка посредством структуры в форме оперативного эколого-экономического учета и экологически сознательного поведения персонала, так как успех многих оперативных действий по охране природы основывается на добровольной инициативе [6, с.21-22].
Стратегический уровень служит описанию долгосрочных целей предприятия. Основной его задачей является своевременное реагирование на изменения во внешней среде предприятия и формирование стратегий, находящих свое выражение в так называемом экологическом портфеле. Экологический портфель составляется на основе сопоставления потенциальных шансов и рисков для предприятия или его отдельных мероприятий относительно снижения нагрузки на окружающую среду. Стратегический портфель недостаточен как базис экологических стратегий, так как предполагает, скорее, определение основных направлений экологической активности фирмы. Согласно швейцарскому экономисту Т. Диллику, можно различить следующие экологические стратегии: стратегии сокращения потребления ресурсов; стратегии рециклирования вплоть до цикличной замкнутости использования материалов и энергии в производственном процессе; использование экологически чистых технологий; экологически безвредную продуктовую политику; избежание, устранение и снижение загрязнения посредством развития соответствующей природоохранной техники; анализ новых возможностей удовлетворения потребностей потребителя.
Целью оперативных действий является реализация производственного потенциала посредством наиболее эффективного использования дефицитных производственных факторов [1, с.96].
Термин «стратегическое управление» начал использоваться теоретиками и практиками на рубеже 1960—1970-х гг. для того, чтобы разделить управление, осуществляемое на высшем уровне, от текущего, оперативного управления на уровне производства. Необходимость проведения такого разделения была вызвана в первую очередь изменениями условий осуществления бизнеса, быстрыми изменениями окружающей деловой среды. Основной идеей, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от oперативного, является идея необходимости переноса центра внимания руководства на окружение, для того чтобы своевременно и соответствующим образом реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.
В последние десятилетия таким вызовом стало обострение экологических проблем во всем мире, и в ответ на этот вызов предприятия стали перестраивать свою деятельность, включая менеджмент, что и привело к появлению понятия «экологическая стратегия» [10, с.98].
Экологическая стратегия - совокупность конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности и сроки их достижения, в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов [16, с.122].
Экологическая стратегия призвана связать воедино многочисленные аспекты эколого-экономического управления и представляет собой всесторонний комплексный план по достижению целей и задач предприятия в экологической сфере. Она является связующим звеном между экополитикой и оперативными экологическими программами. Экологическая стратегия зависит от большего количества факторов и связана со стратегией предприятия в целом. Таким образом, эколого-экономическое управление становится не просто составной частью концепции развития предприятия, а органически связывается с ней. Кратко стратегическую роль эколого-экономического управления можно определить так: для эффективного экологоориентированного развития эколого-экономическое управление должно быть представлено на высшем уровне управления предприятия, его функции необходимо учитывать при разработке стратегии бизнеса и оргструктуры.
Анализ роли экологической стратегии при функционировании предприятия позволяет выделить следующие принципы экологической стратегии:
- выполнение требований государства и общественности в экологической сфере, позиционирование текущего состояния по отношению к ним;
Информация о работе Разработка экологической стратегии ПРУП «БЭТЗ» Бел.ж.д