Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 20:20, курсовая работа
Последние годы XX столетия ознаменовались значительным прогрессом в области экологического менеджмента предприятий. Начиная с 1980-х гг. некоторые крупные компании стали уделять больше внимания вопросам охраны окружающей среды и использовать в тех или иных операциях новые подходы и технологии. Менеджеры по вопросам охраны окружающей среды (на тех предприятиях, где эта должность существовала) чаще всего относились к руководителям младшего звена. Это были люди с соответствующей научной подготовкой, в чьи функции входил контроль за соблюдением законодательных нормативов, выбросами в атмосферу и загрязнением воды.
- предупреждение экологических ситуаций, которые могут повлечь финансовые потери в виде штрафов, компенсационных выплат, затрат на ликвидацию последствий, учет экологических рисков;
- исследование рынка на предмет определения перспективности выпуска экологически чистой продукции, замены технологий и выбор альтернативы, обеспечивающей гибкость предприятия, т.е. возможность переориентации в случае изменения внешних условий;
- использование достижений научно-исследовательских работ для обеспечения экологичности продукции и процессов на всех этапах жизненного цикла;
- формирование маркетинговой политики с учетом экологических характеристик продукции, преимуществ экологической маркировки, обеспечивающей в долгосрочной перспективе устойчивое положение на рынке.
Экологическую стратегию необходимо рассматривать как динамическую совокупность пяти таких взаимосвязанных управленческих процессов, как анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения. Эти процессы логически вытекают один из другого, также существуют устойчивая обратная связь и обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это важная особенность системы стратегического менеджмента [1, с 98-99].
Компании обращаются к решению экологических вопросов в своей коммерческой деятельности по трем основным причинам:
- осознание ответственности;
- осознание преимуществ, заключающихся в подобной позиции;
- снижение или избежание риска [9, с.57].
Выработка стратегии предприятия тесно связана с понятием цели (целей), к которой должно стремиться предприятие. Знакомство с научной литературой ясно показывает, что одним из основных структурных элементов каждого предприятия является категория цели. Цели придается столь большое значение, что в зависимость от нее ставится успех всего предприятия.
Предприятие существует не только в экономическом пространстве, но и тесно связано с экологической и социальной средой, даже если экологические и общественные условия только косвенно (через рынки сбыта и снабжения) воздействуют на экономические условия предприятия. Предприятие не может разрабатывать стратегические цели, не будучи уверенным в будущем и не формируя его с глобальной точки зрения. Концепция устойчивого развития, принятая мировым сообществом, выдвигает в качестве приоритетных цели сохранения окружающей среды. Поэтому Хартия Международной торговой палаты о предпринимательских принципах устойчивого развития определяет управление окружающей средой в качестве одного из наивысших приоритетов предприятия и решающего фактора устойчивого развития [27].
Следовательно, при формулировании целей предприятия менеджеры должны руководствоваться принципом ответственного поведения.
Ответственное поведение – это такое поведение, которое вытекает не из собственных интересов, а из понимания определенных общественных потребностей.
Наибольшую и непосредственную ответственность за загрязнение окружающей среды несут предприятия, производящие такие товары или использующие такие методы производства, которые загрязняют окружающую среду. Предприятия часто руководствуются принципом максимизации прибыли, а не рационального удовлетворения потребностей потребителей. Цели в области окружающей среды охватывают следующие проблемы:
- замену вредных для среды продуктов и процессов продуктами и процессами, не загрязняющими среду;
- использование всех возможных средств защиты окружающей среды и внедрение замкнутых циклов производства;
- концентрацию инновационной и инвестиционной политики в сфере ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий [28, с.78].
Таким образом, при определении целей предприятия необходимо совмещение экономических и эколого-социальных проблем. При формулировании стратегических целей конкретного предприятия следует определить количественную взаимозависимость экономических целей со всеми остальными.
