Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 19:44, курсовая работа
Актуальность затрагиваемой проблемы позволяет определить цель исследования: изучить оптимальные пути формирования представлений о растениях уголка природы и навыков по уходу за ними у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Объект исследования: педагогический процесс формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений и навыков по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста в условиях уголка природы, через наблюдение.
Маша, Максим В., Данил, Алёша, Катя, что составляет 14,2% , получили по 1 балу, так как они не смогли дать ответ на поставленный перед ними вопрос, очень плохо и не уверенно называют виды уходов за растениями.
По седьмому вопросу: «Для чего нужно рыхлить землю?»
Ира, Миша, что составляет 14,2%, получили по 3 бала за свои ответы, смогли правильно ответить на поставленный вопрос, четко и самостоятельно без помощи воспитателя.
Например: Ира «Для того что бы влага поступала к корням растениям».
Тимур, Маша, Максим, Мирон, Гера, Данил, Алёша, Алина, Катя, Егор, Максим Ю., что составляло, 26,1% получили по 1 балу за свои ответы, так как они не смогли самостоятельно ответить на поставленный вопрос воспитателя, так же не смогли ответить для чего нужно рыхлить почву у растений.
По восьмому вопросу: «Как узнать что растение нужно поливать?»
Тимур, Максим В., Кирилл, Гера, Данил, Катя, что составляет 28,5%, получили по 2 бала за свои ответы, так как отвечали с помощью воспитателя по каким признакам нужно узнать, что растение требует полива.
Например: Тимур «Если земля светлая и на ощупь сухая то следует полить»
Ира, Маша, Миша, Мирон, Алина, Алёша, Егор, Максим Ю., то составляет19,04 % , получили по 1 балу за свои ответы, так как они не смогли ответить для его нужно поливать растение и как узнать, что растение нужно полить, ответить не могли даже при помощи воспитателя.
По девятому вопросу: «Для чего мы ухаживаем за растениями?»
Тимур, Гера, Алина, Катя, Егор, что составляет 35,7%, получили по 3 бала за ответы, так как они правильно говорили для чего нужно ухаживать за растениями, отвечали правильно без помощи воспитателя самостоятельно.
Например: Алина «Растение нужно поливать, убирать пыль с листьев что бы дышали, удобрять, пересаживать по чаще, распылять водой».
Ира, Мирон, Кирилл, Данил, Максим, что составляет 23,8%, получили по 2 бала. Так как они давали ответ для чего нужно ухаживать за растениями с помощью воспитателя.
Например: Мирон «С растения нужно чаще убирать пыль, что бы могли дышать, поливать, удобрять, пересаживать».
Маша, Максим Ю., Миша, Алёша, что составляет 9,5% получили по 1 балу за свой ответ, так как они не смогли ответить для чего мы ухаживаем за комнатными растениями даже с помощью воспитателя.
По десятому вопросу: «Почему нужно снимать пыль с листьев растений?»
Ира, Тимур, Маша, Кирилл, Данил, Егор, что составляет 28,5%, получили по 2 бала, так как они давали ответ правильно только при помощи воспитателя.
Например: Егор «Для того что бы листочки дышали и давали чистый кислород»
Максим В., Катя, Алёша, Алина, Гера, Мирон, Миша, Максим Ю., что составляет 16,6% получили только по 1 балу, так как они не смогли ответить для чего следует снимать пыль с листьев, даже при помощи воспитателя.
А теперь мы можем вычислить, какое количественное соотношение имеют дети в экспериментальной группе. Оно вычисляется по формуле из следующей пропорции:
18 человек – 100%
2 человека – Х%
Где: 18 человек – количество всех детей в экспериментальной группе.
100% -- количественное соотношение всех детей в группе.
2 человека – общее количество детей по каждому уровню развития.
Х% - количественное соотношение детей по каждому уровню развития.
Результаты вычислений записываем в таблицу 2 (приложение 7).
Результаты диагностики по выявлению представлений о растениях уголка природы и о формах их ухода у детей старшего дошкольного возраста, можно изобразить графическим способом (приложение 7).
Данные показатели отражают результаты педагогической деятельности воспитателя по экологическому воспитанию. В основном преобладает низкий уровень развития представлений о растениях уголка природы и о формах их ухода у детей старшего дошкольного возраста, можно предположить, что педагог проводит определённую работу по ознакомлению с растениями уголка природы, но она проводится не систематически, так как нет определенной структуры.
Для того, чтобы выяснить, почему преобладает средний уровень с формированием представлений о растениях уголка природы и о формах их ухода у детей старшего дошкольного возраста, мы рассмотрим параграф 2.3.
2.3. Особенности умений по созданию условий для жизни живого
В целях выявления умений по уходу за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста, мы провели индивидуальные занятия с каждым ребёнком из старшей группы.
Выполнение занятий оценивались по 3-х бальной системе. Критерии оценки были описаны в параграфе 2.1.
Умения детей по трудовым поручениям протоколировались. Протоколы умений (приложение 10).
На основе умений протоколов детей по выявлению умений ухода за растениями уголка природы, проведен анализ полученных данных в ходе диагностики.
Анализ данных заносился в таблицу 3 (приложение 8).
После того, как мы определили уровень развития каждого ребёнка в старшей группе, мы можем вычислить процент усвоения детьми по каждому трудовому поручению. Он определяется по формуле из следующей пропорции:
42 бала – 100%
23 балов – Х%
Где: 42 бала—самый высокий общий бал;
100% - процент усвоения самого высокого общего бала;
23 балов – общий бал
по каждому трудовому
Х % - процент усвоения по каждому трудовому поручению.
А сейчас, мы можем проанализировать результаты диагностики по каждому трудовому поручению. Результаты получились следующие.
По I трудовому поручению:
Максим В., Алёша, что составляет 14,3%, получили по 3 бала за выполнение данного трудового поручения, так как дети ориентируются в необходимости ухода за растениями, хорошо знают способ ухода за ними, проявляют самостоятельность в своих действиях.
Ира, Мирон, Кирилл, что составляет 14,2%, получили по 2 бала за выполнение трудового поручения, так как они с заданным поручение справились только при помощи воспитателя, не проявляли особой самостоятельности в выборе способов создания условий для жизни живого.
Тимур, Максим В., Маша , Миша , Алина , Данил, Алёша, Катя , Егор, что составляет 28,6 % получили по 1 балу за выполнение трудового поручения, так как они плохо ориентируются в уходе за растениями, в выборе их способов плохо ориентируются даже при помощи воспитателя.
По II трудовому поручению:
Тимур, Максим Ю., что составляет 14,3%, получили по 3 бала за выполнение данного трудового поручения, так как дети ориентируются в необходимости ухода за растениями, хорошо знают способ ухода за ними, проявляют самостоятельность в своих действиях.
Максим В., Мирон, Данил, что составляет 14,3%, получили по 2 бала, так как они не очень хорошо ориентируются в необходимости ухода за растениями, не проявляли особой самостоятельности в выборе способов создания условий для жизни живого.
Маша, Гера, Катя, Ира, Максим В., Кирилл , Алина, Алёша, Миша , что составляет 4,7%, получили по 1 балу за выполнение трудового поручения, так как они плохо ориентируются в уходе за растениями, в выборе их способов плохо ориентируются даже при помощи воспитателя.
А теперь, мы можем вычислить, какое количественное соотношение трудовым поручениям имеют дети в экспериментальной старшей группе. Оно вычисляется по формуле их следующей пропорции:
18 человек – 100% Например: 5*100
5 человека – Х%
Где: 18 человек – количество всех детей в экспериментальной старшей группе;
100 % - процент охвата детей
для диагностики или
5 человек – общее количество
детей по каждому уровню
Х % - количественное соотношение детей по каждому уровню развития.
Результаты вычислений записываем в таблицу 4 (приложение 9).
А сейчас, результаты диагностики о выявлении умений по уходу за растениями у детей старшего дошкольного возраста, мы можем изобразить графическим способом (приложение 9).
Данные показатели отражают результаты педагогической деятельности воспитателя по экологическому воспитанию детей. В основном преобладает низкий уровень развития умений по уходу за растениями уголка природы.
А сейчас, мы можем приступить к изучению второго метода констатирующего эксперимента.
Вторым методом констатирующего эксперимента был – анализ эколого – развивающей среды в ДОУ.
Целью этого метода было: выявить условия по исследуемой проблеме в детском саду, созданные в группе у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ эколого–развивающей среды в ДОУ проводился по следующим критериям оценки:
Анализ эколого–развивающей среды проводился 4 декабря 2012 года в детском саду № 107
При проведении анализа эколого–развивающей среды в ДОУ, нами были сделаны следующие выписки:
Таким образом, мы можем сказать, что условия эколого-развивающей среды по нашей проблеме созданы, но недостаточно, так как в живом уголке находится недостаточное количество комнатных растений, очень мало дидактических игр по ознакомлению с растениями, небольшое количество моделей по ознакомлению с растениями, а анализ плана показал, что планируется очень мало занятий по ознакомлению с растениями.
Таким образом, изучив представления о растениях уголка природы у детей старшего дошкольного возраста, мы можем приступить к определению задач, чтобы избежать подобных трудностей в дальнейшем обучении. Анализу данных констатирующего эксперимента посвящен параграф 2.4.
2.4 Результаты констатирующего эксперимента
В данном параграфе, мы поведем речь о результатах констатирующего эксперимента, с какими трудностями мы столкнулись при проведении эксперимента, а также о том, какие задачи мы выдвинули, чтобы избежать подобных трудностей в дальнейшем обучении.
Чтобы провести констатирующий эксперимент, мы руководились таким методом как диагностика. В параграфе 2.2 мы проводили диагностику по изучению представлений о растениях уголка природы через наблюдение у детей старшего дошкольного возраста и делали анализ эколого-развивающей среды в ДОУ. При проведении этих диагностик в старшей группе, мне помогал воспитатель.
В ходе проведения этих диагностик, мы столкнулись со следующими трудностями:
Чтобы в дальнейшем, нам не столкнуться с такими трудностями, мы выдвинули такие задачи, на которые мы будем ориентироваться в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста на занятиях в детском саду. Задачи выдвинуты следующие: