Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 19:44, курсовая работа
Актуальность затрагиваемой проблемы позволяет определить цель исследования: изучить оптимальные пути формирования представлений о растениях уголка природы и навыков по уходу за ними у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Объект исследования: педагогический процесс формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
1.2. История развития проблемы в литературе
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.
Остановимся на идее приобщения человека к природе, к её познанию, а так же роли природы в развитии личности у классиков педагогики Жан-Жака Руссо(1762г.), И. Г. Песталоции (1781 – 1787гг.), Я. А. Каменского (1592 – 1670гг.) надо подчеркнуть, что в природе они видели могучий источник знаний, средств для развития ума, чувств, воли.
Ещё в XVII веке Я.А.Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, то есть на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своём труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз «Пусть течёт всё свободно, без применения насилия». Каменский утверждал, что природа развивается по определённым законам, а человек – это часть природы, следовательно, в своём развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Я.А.Коменский говори о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как «природе не делает скачков, а идёт вперёд постепенно». В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как «всякое формирование природы начинается с самого общего и кончается наиболее особенным». То есть Каменский вывел дидактические принципы, обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновываются принципы постепенности и обучение от общего к частному. [5; с.56]
Как видим, Я.А.Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга.
Г.Песталоции в работе «Линград и Гертруда» - считал главной целью воспитания – развивать природные силы ребёнка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания – согласие человека с природой. Песталоции не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.[5; с.64]
Так же идеи об огромном воспитательном значении природы в трудовом, эстетическом и умственном развитии человека, в выработке нравственного поведения выступали русские просветители, такие как В.Г.Белинский (1842г.), Н.Г.Чернышевский (1863г.), Н.А.Добролюбов (1858г.), А.И.Герцен (1844г.), К.Д.Ушинский(1861г. и 1864г.).
Об использовании природы в первоначальном воспитании и обучении детей писал в своих трудах К. Д. Ушинский. Он впервые разработал требования к отбору содержания знаний о природе, разработал его и заложил в основу произведений «Детского мира» и «Родного слова». В работе «Воспоминания о Новгороде – Сиверской гимназии» он рассматривает природу как средство формирования знания о природе, развития наблюдательности и любознательности, умственных сил и способностей ребёнка, нравственных и эстетических чувств и отношений. Он подчёркивает, что «логика природы самая доступная логика для ребёнка», то есть природа – источник развития познавательного интереса, природа – универсальный объект обучения. В своих учебных книгах «Родное слово» и «Детский мир» он предлагает систему доступных и интересных знаний о природе для детей дошкольного возраста. Он рекомендует расширять познание природы ребёнком и общение с нею. Именно он впервые психологически обосновал необходимость воспитания любви к природе с детства. Он подчеркивал, что детские ощущения самые острые и самые сильные, дети эмоциональны, а эмоциональная среда для них это наиболее сильный воспитатель, чем воздействие на создание факторами, не вызывающими чувства. В то же время К.Д.Ушинский в своих трудах требовал «живого приобщения к природе, живого общения, воздействия на все органы чувств». [4; с.18]
На воспитательную роль в природе в развитии личности ребёнка дошкольника указывали ещё труды Е.Н.Водовозовой «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста», Е.И.Тихеевой «Детский сад по методу Е.И.Тихеевой», Э.И.Залкинд, С.А.Веретенниковой и др. Ими природа рассматривалась как средство формирования у детей дошкольного возраста мышления, познания законов природы, взаимосвязей в ней, единство природного равновесия, научно- обоснованного взгляда на природу. Они считали, что усвоение знаний о законах природы дает основание в развитии бережного отношения к природе, любви к ней. Это является показателем нравственного развития дошкольника средствами природы. Е.Н.Водовозова впервой предложила в детский сад иметь «живой уголок» природы. Идею обосновала на основе особенностей российского региона. Она рекомендовала иметь в уголке природы растения и животных, за которыми дети могут наблюдать в течение года. Е.И.Тихеева в 20 – 30 годы подхватила эти идеи и разработала программу ознакомление растениями и животными уголка природы, а так же методику проведения наблюдений и трудовых действий по уходу за растениями и животными. В 50 – 60 годах П.Г.Саморукова разработала содержание уголка природы и методику проведения разных видов деятельности в уголке природы. Их идеи стали актуальными в последующих исследованиях по экологическому воспитанию в 80 – 90-х годах. Они легли в основу поиска правильных, наиболее эффективных путей формирования экологического мировоззрения, научно-обоснованного взгляда на природу для становления развития нравственных качеств личности, и формирования гуманных чувств т отношений к природе как к ценности у таких педагогов, как Н.Ф.Виноградова, Н.А.Рыжова, Н.Н.Вересов, Т.А.Маркова и другие. М.М.Марковская 70-80 годы разработала содержание и методику ознакомление детей с растениями в уголке природы.
1990 – 2000 г. проводятся исследования о новом, современном содержании уголков природы. С.Н.Николаева разрабатывает инновационные подходы к содержанию современного уголка природы в программе «Юный эколог». Н.А.Рыжова к программе «Наш – дом природа» разрабатывает содержание уголок природы, экологическую развивающую среду, где большое значение уделяет естественным лабораториям, где дети могут самостоятельно, в роли исследователя познавать законы природы. Рекомендует широко вводить исследовательские и трудовые процессы с растениями.
В современных условиях практики ДОУ организуются лаборатории и общие уголки природы, компонент эколого – развивающей среды. Именно здесь детей приобщают к ознакомлению экологической культурой.
Ещё в 20-е годы Е.И.Тихеева создает новую программу обучение детей по разделу «Ознакомление с окружающей жизнью, предметами и природой». Идеи Е.И.Тихеевой в 30 – 40-е годы были использованы А.П.Усовой в разработке содержания обучения и воспитания средствами природы. В 60 – 70 годы проводятся новые исследования по природоведению, где большая роль отводится формированию системы знаний о природе, воспитанию бережного и заботливого отношения – это исследование на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена. Исследования 60 – 70-х годов в области природоведения и основ формирования у дошкольников представлений о животном и растительном мире, воспитании бережного и заботливого отношения живому. В начале теоретических основ проблема природоведения следует учесть период интенсивного поиска принципов построения системы знаний о различных областях действительности, в том числе знаний о природе – исследования П.Г.Саморуковой, В.И.Логиновой, А. К.Матвеевой. Этот период разработки отбора содержания знаний о неживой и живой природе и возможности его усвоения в дошкольном возрасте.
Таким образом, уголок природы – это эколого-развивающая среда, где дети видят и учатся создавать условия для жизни и растений и животных.
1.3. Содержание ознакомления детей с растениями уголка природы, требования к ним
Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрения. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой личностно – ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развития интеллектуальных и художественных способностей ребенка.[20; с.79]
В Республики Коми создана и апробированная программа "Парма" по ознакомлению с растительным миром. В программе имеется, методические рекомендации разработаны с учетом местных природных и культурных условий. Программа "Парма" под редакцией С.Белых, утверждена Министерством образования и высшей школы Республики Коми. Раздел "Ознакомление с природой" подготовлен В.Н.Карпушовой. Особый акцент сделан автором на приобщение детей к миру северной природы, на воспитание бережного отношения к природным объектам, на расширение и углубление знаний о растениях, внешнем строении их, зависящем от среды обитания. В данной программе В. Н. Карпушова предусматривает постепенное обогащение представлений детей о сообществе растений и животных, их взаимозависимости.[10; с.137]
Отметим, что для развития и обучения детей раннего возраста программой предусмотрен раздел "Ознакомление с окружающим миром", где предлагается дать представление о комнатных растениях, вычленять части (стебель, листья, цветы) и называть 4-5 растения, а так же формировать добрые чувства к растениям, как живым организмам: не рвать без нужды, не мять, уважать их право на жизнь.
Для детей средней группы в этом же разделе «Ознакомление с окружающим миром» в программе Карпушова В.Н. предлагает так же дать представление о разнообразии растительного мира природы, проявлении жизни конкретных растений (питание, дыхание, рост), кроме того знакомить с новыми комнатными растениями, способами ворсистыми листьями поливать осторожно, не капать на них, чтобы не было ожогов; растения с мелкими гладкими листьями нужно протирать, опрыскивать, затем ещё добиваться осознания важности правильного ухода за растениями уголка природы. В старшем возрасте автором даётся усложнение содержания знаний о растительном мире, а именно продолжать закреплять представления о характерных признаках растений, особенностях их жизни, роста и развития, о том, что для растения нужны условия: среда обитания, свет, тепло, влага, воздух. Подвести детей к понятиям о том, что человек должен помогать растениям в создании благоприятных условий для жизни, заботиться о них, так же предлагается формировать представления о новых видах растений в уголке природы (вьющиеся и стелющиеся; растения, размножающиеся черенками, кустами, усиками, листом, луковицами), о родине некоторых из них, об условиях жизни. Формировать знания о светолюбивых и теневыносливых комнатных растениях.[19; с.164]
И детям подготовительной группы в разделе «Ознакомление с окружающим миром» автором дается: продолжать знакомить с комнатными растениями, требующими длительного покоя (амариллис, глоксиния, колокольчик), размножающими побегами (герань, фуксия, бегония), черенками(фиалка, сансевьера), стеблями(алое, монстера), кустами (хлорофитум), усами (камнеломка). Совершенствовать знания о разных формах ухода за ними.
В программе «Детство», созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел, «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);механизмы приспособительной взаимосвязи жизни организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса»;знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью).
На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных системах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.).
В методических пособиях к программе «Юный эколог» С.Н.Николаева считает, что главная особенность уголка природы – это непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это прежде всего длительные наблюдения за растениями и животными, общение с ними, уход и выращивание. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения. С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать (хорошо расти, хорошо выглядеть, цвести и т. д.). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые существа, что является результатом полного соответствия их потребностей и условий обитания. В педагогическом отношении это имеет наибольшее значение. В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, овса, рассады), так как работа с календарем, уходом за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками – это все компоненты методики экологического воспитания. Особо следует отметить значение места для труда. Как правило, оно отсутствует, и дети выполняют трудовые операции, где попало и как попало. Расположить уголок природы можно по разному: в помещении группы, если найдется действительно спокойный уголок – не на проходе с зоной подвижных и ролевых игр; в раздевальной или туалетной комнатах, если позволяет пространство. При выборе места для уголка природы воспитатель должен учитывать, какие виды деятельности он в нем организует.[22; с.274]
Общение с природой, как пишет С.Н.Николаева – это новый вид деятельности в детском саду. Именно общение с природой позволяет развить у детей положительно – эмоциональное отношение к растениям и животным, развивать нравственные и эстетические чувства. Уголок природы может сыграть в этом важную роль, так как его обитатели постоянно находятся рядом с детьми. Детей надо научить общаться с ними: по чаще подходить и смотреть на них. Во всех возрастных группах воспитатель, прежде всего, сам демонстрирует правильное общение с обитателями уголка природы, хвалит ребят, у которых это получается. Время от времени уточняет: растения и животные – не люди, разговаривать и отвечать словами не могут, но им хорошо, когда на них смотрят и ласково с ними разговаривают. Она выдвигает следующие требования:
Таким образом, современные программы предусматривают разнообразное содержание ознакомления дошкольников с растениями уголка природы. Уголок природы рассматривается как компонент эколого-развивающей среды, так как здесь дети знакомятся с законами природы, с взаимодействиями среды обитания с комнатными растениями. Дети учатся создавать условия для жизни комнатных растений, ухаживать за ними, что формирует у них заботливое и бережное отношение к комнатным растениям.
1.4. Наблюдение как средство ознакомления дошкольников с миром растений
Наблюдение – это специально организованная воспитателем, целенаправленное более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
В исследованиях, выполненных а ЛГПИ им. А. И. Герцона, утверждается, что наблюдение – это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающий на эмоционально – волевые стороны личности ребёнка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях.
С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. «Мышление … зарождается и развивается сперва в процессе наблюдения, которое является не чем иным, как более или менее целенаправленным мыслящим восприятием »[12; с.158]. Пусть становления наблюдения автор определяет следующим образом: «Развитие высших форм восприятия приводит у его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию; по мере того как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в наблюдение.»[12; с.158]