Экологическая стратегия не может быть обобщенной стратегией, так как она не имеет исключительного права на решение вопроса о размещении ресурсов. Но она может иметь существенное влияние на формулирование стратегических целей, быть главной чертой.
Экологическая стратегия не является обобщающей, глобальной стратегией предприятия, а может быть только частичной стратегией, имеющей особое значение с точки зрения устойчивого развития предприятия. Глобальная стратегия предприятия должна указывать стратегию, прежде всего, в отношении продукта, цены, продвижения на рынок, распределения и коммуникаций. Примерные частичные стратегии, реализуемые в отдельных стратегических областях предприятия, могут охватывать следующие элементы охраны окружающей среды:
- стратегию активизации производства, например, агрессивную ценовую политику с участием экологического качества изделий;
- финансовую стратегию, например учет финансовых намерений в области охраны природы;
- инновационную стратегию, например, модернизацию изделий и процессов с учетом экологических последствий;
- стратегию качества изделий – учет их экологических качеств;
- маркетинговую стратегию, например опору на экологический имидж фирмы;
- перспективную стратегию, например внедрение прототипных технологий с учетом их экологичности;
- стратегию управления окружением, например, доминирующую позицию в отрасли на базе экологически чистых изделий [26, с. 106].
В рамках стратегий, связанных с экологичностью продукта, можно выделить три субстратегии: инновации продукта, модификации продукта и элиминации (уничтожения) продукта. Инновации продукта должны учитывать рекомендации экостандартов и экознаков, кроме того, была бы желательной более высокая доля впервые применяемых материалов. Модификации продуктов могут быть, например, следствием применения правовых норм из области охраны окружающей среды. Стратегии инноваций и модификаций продукта могут быть связаны с внедрением новых природосберегающих технологий. Модификация продукта – это также его экологическая упаковка. Необходимость элиминации изделий, которые, например, не соответствуют экологическим требованиям, дает шанс соответствующим этим требованиям или субституционным изделиям. По нашему мнению, это означает, что экологический фактор имеет ярко выраженное влияние на субституционность изделий и другие факторы из числа пяти конкурентных сил по Портеру.
Экологическая стратегия связывает отдельные элементы частичных стратегий в области экологических проблем с элементами качества структур управления, производственных процессов и организационной структуры фирмы. В этом смысле она связывает отдельные области деятельности предприятия в самостоятельную, подлежащую дефиниции, ключевую компетенцию предприятия.
При соединении частичных стратегий в общую экологическую стратегию фирмы необходимо помнить, что:
- без экологических элементов в стратегии тотального качества невозможно создать интегрированную систему;
- элементы экологии рассматриваются во всех фазах выработки стратегии и охватывают как продукты, так и производственные технологии во всех фазах жизненного цикла изделий;
- инструментами управления окружающей средой являются экологические затраты [24, 356 с.].
В литературе описывается ряд стратегий, которые должны служить учету экологических факторов, например, сокращения ресурсопотребления, вторичного оборота, внедрения безопасных технологий, безопасной для окружающей среды производственной политики, устранения нанесенного окружающей среде ущерба. Пассивная охрана окружающей среды с помощью природосберегающей производственной политики связана с инновациями, модификациями или снятием продуктов с производства [28 ,с.81].
Таким образом, реализация принципов устойчивого развития требует внедрения экологических приоритетов в процессе создания рыночных стратегий предприятия. Новая философия рыночного успеха эволюционирует в современных условиях в сторону разработки, производства и сбыта экологически ориентированной продукции. Это предполагает интеграцию экологических требований во всех фазах жизненного цикла продуктов и технологий.
1.2 Этапы и методы формирования экологической стратегии
Экологическую стратегию необходимо рассматривать как динамическую совокупность пяти таких взаимосвязанных управленческих процессов, как:
1) анализ среды
2) определение миссии и целей
3) выбор стратегии
4) выполнение стратегии
5) оценка и контроль выполнения.
Эти процессы логически вытекают один из другого, также существуют устойчивая обратная связь и обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это важная особенность системы стратегического менеджмента.
Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить собственные цели. Внутреннюю среду принято анализировать по следующим направлениям:
- кадры, их потенциал;
- производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;
- финансы;
- маркетинг;
- организационная культура.
В системе экологического стратегического управления все эти элементы рассматривают с точки зрения экологических характеристик. В процессе анализа необходимо обратить внимание на то, что вопросы экологии имеют отношение ко всем сферам деятельности фирмы. В сфере продукта они являются элементом его качества, в сфере производства касаются экологического качества используемых технологий. Проблемы экологии прямо связаны с областью научных исследований и проектирования. В финансовой сфере они связаны с финансированием экологической деятельности предприятия, прибылью и ценами, в сфере снабжения требуют от соответствующих служб обеспечения сырьем и полуфабрикатами необходимого экологического качества, производимыми на базе природосберегающих технологий.
Постоянно совершенствуемые экологические знания и сознательная экологическая деятельность в области качества изделий и технологий являются важными составными элементами кадровой сферы предприятия. Сфера организации и планирования должна учитывать современные структуры управления, сориентированные на реализацию системных действий в области экологичности продуктов, а также тенденций в области охраны окружающей среды. В пределах сферы распределения следует принимать во внимание, в частности, использование экологии в маркетинге изделий. В структуре потенциала предприятия важно, чтобы экологическими знаниями владели все его работники, производственная деятельность осуществлялась с учетом фактора охраны окружающей среды [2, 56].
Экологический анализ потенциала фирмы можно связать с ресурсным подходом. В ресурсной концепции, касающейся ключевых компетенций, исходят из того, что основой успеха фирмы является умение консолидации имеющихся технологий и производственных способностей в компетенции, которые позволяют предприятию быстро приспосабливаться к возможностям, появляющимся в окружении. Отличительными чертами ключевых компетенций являются: обеспечение потенциального доступа на многие рынки, существенный вклад в отмечаемые потребителем выгоды, получаемые от обладания продуктом данной фирмы, трудности с имитацией ключевых компетенций у конкурентов. Экологические черты изделий могут входить в состав ключевых компетенций фирмы. Маркетинговым выражением этой компетенции может быть специальный экологический знак на изделии.
Миссия организации - это ее общая цель, четко выраженная причина (философия и смысл) ее существования. Миссия детализирует статус фирмы и устанавливает направление и ориентиры для определения целей и стратегий различных структурных подразделений. С разработки миссии начинается процесс стратегического управления.
В условиях жесткого централизованного управления предприятия не определяли свою миссию – цели и задачи каждого субъекта хозяйствования жестко диктовались сверху. Рыночная экономика требует определенных правил поведения от хозяйствующих субъектов, среди которых – обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для общества [3, c.99].
В процессе определения целей предприятия необходимо разрешить конфликт интересов экономики и экологии. Принято выделять два основных направления: либо доминирование экономических целей, либо преобладание целей экологических. К этим двум направлениям необходимо добавить еще одно: тесную взаимосвязь экологии и экономики, когда принятие экономических решений опирается на принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды [3, с.72].
В случае преобладания экономических целей экологические требования принимаются во внимание только в той степени, в какой этого требуют государственные законы и запреты. Преобладание экологических целей означает осознанное ограничение экономических интересов, включая доходность, конкурентоспособность и т.д.
Эколого-экономическое управление состоит в сглаживании противоречий между экономикой и экологией, в совмещении природоохранных мероприятий с изменениями выпускаемой проекции, процессов производства и управления.
При разработке эффективной стратегии необходимо учитывать основные области выработки стратегии, обозначенные одним из ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического управления, М. Портером [8, с.32].
Информация о работе Разработка экологической стратегии ПРУП «БЭТЗ» Бел.ж.д