Теоретические основы формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность затрагиваемой проблемы позволяет определить цель исследования: изучить оптимальные пути формирования представлений о растениях уголка природы и навыков по уходу за ними у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Объект исследования: педагогический процесс формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом(исправл).docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

Вторая часть эксперимента была проведена в целях выявления особенностей умений ухаживать за растениями и создавать для них условия их жизнедеятельности  у детей старшего дошкольного возраста по методике констатирующего эксперимента.

Умение детей ухаживать за растениями по трудовым поручениям взятым из методики констатирующего эксперимента, протоколировались (приложение 35).

А сейчас, мы можем проанализировать полученные результаты, которые у нас получились при проведении трудовых поручений по выявлению умений ухода за растениями у детей старшего дошкольного возраста в таблице 9 (приложение 36).

А сейчас, по полученным данным количественного соотношения, мы можем построить диаграмму по выявлению умений ухода за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста, можно изобразить графическим способом см. рис 5 (приложение 36)

А теперь, мы можем составить таблицу, в которой будет отражено сравнение по выявлению умений ухода за растениями у детей старшего дошкольного возраста по констатирующему и контрольному экспериментам в таблице 10 (приложение 37).

Таким образом, мы установили, что уровневые показатели находятся на высоком, среднем и низком уровнях. При этом преобладают средний и высокий уровни.

Таким образом, сравнив показатели двух экспериментов видно, что результаты контрольного эксперимента показали позитивные изменения в умениях детей.

Третья часть эксперимента была проведена в целях изучения особенностей организации эколого–развивающей среды в ДОУ.

Анализ эколого-развивающей среды проводился по следующим критериям:

  • Соответствие эколого–развивающей среды современные требования и программам экологического образования дошкольников;
  • Наличие методических пособий для решения задач экологического образования;
  • Соответствие подбора растений уголка природы экологическим программам.

 

3.4. Результаты  экспериментальной работы по  проблеме

 

Общий уровень сформированности представлений о растениях уголка природы через наблюдение у детей старшего дошкольного возраста, представлена в виде таблицы (приложение 38)

А сейчас, мы можем построить диаграмму по результатам контрольного эксперимента, в которой будет отражен общий уровень сформированности представлений о растениях уголка природы через наблюдение у детей старшего дошкольного возраста, можем изобразить графическим способом (приложение 38).

Таким образом, данный эксперимент доказывает эффективность выбранного нами содержания работы и методики. Из этого следует, что целенаправленный планомерный педагогический процесс способствует формированию представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста.

Эффективность педагогическими условиями следует считать:

  • Правильное, яркое и доступное подобранное содержание наблюдений;
  • Разработанная поэтапная технология внедрения детям старшего дошкольного возраста наблюдений в процессе ознакомления с растениями уголка природы;
  • Активная позиция ребенка в процессе наблюдений за растениями уголка природы;
  • Эколого-развивающую среду в группе, создающую условиями для проведения трудовых поручений с растениями.

На основании нашей исследовательской работы составлена сравнительная таблица развития детей старшего дошкольного возраста на основе констатирующего и контрольного эксперимента (приложение 39).

Ниже представлена диаграмма по особенностям экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста по констатирующему и контрольному эксперименту (приложение 39).

Из общей таблицы и диаграммы видно, что значительно повысились представления о растительном мире и умения использовать знания о растениях, частях растений в наблюдении и трудовой деятельности. Есть динамика экологического развития у детей.

Таким образом, эксперимент доказывает эффективность выбранного нами содержания наблюдений по ознакомлению с комнатными растениями.

Из этого видно, что целенаправленная, планомерная педагогический процесс может способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о комнатных растениях, если мы правильное, яркое и доступное подберём содержание наблюдений, внесём систему правильной методической работы, где ребенок будет активно подключаться к деятельности по ознакомлению с комнатными растениями через наблюдение.

 

Заключение

 

Теория показала, что использование правильно подобранных педагогических условий в формировании представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой и может быть внедрена в практику работы детского сада.

В процессе исследования мы выявили, что правильно подобранные программы и технология к ней дает позитивные результаты.

Для этого, чтобы провести работу по данной проблеме мы выявили уровни развития детей через диагностирующую методику и выявили, что в основном преобладает низкий уровень. Значит необходимо проводить работу в определенной последовательности.

На основе результатов констатирующего эксперимента мы провели формирующий эксперимент, цель которого заключалась в том, чтобы сформировать представления о комнатных растениях через наблюдение у детей старшего дошкольного возраста и трудовых действий по созданию условий для роста и развития растений уголка природы.

Он состоял из трёх этапов:

I этап (подготовительный) был направлен на создание интереса к комнатным растениям, в котором необходимо было формировать представления детей о комнатных растениях.

II этап (основной) был направлен на закрепление систем знаний о комнатных растениях и формирование знаний по уходу за ними, в котором умения детей проявлялись в самостоятельной деятельности.

III этап (заключительный) был направлен на творческий процесс наблюдений, в котором дети более самостоятельно действуют и занимают активную позицию в наблюдении.

Результаты стали следующими. С низким уровнем выделили – 13,9% детей, со средним уровнем – 44,4% детей, с высоким уровнем – 41,7% детей.

Данные процентные показатели говорят о том, что уровень сформированности представлений о растениях повысился до высокого. Динамика развития детей показала эффективность педагогических условий формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Доступное детям старшего дошкольного возраста содержания наблюдений.
  2. Эколого-развивающая среда в группе и в ДОУ, где создаются условия  для ознакомления с растениями.
  3. Активная позиция детей в процессе познания растительного мира по средствам наблюдений и трудовых поручений.

Отсюда вытекают выводы о том, что, изучив теоретические основы по формированию представлений о растительном мире у детей, мы, верно, подобрали и апробировали содержание и методику внедрения наблюдений и трудовых поручений в процессе ознакомления с растениями уголка природы.

Мы пришли к выводу о том, что доступное содержание наблюдений по ознакомлению с растениями и разработанная поэтапная технология внедрения в процессе ознакомления с растениями уголка природы, а так же взаимодействия педагога с детьми старшего дошкольного возраста в процессе проведения наблюдений и трудовых поручений экологического содержания является эффективным средством формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод по проделанной нами работе, что выдвинутая гипотеза в опытно-экспериментальной работе полностью доказана.

 

 

 

 

Библиография

 

  1. Венгер, Л.А. Психология [Текст]: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ /Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
  2. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: учеб. для уч-ся пед. училищ /С.А. Веретенникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
  3. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада /В.А. Дрязгунова. – М.: Просвещение, 1981. – 60 с.
  4. Детство [Текст]: программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Акцидент, 1996.- 224 с.
  5. Карпушова, В.Н. Дошкольниками о природе родного края [Текст]: методическое пособие по экологическому образованию дошкольников /В.Н. Карпушова. – Сыктывкар, 2004. – 127 с.
  6. Каменский, Я.А. Педагогическое наследие [Текст] /Я.А. Каменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоции. – М.: ИЦ Академия, 1989. – 416 с.
  7. Как знакомить дошкольников с природой [Текст]: пособие для воспитателей детского сада /Л.А. Каменцева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова и др.; сост. Л.А. Каменцева; под ред. П.Г. Саморукова.- 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1983. – 207с.
  8. Карпушова, В.Н. Воспитание экологической культуре у детей дошкольного возраста [Текст] /В.Н. Карпушова – Сыктывкар, 3 часть, 2002. – с.239
  9. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] /М.А. Васильевой. – М.: Воспитание дошкольника, 2005. – 320 с.
  10. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя дет.сада /М.М. Марковская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.
  11. Мир природы и ребёнок [Текст]: учеб. пособие для пед. училищ /Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Теретьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – 3-е изд., стереотипное. – СПб.: Детство – пресс, 2000. -319 с.
  12. Мазурина, А.Ф. Наблюдение и труд в природе [Текст] /А.Ф. Мазурина. – М.: Просвещение, 1987. – с.
  13. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст]: учебного пособие для пед. училищ /Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение,  1991. – 240 с.
  14. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед.учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии /Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. – 688 с.
  15. Николаева, С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей [Текст] /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2002. - №7. – с. 52 – 64.
  16. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп.- М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
  17. Парма [Текст]: программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми /под ред. С.С. Белых, С.Н. Штекляйн, Н.Б. Потолицыной. – Сыктывкар, 2001. – 221 с.
  18. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] /М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова; под ред. М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозайка – Синтез, 2005. – 208 с.
  19. План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]: методическое пособие для воспитателей /сост. Н. В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. СПБ.: Академия, 1997. – 221 с.
  20. Требования к рефератам, докладам, контрольным работам, курсовым и выпускным квалификационным работам по проблемам природоведения и экологического образования дошкольников (по специальности 0313 Дошкольное образование) [Текст]: учебно-методическое пособие /сост. В.Н. Карпушова. – Сыктывкар, 2003. – 56 с.
  21. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - Минск: Народная асвета, 2006. – 210 с.

 


Информация о работе Теоретические основы формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение