Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 20:20, курсовая работа
Последние годы XX столетия ознаменовались значительным прогрессом в области экологического менеджмента предприятий. Начиная с 1980-х гг. некоторые крупные компании стали уделять больше внимания вопросам охраны окружающей среды и использовать в тех или иных операциях новые подходы и технологии. Менеджеры по вопросам охраны окружающей среды (на тех предприятиях, где эта должность существовала) чаще всего относились к руководителям младшего звена. Это были люди с соответствующей научной подготовкой, в чьи функции входил контроль за соблюдением законодательных нормативов, выбросами в атмосферу и загрязнением воды.
Первую область он связывает с лидерством в минимизации издержек производства. Это означает, что предприятие добивается самых низких издержек производства и реализации продукции. В результате этого возможно завоевание большой доли рынка за счет более низких цен. Для реализации такой стратегии необходима хорошая организация производства и снабжения, хорошая технология и инженерно-конструкторская база, а также хорошая система распределения продукции, то есть, чтобы добиваться наименьших издержек, необходимо координировать все то, что связано с себестоимостью продукции; в данном случае не очень велика роль маркетинга. Что касается экологических аспектов, то традиционно считается, что улучшение экологических характеристик продукции и всей деятельности предприятия сопряжено с повышенными издержками. Но такой подход к затратам на охрану окружающей среды связан с тем, что до 1980-х гг. в наиболее развитых странах преобладали так называемые технологии «конца трубы», т.е. различного рода фильтры, очистные сооружения, системы, не затрагивающие основной производственный процесс, а нацеленные на удаление и ликвидацию образовавшегося загрязнения. Для минимизации издержек необходимо внедрение инновационных технологий производства, предотвращающих загрязнение окружающей среды.
Портер, говоря о взаимосвязи воздействия предприятия на окружающую среду и о конкурентоспособности, подчеркивает, что загрязнение окружающей среды является формой экономического расточительства, когда отходы производства, вредные вещества и те или иные формы энергии попадают в окружающую среду в виде загрязнения или расточительного использования ресурсов. Кроме того, в результате таких выбросов предприятия несут дополнительные издержки на устранение их последствий (например, вывоз на свалку или повторная переработка отходов производства). Эти расходы сказываются на цене продукции, ничего не добавляя к ее потребительской ценности [6, с. 33].
Неэффективность использования ресурсов на предприятии проявляется в форме неполного использования материалов и недостаточной действенности методов управления процессами, результатом которых являются потери, дефекты и необходимость хранить большие запасы материалов. Кроме того, существует много других, скрытых издержек, проявляющихся уже после продажи продукции. Например, упаковка, которую дистрибьюторам или покупателям приходится выбрасывать, также свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов и излишних издержках производства. Потребителям приходится нести дополнительные расходы, когда они пользуются изделиями, загрязняющими окружающую среду или чрезмерно потребляющими энергию. Ресурсы расходуются неэффективно и в тех случаях, когда выбрасываются продукты, содержащие материалы, пригодные для использования, и когда потребители платят — прямо или косвенно — за утилизацию продуктов.
В мерах по защите окружающей среды эти системные издержки по традиции не учитывались. Напротив, главное внимание уделялось контролю загрязнения на основе более современной идентификации, переработки и утилизации отходов или выбросов, что связано со значительными расходами. В последние годы самые передовые компании и специалисты по защите окружающей среды выдвинули концепцию предотвращения загрязнения с использованием таких подходов, как замена материалов и процессы с замкнутым циклом.
Таким образом, Портер считает, что, с точки зрения производительности ресурсов, защита окружающей среды и конкурентоспособность неразделимы.
Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции. В этом случае необходимо осуществлять высокоспециализированное производство и маркетинг для того, чтобы стать лидером в области производства своей продукции. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данный товар, даже если цена и достаточно высока. Для реализации такой стратегии необходимы высокий потенциал для проведения НИОКР, наличие хороших дизайнеров, системы обеспечения высокого качества и экологических характеристик, развитой системы маркетинга.
Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий на выбранном рыночном сегменте. В этом случае предприятие не стремится работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в продукции определенного типа. В данном случае предприятие может стремиться к снижению издержек, либо же проводить политику специализации в производстве продукта. Возможно и совмещение двух подходов. Однако совершенно обязательным для проведения такой стратегии является то, что предприятие строит свою деятельность прежде всего на анализе потребностей потребителей определенного сегмента.
Первоначальная концепция Портера была интерпретирована применительно к экологии следующим образом: среди составляющих экостратегии выделены экология, преимущества в издержках, дифференциация. Экологические стратегии призваны интегрировать экологические аспекты и аспекты стратегии сохранения конкурентоспособности. Они могут быть определены следующим образом: экостратегии служат достижению конкурентных преимуществ, необходимых для обеспечения долгосрочного функционирования фирмы, при максимально возможном снижении нагрузки на окружающую среду на всем протяжении жизненного цикла продукта [6, с. 35-36].
Интегрированный учет всех трех категорий предполагает знание соответствующих связей между ними. Разработка экостратегии предполагает наличие специфических знаний во взаимосвязях между ее составляющими элементами. Воздействие на одну из составляющих вызывает многочисленные изменения по меньшей мере в одной из двух оставшихся. Поэтому экостратегия должна развиваться в балансировании между ее элементами.
Для всех составляющих экостратегии существует правило минимального стандарта, соблюдение которого является необходимым условием дальнейшего существования фирмы. Минимальные требования конкурентной стратегии образуются из соответствующих рыночных потребностей потребителя и границ их предпочтений. Минимальные стандарты относительно уровня максимальных затрат и минимальной дифференциации образуются там, где изменения одной составляющей не могут быть возмещены без более сильного изменения других составляющих.
Таким образом, поле действия экологической стратегии лежит между границами минимальных требований для каждой из ее составляющих и максимально возможным удалением от них. Одновременное достижение максимальных значений для всех составляющих экостратегии едва ли возможно ввиду ограниченности ресурсов.
Следовательно, общий успех экостратегии зависит от того, насколько дальше удается уйти от минимальных требований, используя имеющиеся наличные ресурсы [11, c.25-26].
Для формирования конкурентной экологической стратегии нельзя опускать такую важную составляющую экостратегии, как ориентация на конкурентные запросы потребителей. Поэтому характерной чертой современной экологической стратегии становится не столько выделение экологии в отдельную составляющую, сколько экологизация всех областей выработки стратегии предприятия.
Реализация такого подхода приводит к повышению экологической активности и сознательности, деятельность предприятия обусловливает изменение внешней среды. Существуют примеры изменения законодательного регулирования государства и поведения рынка под влиянием активной деятельности предприятия в экологической сфере [13, с. 39].
При выборе стратегии компания может опираться на уже существующие стратегии.
Наиболее распространенной среди зарубежных компаний является стратегия соответствия, основанная на изменении собственного поведения (данное исследование проводилось в 1995 г.). В то же время компании, не имеющие рыночного потенциала, по определению не имеют достаточной гибкости для реализации другой, более активной стратегии, поскольку в любой экономике большая часть производства и распределения осуществляется компаниями, не имеющими существенного рыночного потенциала.
Использование соответствия государственным требованиям для изменения рыночного поведения затруднительно. В развитых странах выполнение законодательства не является ключевым фактором, это скорее является условием входа на рынок, но не его изменения. Реализация такой стратегии может дать некоторое преимущество в случае изменения нормативно-правовой базы, например при росте экологических требований к автомобилям.
Другой стратегический ориентир, как говорилось выше, основан на достижении конкурентного преимущества. Трудности могут возникнуть в связи с использованием стратегии, меняющей собственное поведение. Для этого необходимо наличие особых активов или организационных возможностей.
Для достижения конкурентного преимущества и изменения поведения рынка, во-первых, необходимо значительное положение на рынке; во-вторых, чаще всего компании, реализующие такую стратегию, представляют подразделение транснациональных корпораций; в-третьих, такие компании создают экстерналии; в-четвертых, каждая из них находится под контролем и влиянием экологических организаций. То есть в прошлом такие компании оказывали существенное экологическое воздействие, которое создавало этические, технические и финансовые трудности, и для их устранения руководство смогло найти решение, приемлемое как для окружающей среды, так и для экономики.
Третий тип стратегического ориентирования — экологически устойчивое развитие. Он представлен самой малочисленной группой предприятий. Сложно определить, в какой степени экологическое поведение может быть действительно экологически устойчивым. К этой группе относятся предприятия, использующие наиболее передовые достижения науки в решении экологических проблем, например, отказ от отбеливания хлором при производстве целлюлозы, всеобщий рециклинг, выполнение более строгих стандартов. Все компании, отнесенные к этой группе, являются серьезными представителями своей отрасли, но не обладают рыночным потенциалом, основанным на репутации, доле рынка, новых технологиях [31].
Предприятие может осуществлять одну из трех стратегий в конкретный момент. В то же время стратегия может меняться и перейти в другую группу — от стратегии соответствия к конкурентному преимуществу и устойчивости. Кроме того, требования экологического законодательства становятся более жесткими, и стратегия конкурентного преимущества может превратиться в стратегию соответствия, а преимущество в технологии может изменить возможность влияния на рынок через собственное поведение.
Такой подход к оценке экологической стратегии не является универсальным. Отсутствуют четкие критерии, на основании которых стратегию предприятия относят к тому или иному типу, оценка во многом зависит от субъективного мнения экспертов, при оценке не используются экономические характеристики деятельности предприятия в сфере природопользования и охраны окружающей среды [1 с.107].
Способы реализации экологической стратегии предприятия классифицируются следующим образом:
— стратегия «конца трубы» — обезвреживание загрязняющих веществ происходит в конце технологического процесса с использованием различных установок;
— стратегия «более чистого производства», включающая стратегии минимизации отходов и рециклинг: уменьшение образования загрязняющих веществ; оценку жизненного цикла при разработке «зеленой» продукции [13, с.42].
В практике оценки экологической стратегии используют два измерения:
- направление воздействия: экологическая программа основана на изменениях внутри предприятия или на изменении через собственное производство;
- цель предприятия, которая может заключаться только в выполнении требований государства, достижении конкурентного преимущества или в достижении экологически устойчивого развития.
Стратегии большинства предприятий ориентированы на изменение собственного поведения, поскольку это тот фактор, который аппарат управления может контролировать. Примером может служить стратегия, направленная на управление снижением опасных отходов.
Использование рыночного потенциала для изменения поведения рынка нацелено на изменение поведения потребителей или поставщиков, которое в большинстве случаев осуществляется через изменение собственного поведения, но в отличие от стратегии, описанной выше, через это изменение происходит воздействие на других участников рынка. Стратегия, нацеленная на изменение рынка, может реализоваться следующим образом: через конкуренцию, т.е. изменение поведения рынка напрямую через государственное регулирование (рыночное поведение меняется в результате изменения регулирования, которое инициировано передовыми предприятиями) [3, с.169].
Для оценки и контроля реализации экологической стратегии на предприятии на всех уровнях управления необходим инструментарий руководства, включающий в себя нормативные, стратегические и оперативные элементы, т.е. требующиеся экономические системы руководства в форме информационных систем, систем принятия решений и систем контроллинга.
На нормативном уровне основную роль играют правила экологического поведения, определяющие обязанности предприятий по выполнению экологических требований.
На стратегическом уровне можно использовать различные системы. Однако следует стремиться к тому, чтобы новые экологические цели были интегрированы в уже применяемые системы планирования, руководства и контроля. Предметом дискуссий в последнее время стали (наряду с анализом продуктовых линий и проверкой на безвредность для окружающей среды) используемые в рамках стратегического управления системы экоанализа и экобаланса.
Основной целью системы экоанализа являются создание и внедрение на предприятии инструментария, позволяющего системно, объективно и регулярно оценивать его природоохранную деятельность в конкретном регионе.
Информация о работе Разработка экологической стратегии ПРУП «БЭТЗ» Бел.ж.д