Теоретические основы формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность затрагиваемой проблемы позволяет определить цель исследования: изучить оптимальные пути формирования представлений о растениях уголка природы и навыков по уходу за ними у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Объект исследования: педагогический процесс формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом(исправл).docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

Проведя констатирующий эксперимент и проанализировав данные, мы составили общую таблицу, где можно увидеть общий уровень имеющихся представлений о растениях и умений ухода за комнатными растениями.

Результаты вычислений записывались в таблице 5 (приложение 14).

А сейчас, мы можем построить диаграмму по результатам констатирующего эксперимента, в которой будет отображен общий уровень имеющихся представлений о растениях уголка природы и умений ухода за ними у детей старшего дошкольного возраста, мы можем изобразить графическим способом (приложение 14).

Как видно из таблицы и из диаграммы, в основном преобладает низкий уровень развития, можно предложить, что педагог проводит определенную работу по ознакомлению с растениями уголка природы и по формированию умений ухода за растениями, но она проводится не систематически, так как нет определенной структуры.

Таким образом, при проведении констатирующего эксперимента, мы изучили одну из задач гипотезы, а именно мы выявили исходный уровень особенностей формирования  представлений экологического характера о растениях уголка природы. Теперь мы может приступить к изучению третьей задачи гипотезы, а именно сформированности представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение и трудовые действия по уходу за ними и изучить педагогические условия решения данной проблемы.

К исследованию и изучению этой задачи посвящена 3 главе опытно–экспериментальной работы. 
Глава 3. Педагогические условия формирования представлений о растениях уголка природы по средствам наблюдений и труда

 

3.1. Цель, задачи, содержание  и методика формирующего эксперимента

 

Формирующий эксперимент опытно – экспериментальной работы проводилась в МАДОУ «Детский сад № 107», в экспериментальной старшей группе.

Период проведения формирующего эксперимента с 21 января по 15 февраля 2013года.

Цель формирующего эксперимента: сформировать представления о комнатных растениях у детей старшего дошкольного возраста через наблюдения и трудовые действия по ухода за ними и изучить педагогические условия решения данной проблемы.

Исходя из цели эксперимента, мы определили следующие задачи:

  1. Подобрать яркое доступное для детей старшего дошкольного возраста содержание наблюдений за комнатными растениями уголка природы и ухода за ними
  2. Разработать и внедрить поэтапную методику ознакомления с комнатными растениями детей старшего дошкольного возраста через наблюдение и трудовые действия по уходу за ними.
  3. Создать условия для активной деятельности детей в процессе наблюдения и ухода за растениями в целях формирования представлений о них.

Для реализации цели и задач формирующего эксперимента мы разработали перспективный план предстоящей работы (приложение 1), где включили интересную и доступную по содержанию систему наблюдений и составили аналогичную к ней технологию ознакомления с комнатными растениями. Работа проводилась в три этапа:

Первый этап (подготовительный) был направлен на создание интереса к комнатным растениям. На этом этапе необходимо было формировать представления детей старшего дошкольного возраста о комнатных растениях.

Второй этап (основой) работы направлен на закрепление системы знаний о комнатных растениях и формирование знаний по уходу за комнатными растениями. На этом этапе умения детей старшего дошкольного возраста проявлялись в самостоятельной деятельности.

Третий этап (заключительный) направлен на самостоятельный процесс наблюдений, где дети старшего дошкольного возраста более самостоятельно действуют и занимают активную позицию в наблюдении.

Таким образом, педагогическим условиям формирования представлений о растениях уголка природы по средствам наблюдений и труда у детей старшего дошкольного возраста, посвящен параграф 3.2.

 

    1. Педагогические условия формирования представлений о растениях уголка природы по средствам наблюдения

 

На первом этапе работы мы формировали у детей старшего дошкольного возраста представления о растительном мире, создавая интерес через наблюдения. Для решения этой мы провели ряд наблюдений за комнатными растениями.

Первое наблюдение мы провели за комнатными растением –абутилоном ( приложение 15).

Цель наблюдения: познакомить детей с комнатными растениями – абутилоном, дать ему народное название «комнатный клен». Повысить интерес детей к комнатным растениям.

Чтобы заинтересовать детей к наблюдениям, мы ввели сказочного героя Незнайку. Незнайка пришёл к детям, чтобы узнать о состоянии растений в этой группе.

