Теоретические основы формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность затрагиваемой проблемы позволяет определить цель исследования: изучить оптимальные пути формирования представлений о растениях уголка природы и навыков по уходу за ними у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Объект исследования: педагогический процесс формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом(исправл).docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

Развитие разных форм восприятия и наблюдения С.Л.Рубинштейн связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправка моментов наблюдения. « Для того чтобы от чисто рецепторного акта подняться к наблюдению, нужно знать, что и как наблюдать »[12; с.280]. С каждым годом расширяется кругозор ребенка, вместе с ростом знаний и развитием мышления происходит непрерывное углубление и преобразование восприятия. Ребенок по-новому воспринимает мир по мере того, как он глубже его познает.

В рассуждениях С.Л.Рубинштейна, с точки зрения обсуждаемой проблемой и практики дошкольного воспитания, важны два положения: процесс формирования наблюдения и его содержание. Правильное толкование этих положений и использование конкретного материала природоведческих знаний позволяют совершенствовать методику наблюдений за природой.

В высшем своем проявлении наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. [12; с.146 – 148].

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас направленных ребёнком знаний – это представления, т.е. образы восприняты им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представления, тем легче ребёнку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за её объектами.

Наблюдение позволяет показать детям  природу в естественных условиях во всем её многообразии. Систематическое наблюдение в ознакомлении с природой приучаем детей приглядываться, подмечать её особенности и приводит к развитию наблюдательности. Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических  впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Для этого воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

Так же важно определить организационно – методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдение лучше всего проводить в форме циклов. [11; с.274]

Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое наблюдение цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте – его строении, функционировании (различных проявления, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.

Цикл наблюдений как организационно – методическая форма педагогического процесса имеет ряд  достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 – 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес  к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно, без побуждения и руководства воспитателя. И, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимных моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.[5; с.64-67]

Цикл проводится в течение длительного времени – на неделю планируется одно – два наблюдения. Таким образом, представленный цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1 – 2 месяца.  Цикл наблюдений – удобная форма организации педагогического процесса. Составление, разработка цикла наблюдений – это творческое дело педагога: цикл можно спланировать по – разному, в цикле всегда учитываются  конкретные особенности объекта.

По каждому живому уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира – комнатным растениям, на участке ДОУ, первоцветам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.

Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

  1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
  2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
  3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечивает их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
  4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнивание одного объекта с другими, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должно будить мысль ребенка)
  5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
  6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
  7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

Вывод: изучив теоретические основы проблемы, мы пришли к выводам, что уголок природы будет условием экологического образования детей при правильном подборе содержания комнатных растений в эколого-развивающей среде и при систематических наблюдениях за ростом и развитием растений, ознакомлением условий для их жизни, при активизации восприятия детей через личностно-ориентированное взаимодействие.

 

 

 

Глава 2. Особенности формирования представлений экологического характера о растениях уголка природы

 

Опытно – экспериментальная работа проводилась в МАДОУ № 107 в старшей группе. Период проведения экспериментальной работы с 21 января по 15 февраля 2013 года. В экспериментальной группе 18 человек. Список детей в экспериментальной старшей группе (приложение 3).

Экспериментальная работа проводилась по формированию представлений и навыков у детей старшего дошкольного возраста, работа проводилась поэтапно:

I этап – констатирующий эксперимент

II этап – формирующий эксперимент

III этап – контрольный эксперимент

Цель экспериментальной работы: сформировать у детей представления о растениях и способах ухода за ними в условиях уголка природы в старшей группы; выявить педагогические условия формирования представлений о растениях уголка природы по средствам наблюдений.

Таким образом, по определению целей, задач, содержанию и методике проведения констатирующего эксперимента посвящен параграф 2.1.

 

 

 

 

 

2.1. Цели, задачи, содержание и методика констатирующего эксперимента

 

Цель констатирующего эксперимента: выявить исходный уровень особенностей сформированности представлений экологического характера о растениях уголка природы и навыков ухода за ними.

Исходя из поставленной цели эксперимента, можно поставить следующие задачи:

  1. Изучить представления о растениях уголка природы и о формах их ухода у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить умения по уходу за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Проанализировать развивающую среду, как средство формированияпредставлений и навыков ухода у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать планы воспитательно – образовательной работы по данной проблеме.

Для проведения диагностики, нами были применены следующие методы:

  • Разработка диагностических вопросов;
  • Подбор материала для проведения диагностики;
  • Методика проведения диагностики;
  • Анализ полученных данных в ходе диагностики.

Цель диагностики: выявить представления о растениях уголка природы и о формах их ухода у детей старшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы провести диагностику, нам необходимо было разработать 10 диагностических вопросов. При разработке диагностических вопросов мы руководились таким источником, как: Мир природы и ребёнок [Текст] /под ред. Л.М. Маневцовой и П.Г. Саморуковой. – СПб.; Детство – пресс 2000. – с.248

Первые 5(пять) вопросов были направлены на выявление исходного уровня о растениях уголка природы, это беседа с  вопросами (с 1 по 5 вопрос), другие 5 вопросов были направлены на выявление форм ухода за растениями уголка природы, это такие вопросы (с 6 по 10 вопрос).

При проведении диагностики, дети старшей группы должны дать ответы, какие представления о растениях и о формах ухода за растениями они знают и применяют на практике.

При разработках диагностических вопросов, нам необходим был наглядный материал (картина «Вегетативное тело растений»), модели с изображением основных органов растений, модели с изображением определённых функций основных органов растений, модели с изображением (тепла, воздуха, воды, почвы, солнца), карточки с изображением оборудования для ухода за растениями),комнатные растения (бальзамин, фиалка, бегония, аспарагус, клён и другие) – мы брали из уголка природы в детском саду старшей группы.

При проведении диагностики, мы использовали следующие условия:

  • Индивидуальные беседы, по каждому диагностическому вопросу, во второй половине дня;
  • Настроение детей в данный период времени;
  • В зависимости от возраста детей, беседы проводились продолжительностью 20 мин., т.к. старшая группа.

К 1-ой задаче была применена индивидуальная беседа с детьми старшей группы с использованием иллюстраций, картин, моделей. К индивидуальной беседе были подобраны следующие вопросы:

  1. Какие комнатные растения вы знаете? Покажите их? (бальзамин, фиалка, бегония, аспарагус, клён, щучий хвост.)
  2. Назовите и покажите части растений? Их функции? (корень, стебель, листья, цветы.)
  3. Назовите и покажите растения, которые любят много света? Много влаги? Докажите, почему?
  4. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?
  5. Какое оборудование нужно иметь для ухода за растениями? (пульверизатор, палочки для рыхления земли, тряпочки для протирания пыли, лейка что бы поливать)
  6. Как следует ухаживать за комнатными растениями?
  7. Для чего нужно рыхлить землю?
  8. Как узнать, что растения нужно поливать?
  9. Для чего мы ухаживаем за комнатными растениями?
  10. Почему нужно снимать пыль с листьев растений? Какие есть способы снятия пыли с растения?

Критерии оценки представлений о растениях уголка  природы и о формах их ухода у детей старшего дошкольного возраста были:

Информация о работе Теоретические основы формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение