Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 19:44, курсовая работа
Актуальность затрагиваемой проблемы позволяет определить цель исследования: изучить оптимальные пути формирования представлений о растениях уголка природы и навыков по уходу за ними у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Объект исследования: педагогический процесс формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
3 балла – Ребёнок называет
6-7 видов комнатных растений, самостоятельно,
четко, без помощи воспитателя. Умеет
объяснить и мотивировать
2 балла – Ребёнок громко и чётко называет 4-5 видов комнатных растений, но с помощью воспитателя
1 балла – Ребёнок неспособный назвать 1-2 вида комнатных растений дали с помощью воспитателя.
На основе критериев разрабатываем уровневые показатели:
3 бала (2,4 – 3) – высокий
уровень – Ребёнок
2 бала (1,7 – 2,3) – средний
уровень – Ребёнок отвечает
на вопрос конкретно, с объяснением
некоторых связей в природе, но
с некоторой помощью
1 бал(1 – 1,6) – низкий уровень
– Ребёнок неспособный конкретно
ответить на вопрос даже с
помощью воспитателя. Устанавливает
частные связи, сравнивает объекты
по отдельным характерным
Таким образом, данная серия эксперимента позволяет выявить представления о растениях уголка природы и способах ухода за ними у детей старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы нам приступить к изучению второй задачи констатирующего эксперимента по выявлению умений ухода за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста, мы так же провели диагностику по трудовым поручениям, в которых дети полученные знания могли применить на практике. Для проведения такой диагностики, нами были применены следующие методы:
Цель диагностики: выявить умение по уходу за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы провести диагностику, нам необходимо было разработать 2 (два) трудовых поручения, и одна дидактическая игра «Отгадай по описанию растение».При разработке трудовых поручений мы руководились таким источником, как: Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – с.
Первое трудовое поручение было направлено на выявление умений по поливу растений, второе поручение было направлено на выявление умений по рыхлению земли у растений, а так же была дидактическая игра «Отгадай по описанию»
При разработке трудовых поручений, нам необходим был инвентарь по уходу за растениями в уголке природы (лейка, клеёнки, палочки для рыхления земли, изображение комнатных растений).
При проведении диагностики, мы использовали следующие условия:
Ко 2-ой задаче, с целью выявления умений по уходу за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста, предлагаются 2 трудовых поручения и 1 дидактическая игра «отгадай по описанию».
Трудовые поручения и дидактическая игра направлены на такие умения как: полив растения, рыхление земли. Вот эти поручения и дидактическая игра:
Дидактическая игра « отгадай по описанию» Детям воспитатель читает описание одного из растений по которым ребенок должен отгадать про какое растение идет речь.
Критерии оценки умений ухаживать за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста были:
На основе критериев оценки, мы разработали уровневые показатели развития умений и навыков детей по уходу за растениями:
3 бала (2, 4 – 3) – высокий
уровень – дети ориентируются
в необходимости ухода за
2 бала (1,7 – 2,3) – Дети справляются
с уходом за растениями с
помощью воспитателя, не проявляют
самостоятельности в выборе
1 бал (1 – 1,6) – низкий уровень – Дети плохо ориентируются в уходе за растениями, в выборе их способов даже при помощи воспитателя.
Таким образом, данная серия заданий позволила выявить умения ориентироваться в условиях жизни растений, способах ухода и посадки.
В целях изучения развивающей среды, как компонента обучения навыкам ухода за растениями детей старшего дошкольного возраста, мы проанализировали особенности организации уголка природы в группе.
Критерии оценки развивающей среды следующие:
Таким образом, организация уголка природы позволяет изучить развивающую среду, как компонента формирования навыков ухода за растениями. Данная серия эксперимента позволяет изучить особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о комнатных растениях и навыков ухода за ними.
Анализ представлений о растениях уголка природы и о формах их ухода у детей старшего дошкольного возраста посвящен параграф 2.2.
2.2. Особенности представлений об условиях жизни растений уголка природы
В целях выявления представлений о растениях уголка природы и о формах их ухода у детей старшего дошкольного возраста, мы провели индивидуальные беседы с каждым ребенком из старшей группы.
Ответы детей на диагностические вопросы протоколировались. Протоколы ответов (приложение 5).
На основе протоколов ответов детей на диагностические вопросы по представлению о растениях уголка природы и о формах ухода за ними, проведен анализ полученных данных в ходе диагностики.
Анализ данных заносился в таблицу 1 ( приложение 6).
А теперь определим процент усвоения детьми каждого диагностического вопроса. Он определяется по формуле и следующей пропорции:
42 бала – 100% Например: 15* 100%
15 бала – X %
Где: 42 бала – самый высокий общий бал.
100% - процент усвоения самого высокого общего бала.
15% - общий бал по каждому диагностическому вопросу.
Х% - процент усвоения по каждому диагностическому вопросу.
А сейчас, мы проанализируем результаты диагностики по полученным данным, которые мы получили при ответах детей на каждый диагностический вопрос. Результаты получились следующие:
По первому вопросу: «Какие комнатные растения вы знаете? Покажите их».
Данил. Г., что составляет 4,7% получил 2 бала за свой ответ, так как он ответил правильно, при помощи воспитателя, смог назвать бегония, колеус, традесканция, фиалка.
Ира, Тимур, Маша, Миша, Мирон, Алина, Катя, Егор, что составляет 19 %, получили по 1 балу за ответ, так как они не могли дать ответ на поставленный вопрос перед ними, не смогли назвать даже 3 вида комнатный растений даже при помощи воспитателя. Дети отказались дать ответ на вопрос воспитателя и занялись другим занятием.
По второму вопросу: «Назовите и покажите части растений? Их функции?»
Детям предлагались модели с изображением основных органов растений, модели с изображением определенных функций основных органов растений (корень, стебель, лист, соцветие), картинка «Вегетативное тело растений».
Миша, Мирон, Кирилл, Алина, что составляет, 28,5%, получили по 3 бала за ответ, так как они правильно давали ответ, отвечали четко, самостоятельно, без помощи воспитателя.
Например: Миша назвала, все части растений, корень, стебель, листок, цветок. Так же пояснила их функции, что корень – удерживает растение в земле, всасывает из почвы влагу. Стебель – опора для растения, дышит, проводит воду по всем частям растения. Лист – дышит, улавливает свет, испаряет воду.
Ира, Маша, Максим В, Катя, что составляет 19,0 % получили по 2 балу за ответ, так как они отвечали на поставленный вопрос с помощью воспитателя, плохо ориентировались в задании.
Тимур, Гера, Данил, Алёша, Егор, что составляет 11,9% получили по 1 балу за ответ, так как они не смогли ответить на поставленный вопрос даже при помощи воспитателя.
По третьему вопросу: «Назовите и покажите растения, которые любят много света? Много влаги? Докажите почему?»
Данил, что составляет 4,7% и получил по 2 бала, так как он ответил на поставленный вопрос с помощью воспитателя.
Ира, Тимур, Маша, Максим Ю, Миша, Мирон, Кирилл, Гера, Алина, Максим. В., Алёша, Катя, Егор, что составляет, 30, 9% и получили только по 1 балу, так как они не смогли назвать и объяснить, какие растения любят много воды и света с помощью воспитателя.
По четвертому вопросу: «Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли? »
Максим В, Катя, что составило 14,2 %, получили по 3 бала за свои ответы, так как они давали полный и правильный ответ на поставленный вопрос, отвечали на это без помощи воспитателя.
Например: Катя «Для того чтобы растения хорошо росли нужно поливать, рыхлить палочками, протирать пыль с листьев, пересаживать».
Миша, Гера, Данил, Алёша, Егор, что составляет 23,8% получил 2 бала, так как он давал не полный ответ на поставленный вопрос, отвечал с помощью воспитателя.
Ира, Тимур, Мирон, Максим В, Алёша, Кирилл, Алёша, Максим Ю, что составляет 19,04% получили по 1 балу, так как они не смогли ответить на поставленный вопрос даже с помощью воспитателя.
По пятому вопросу: «Какое оборудование нужно для ухода за растениями?»
Детям предлагались карточки с изображением оборудования для ухода за комнатными растениями.
Ира, Маша, что составляет 14,2 %, получили по 3 бала за свои ответы, так как они смогли объяснить и показать какое оборудование нужно использовать для ухода за растениями, отвечали правильно и самостоятельно, без помощи воспитателя.
Например: Маша «Лейка что бы поливать, палочки для рыхления земли, распылитель».
Егор, что составляет 4,7%, получили по 2 бала за свой ответ, так как объяснил и показывали какое оборудование нужно для ухода за растениями с помощью воспитателя, в наглядном пособии ориентируются неуверенно.
Например: Максим В«Для того что бы ухаживать за растениями нужны палочки для рыхления, тряпочки что бы протирать пыль с листьев, лейку поливать, пульверизатор для распыления растений».
Тимур, Миша, Максим Ю, Мирон, Кирилл, Гера, Данил, Алёша, Алина, Катя, что составляет 26,1% получили по 1 балу за ответ, так как они не смогли назвать и показать какое оборудование нужно для ухода за растениями, в наглядном материале ориентируются очень неуверенно, конкретно не смогли показать даже при помощи воспитателя.
По шестому вопросу: «Как следует ухаживать за комнатными растениями? »
Гера, Егор, что составляет 14,2%, получили по 3 бала за свои ответы на этот вопрос, так как они четко и правильно давали ответы на поставленный вопрос, так же отвечали самостоятельно, без помощи воспитателя.
Например: Гера «Для того что бы ухаживать за растениями нужны палочки для рыхления, тряпочки что бы протирать пыль с листьев, лейку поливать, пульверизатор для распыления растений.
Ира, Тимур, Миша, Мирон, Кирилл, Алина, что составляет 28,5% получили по 2 бала за свои ответы, так как они на поставленный вопрос отвечали при помощи воспитателя, не точно и не полно давали ответ.
Например: Максим «Для того что бы ухаживать за растениями нужны палочки для рыхления, тряпочки что бы протирать пыль с листьев, лейку поливать, пульверизатор для распыления растений»