Вносит в группу абутилон и представляет его как нового жителя уголка природы. Говорит, что абутилон можно назвать просто «комнатный клен».

Затем просит детей описать абутилон: какие ветки, листья. Ответы детей были разными. Незнайка добавляет, что листья тёмно-зелённого цвета пальчато-лопастной формы и покрыты мягким пушком. Далее рассказывает про то, почему так назвали абутилон. После чего предлагает игру. Игра: «Найди абутилон».

Цель игры: учить находить заданный предмет по картинке, сравнивать его с натурой.

Незнайка просит посмотреть, что он принес. Дети сразу отвечают, что Незнайка принёс им картинки. Предлагает посмотреть на картинку. Затем показывает на абутилон и просит найти его на картинке. А в конце игры подводят итоги.

Второе наблюдение мы провели за фикусом (приложение 16).

Цель наблюдения: закрепить знания детей о растении: его названии, внешнем виде. Упражнять детей описывать растение.

В группу входит Незнайка и здоровается с детьми. Далее просит детей показать фикус, ссылаясь на то, что он не знает, как выглядит фикус. Далее идут вопросы о строении фикуса. Так же просит кого ни будь описать это растение. После чего благодарит за внимание детей и предлагает поиграть в игру «Найди игрушку».

Цель игры: закрепить название растений.

Незнайка прячет игрушку за фикус, пока дети сидят с закрытыми глазами. После чего просит детей открыть глаза и называет признаки того места, где спрятано растение. Например: «Рядом с этим местом растет «дружная семейка», это растение, за которым спрятана игрушка, стоит рядом со столом воспитателя и т.д.». Дети плохо ориентируются в пространстве, долго ищут названый признак. После всех подсказок Настя находит спрятанную игрушку. Незнайка спрашивает, где она нашла игрушку. Подводят результаты и герой прощается с детьми.

Следующее наблюдение мы провели за геранью (приложение 17).

Цель наблюдения: дать детям представление о такой части растения, как цветок (бутон).

Незнайка входит в группу и здоровается с детьми и растениями. Замечает, что в группе чего – то не хватает, дети с удивлением смотрят по сторонам. Доктор говорит, что растения заскучали, им не хватает красоты в группе, так как они сами пока не цветут. А им так хочется цвести, радовать глаза окружающим. Незнайка спрашивает, как быть. Дети в ответ молчат. Вдруг герой приносит в группу цветущую герань, дети сразу улыбались, им понравилась. Незнайка просит описать растение и задает вопросы: «Где расположен цветок у герани? Какого он цвета? На что похож цветок герани?» ответы детей были разными. Далее он оставляет герань в группе и предлагает поиграть в игру «Раздели на пары».

Четвертое наблюдение называлось «Сравни два растения» (приложение 18).

Цель наблюдения: учить детей сравнивать растения по внешнему виду.

Приходит так же Незнайка. Здоровается с детьми и говорит, что пришел проведать всех, но особенно аспидистру и фикус. Спрашивает, где они. Ира показывает, в след за ней идет Кирилл и показывает аспидистру. За ранее приготовленный стол, Незнайка ставит эти два растения рядом и начинает задавать вопросы. «Какое из этих растений выше?» Настя поднимает руку и отвечает что «Фикус». «Какие листья у фикуса?» Данил: «Гладкие, толстые». А у аспидистры? Катя: «Длинные, зелёные и большие» «А что ещё отличает эти два растения?» дети молчат. Незнайка говорит, что у аспидистры много веточек, у фикуса один стебель. Далее проводится игра «Найди пару», но уже с усложнением.

Следующее наблюдение проходило за бальзамином (приложение 19).

Цель наблюдения: дать детям народное название растения, упражнять в описании растений.

Приходит Незнайка и читает стихотворение:

Хрустит за окошком морозный денёк,

Стоит на окошке цветок – огонёк!

Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду горят огоньки.

Его поливаю, его берегу.

Его подарить никому не могу!

Уж очень он ярок, уж очень хорош,

Уж очень на мамину сказку похож!

С этими словами он подходит к бальзамину, спрашивает, кто знает название этого растения. Дети молчат, несколько детей пытаются ответить, но их ответы не верны. Тогда Айболит говорит, что это растение называется бальзамином или как его называют в народе «Ванька мокрый», «Огонек». Далее дети описывают растение. Ответы на вопросы были такими: «Растение маленькое, листочки маленькие, цветы бывают розовенькие или белыми». Незнайка хвалит детей за правильные ответы, рассказывал почему так называют бальзамин, дети с большим интересом слушали. После наблюдения Незнайка  предлагает детям нарисовать цветы бальзамина и говорит: «Зажгите на своих рисунках свои огоньки». Дети с увлечением рисуют.

Последнее наблюдение на этом этапе проходило также в форме сравнения двух растений: сансевьера и бальзамин (приложение 20).

Цель наблюдения: формировать у детей экологические представления о комнатных растениях, упражнять детей в сравнении растений.

На наблюдении Незнайка приходит не один, а вместе с куклой Катей. Катя начинает говорить, что ей недавно пришло письмо, в котором написано два стихотворения. Ей надо догадаться о каких растениях идет речь, и написать ответ. Незнайка просит детей помочь кукле Кате и вспомнить, о каких растениях идёт речь. Ответы детей были точными, они сразу сказали, что это «щучий хвост» и « Ванька мокрый». «Щучий хвост» им давно известен, так как воспитатели группы не однократно обращали внимание детей на это растение. Далее дети сравнивают растение с помощью Незнайки и куклы Кати: «Какое растение выше?» ответ Таси: «Щучий хвост». «Какое растение имеет и стебли, и веточки, а какое нет?». На этот вопрос дети не смогли ответить. Тогда Незнайка им помогает, говорит, что у «Щучьего хвоста» сразу листья идут, а у «Ваньки мокрого» и стебли есть, они тоненькие и светлые. «А какие листья у этих растений?» Настя показывает на бальзамин и говорит: «Длинные и большие». Потом предлагается игра «Раздели на группу».

Цель игры: учить детей классифицировать растения на комнатные и растения цветника.

Айболит для начала спрашивает, в чем растут комнатные растения. Дети говорят, что в горшках. Незнайка спрашивает, где растут уличные растения. Дети отвечают, что на улице, на земле, в клумбах. Незнайка просит детей разделить картинки на две группы: с комнатными растениями и с растениями цветника. Делает подсказку. Незнайка благодарит детей за правильные ответы и уходит вместе с куклой Катей.

Таким образом, первая серия эксперимента создала интерес к наблюдениям за комнатными растениями и сформировала первичные представления о них.

На втором этапе работы мы закрепили у детей старшего дошкольного возраста представления о комнатных растениях, и сформировали умения ухаживать за растениями, создавать условия для их жизнедеятельности. На этом этапе мы проводили ряд наблюдений, с помощью которых мы и формировали умения детей. Проводилось семь наблюдений.

Первое наблюдение на этом этапе называлось «Учимся поливать растение » (приложение 21).

Цель наблюдения: формировать умения детей правильно держать лейку и поливать растение.

Незнайка входит в группу с коробочкой в руках. Дети с удивлением смотрят на коробочку. Она красивая и яркая. Незнайка спрашивает у детей, что там может быть. Ответы детей были разными: называли все от сладкого до игрушек, книжек. Незнайка делает подсказку и дети только тогда смогли ответить: «Там лейка». Незнайка спрашивает, зачем нужна лейка. Ответы: «Чтобы поливать растение».

Далее Незнайка берет лейку и показывает, как следует поливать растение. Все это он делает очень аккуратно и проговаривает словами. Далее он дает лейку Маше и предлагает полить уже другое растение. Маша и большинство детей правильно держат лейку, но поливают не аккуратно, проливают воду в сторону. Незнайка их поправляет. Затем следует игра «ухаживаем за растением».

Цель игры: подобрать картинки, которые соответствуют уходу за растением.

Предлагаются карточки с изображением растения, палочки, тряпочки, лейки, солнце, шарик, расчёска. Задается вопрос: «Что нужно для того, чтобы растение выросло красивым и здоровым?» Кирилл подобрал такие картинки: тряпочки и лейка. Миша добавил к ним еще и палочку для рыхления. Маша взяла еще и солнце. Ее спросили, зачем она его взяла. Ответ: «для того чтобы растение хорошо росло».

Незнайка подводит результат.

Второе наблюдение мы проводили под названием «Подкормка комнатных растений» (приложение 22).

Цель наблюдения: формировать у детей умения подкармливать растения (удобрять)

Так же приходить Незнайка и читает стихотворение:

Информация о работе Теоретические основы формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение