Теоретические основы формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность затрагиваемой проблемы позволяет определить цель исследования: изучить оптимальные пути формирования представлений о растениях уголка природы и навыков по уходу за ними у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Объект исследования: педагогический процесс формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом(исправл).docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

Доброе утро, ребята

Доброе утро, растения

Сделать хочу вам приятно

Примите мои угощенья.

Но угощения пока не раздает, а отдает воспитателю и говорит, что угощения будут на полдник. Далее говорит, что сегодня они вспомнят, как нужно рыхлить почву и будут учиться подкармливать растения.

Почва очень важна,

Почва растениям нужна.

После этих слов спрашивает, зачем же нужна растениям почва. Ответы: «Чтобы росли», «Чтобы мог стоять в земле».

Незнайка говорит, что почва тоже нуждается в уходе. Чтобы растения хорошо росли, нужно почву рыхлить. Дети кивают в ответ. Затем Незнайка берёт, что вот мы и вспомнили, как нужно рыхлить почву.

Далее Незнайка говорит, что сейчас я вам расскажу и покажу, как нужно подкармливать растение. Сначала растение нужно полить из лейки водой, потом палочкой разрыхлить почву, затем взять стаканчик с удобрением и произвести подкормку растения. Дети при этом допускают ошибки. Незнайка ещё раз показывает.

После наблюдения он предлагает нарисовать детям их любимое комнатное растение и немного рассказать о нём.

Третье наблюдение «Посадим черенок растения» (приложение 23).

Цель наблюдения: дать детям понятие о том, сто сломанный черенок растения может пустить корни и его нужно посадить.

Это наблюдение продолжается и в течение следующего наблюдения. Приходит Незнайка и говорит, что по дороге в детский сал нашел черенок герани. Просит показать, где в группе растет герань. Незнайка достает книгу и читает, что черенок можно посадить. Но для этого нужно, чтобы оно сначала пустило корни. Незнайка просит ребенка принести стакан с водой со стола, который был раннее приготовлен. И спрашивает, куда они поставят стакан с черенком. Незнайка ставит стакан поближе к солнечным лучам и уходит, пообещав, что скоро вернется.

Четвертое наблюдение продолжение предыдущего (приложение 24).

Цель наблюдения: дать детям представление о способе посадки растения.

Приходит вновь Незнайка и горит, что он пришел, как и обещал  для того, чтобы посадить черенок герани. Они все вместе подходят к окну и смотрят, какие изменения произошли с черенком. Незнайка спрашивает детей, какие изменения они видят. Незнайка сообщает детям, о том что это корни и теперь черенок готов к посадке. После посадки растения Незнайка и дети поют песенку:

Расти герань большая

На радость людям сем

Цвети, как все растения

Расти, не зная бед.

Следующее наблюдение проходило под названием «Что нужно растению» (приложение 25).

Цель наблюдения: формировать у детей представления об основных факторах, влияющих на рост и развитие растений.

Незнайка приходит в гости к детям и говорит, что у них сегодня необычное наблюдение. Они сегодня будут говорить о том, что нужно для полноценного развития и роста растения. И задает вопрос о том, что, если бы в группе не было света и воздуха, чтобы случилось? Затем говорит, что растениям, как и людям, нужен свет и воздух. Далее предлагает детям обратить внимание на то, где расположены в группе растения. Незнайка делает вывод, что растения расположены ближе к свету. Говорит, что на улице тоже много света и предлагает вынести на улицу комнатное растение. Спрашивает, что с ним будет, ведь на улице зима. Незнайка говорит, что комнатные растения для того и комнатные, чтобы расти в помещении, а не на улице и им нужна специальная температура воздуха. Затем спрашивает, что же нужно для того, чтобы растение выросло красивым и здоровым. Герой хвалит детей и они вместе начинают играть в игру «Раздели на группы».

Шестое наблюдение проходило под названием «Оборудование для ухода за растениями» (приложение 26).

Цель наблюдения: дать детям понятие о том, что уход за растениями осуществляется специальным оборудованием. Дать детям представление об оборудовании для работы и месте его хранения.

Незнайка входит в группу с мешком в руках. Дети с удовольствием смотрят на мешок. Он красивый, яркий, тяжелый. Незнайка спрашивает у детей, что там может быть. Ответы детей были разными. Незнайка делает подсказку и говорит детям: «Там оборудование по уходу за растениями».  Он спрашивает, какие виды ухода за растениями знают дети. Ответы детей: полив растения, рыхление почвы, подкормка растения, посадка растения.  Незнайка дополняет ответы детей, ещё есть такие виды ухода, как мытье растения, опрыскивание растения и очистка листьев растения от пыли.

Далее незнайка спрашивает, какое оборудование нужно для каждого вида ухода за растениями. Дети молчат и не знают, как ответить. Затем Незнайка говорит, что он им расскажет и покажет, какое оборудование нужно для каждого вида ухода за растениями. Дети внимательно его слушают.

Затем Незнайка спрашивает, в каком виде мы будем хранить оборудование. Затем спрашивает у детей, где мы будем хранить все оборудование по уходу за растениями. Незнайка  выслушивает ответы детей и дополняет, что оборудование должно иметь своё место, лежать на полках в определенном порядке.

Подводит результат и уходит.

Следующее наблюдение мы провели под названием « Дежурство в уголке природы» (приложение 27).

Цель наблюдения: уточнить полученные ранее знания о способах ухода за растениями уголка природы, формировать знания об обязанностях дежурных в уголке природы.

Приходить вновь Незнайка и читает стихотворение:

Каждый день дежурим в группе

Постоянно, нам не лень.

В уголке природы также,

Мы дежурим целый день.

Ведь обязанностей много

У дежурных в уголке,

Нам полить растенье нужно,

Почву разрыхлить в горшке,

Чтоб растение сияло,

Процветало и росло,

Чтобы нас всех удивляло

И однажды расцвело.

Далее герой говорит, что сегодня они поговорят о том, как мы ухаживаем за растениями и, что для этого мы делаем. Ответы детей: ухаживаем за ними, поливаем их, рыхлим почву, удобряем их. Затем спрашивает у детей, как узнать, что растение нужно поливать. Ответы детей: по цвету земли, на ощупь, земля светлая – сухая, земля темная – мокрая. А какой водой мы поливаем растения. Ответы детей: теплой водой, приготовленной заранее.

Затем спрашивает у ребят, а какое оборудование нужно для полива растений. Дети отвечали: лейка. А каким видам ухода за растениями мы научились. Ответы детей: поливать растения, удобрят растения, сажать растения, рыхлить почву, очищать пыль с листьев растения.

Незнайка продолжать вести беседу с детьми и спрашивает, какое оборудование нужно для рыхления почвы у растений. Дети дружно хором ему отвечали: палочка для рыхления. Далее задает вопрос, а какое оборудование нужно для очистки листьев растения от пыли. Ответы: мокрая тряпочка, щеточка и кисточка. Затем предлагает одному ребенку показать как нужно поливать растения, другому ребенку показать как опрыскивать растения, третьему ребенку показать как очищать листья растения от пыли, а четвертому ребенку показать как рыхлить почву у растения. Дети с интересом и удовольствием демонстрируют свои знания перед Незнайкой.

Далее говорит детям, все что они показывали и о чем они сегодня говорили, это все будут делать дежурные, которые будут дежурить в уголке природы каждый день. Затем обращается к воспитателю и говорит, чтобы она составила график дежурства в уголке природы и изготовила специальные эмблемы для дежурных.

В завершении наблюдения подводит результат, прощается с детьми и уходит.

Таким образом, проведя эту серию наблюдений, мы закрепили у детей старшего дошкольного возраста представления о комнатных растениях, и формировали умения ухаживать за растениями, создавать условия для их жизнедеятельности.

На третьем этапе мы провели ряд наблюдений. Этот этап был направлен на самостоятельный процесс наблюдения, где дети уже более самостоятельно действуют и занимают активную позицию в наблюдении. На этом этапе было проведено три наблюдения.

Мы провели циклическое наблюдение за абутилоном.

Первое наблюдение (приложение 28).

Цель наблюдения: уточнить знания и представления детей о растении, и назвать способы ухода за ним.

Приходит так же Незнайка и спрашивает о здоровье детей и просит всех подойти к абутилону. И спрашивает у детей, какие два названия носит это растение. Ответы детей «Абутилон», «Комнатный клен». Далее спрашивает, почему растение так назвали. Ответы детей: листья похожи на литья дерева. Так же большие и зеленые, веточки тонкие, листья можно сравнить с листьями дерева клена. Незнайка хвалит детей за верные ответы.

Второе наблюдение в этом цикле (приложение 29).

Цель наблюдения: уточнить знания и представления детей о растениях, умения описывать растения и называть способы ухода за ним.

Приходит так же Незнайка и видит, что листья абутилона покрыты пылью, почва не разрыхлена и не полита. Незнайка возмущается случившемуся. И потом спрашивает, как дети думают, почему он рассержен. Незнайка распределяет поручения каждому ребенку, и они выполняют их. Не у каждого ребенка получатся то или иное действие. В конце анализ работы детей.

И третье наблюдение, мы провели за растительным миром всей группы (приложение 30).

Цель наблюдения: упражнять детей в названии растений.

Незнайка сообщает, что ему нужно уехать в другой город, к другим детям, чтобы их тоже научить многому. И говорит, что сегодня пришёл проститься с ребятами и растениями группы. Для начала он решил проверить знания у детей по поводу названий растений. Задает вопросы, на что дети очень охотно отвечали. За ответы детей дает медальки.

Таким образом, проведя эту серию наблюдений, мы добились от детей самостоятельных ответов при наблюдении.

Из выше сказанного можно сделать вывод по формирующему эксперименту: мы подобрали доступное и яркое для детей содержание наблюдений за растениями уголка природы. Также мы разработали и внедрили методику ознакомления детей с комнатными растениями и создали условия для активной деятельности детей в процессе наблюдений в целях формирования представлений о них.

Эффективность нашей технологии формирующего этапа, мы провели в контрольном эксперименте. Этому посвящен следующий параграф 3.3

 

3.3 Анализ данных  контрольного эксперимента

 

Контрольный эксперимент мы проводили в МАДОУ «Детский сад № 107», в старшей группе. Период проведения контрольного эксперимента с 21 января по 15 февраля 2013 года.

Цель контрольного эксперимента: проверить эффективность проведённой экспериментальной работы по формированию представлений о комнатных растениях на основе метода наблюдений и способах ухода за ними у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из поставленной цели эксперимента, можно выделить следующие задачи:

  1. Выявить итоговой уровень особенностей представлений о комнатных растениях и способах ухода за ними у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить особенности умений ухаживать за растениями и создавать для них условия их жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Изучить особенности организации эколого – развивающей среды в ДОУ.

Контрольный эксперимент мы проводили по частям:

Первая часть эксперимента была проведена на выявление особенностей представлений о комнатных растениях и способах ухода за ними у детей старшего дошкольного возраста по методике констатирующего эксперимента.

Данные результатов заносились в таблицу 6 (приложение 31).

Ответы детей на диагностические вопросы, которые были взяты из методики проведения констатирующего эксперимента, протоколировались (приложение 32).

А сейчас, мы проанализируем результаты диагностики по полученным данным, которые мы получили при ответах детей на каждый диагностический вопрос. Результаты занесены в таблицу 7 (приложение 33).

По данным количественного соотношения, мы можем построить диаграмму (приложение 33).

А сейчас, мы можем представить таблицу, в которой будет отражено сравнение представлений о комнатных растениях через наблюдение у детей старшего дошкольного возраста по результатам констатирующего и контрольного эксперимента. Результат сравнения заносился в таблицу 8 (приложение 34).

Таким образом, сравнив показатели двух экспериментов, можно сделать вывод о том, что результаты контрольного эксперимента показали позитивные изменения по формированию представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение.

Таким образом, мы можем сказать, что при выявлении представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение, в основном преобладают высокий и средний уровни развития.

Информация о работе Теоретические основы формирования представлений о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение