Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 22:04, доклад
Недавно появилась новая дисциплина, которая возникла в рамках культурологии, называется экологическая культура. Поразивший нашу планету экологический кризис, изменил отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Когда перед человечеством впервые встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с экологическим кризисом, необходимо прояснить, какими отношения человека и природы считаются гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас.
Введение……………………………………………………………………………
Понятие об экологической культуре……………………………………………
Направления деятельности по формированию экологической культуры……...
Основные направления…………………………………………………………….
Культурологический подход к экологическому образованию………………
Культура в экологическом образовании………………………………………..
Принципы формирования экологической культуры……………………………..
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Понятие об экологической культуре……………………………………………
Направления деятельности по формированию экологической культуры……...
Основные направления…………………………
Принципы формирования экологической культуры……………………………..
Введение
Недавно появилась новая дисциплина, которая возникла в рамках культурологии, называется экологическая культура. Поразивший нашу планету экологический кризис, изменил отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Когда перед человечеством впервые встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с экологическим кризисом, необходимо прояснить, какими отношения человека и природы считаются гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас. Можно заметить что уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире и вследствие этого можно сказать что экологическая культура зависит от экологической обстановки в мире, и как она находится в прямой зависимости от восприятия биосферы. Поэтому и появилась новая экологическая проблема, связанная с осознанием человека на духовном уровне восприятия «правильного» отношения человека к природе, которую нужно решать. Чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и регулировать свои цели, сопоставляя цели со средствами, которыми располагает природа, тем раньше можно будет исправить ошибки. Я считаю, чтобы можно было искать пути решения проблем экологической культуры, нужно давать обществу экологическое образование хотя бы в малой степени, чтобы расширить мировоззрение в познании отношения человека к природе, чтобы люди могли задуматься о непоправимых ущербах в результате своей деятельности.
Понятие об экологической культуре.
К сожалению, проблема “экологической культуры” мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя можно выделить эту сферу из сочинений известных учёных. Первый ученый который подошел к этой проблеме это знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский он проработал термин «биосфера» ,занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. А также можно назвать таких ученых как Мальтус, Ле Шателье-Браун, Б. Коммонер и др. И все же хочется посмотреть на заданную тему с другой стороны, которая занимается проблемой восприятия обществом экологической культуры. Чтобы рассуждать, об экологической культуре нужно точно знать понятия, что такое культура и экология. Слово “культура” происходит от супина латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что обозначало “возделывание почвы”. Позже его стали понимать как “почитание богов”. И на протяжении всего средневековья “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. С началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. И этот термин понимался как совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования. Как показала жизнь, “человечество, являются единым биологическим видом, не являлось единым социальным обществом. Тем более, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. И, исходя, из всего выше сказанного мы являемся единственным разумным видом на земле, у которого должна быть культура. Ведь культура есть у каждого народа, и она должна быть у каждой личности.
Наука об экологии возникла в конце XIX столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Когда происходило развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, процесс истощения и опустынивания, тогда человек столкнулся с проблемой экологического кризиса, и стал вопрос о выживании и сохранении вида. Человек создает техносферу за счёт природы, удовлетворяя свои потребности, извлекая из природы больше полезных веществ, чем отдавая. Техносфера уничтожает естественную среду, и ставит на первое место желания и нужды людей. В то время как, любое существо, созданное природой, живёт непосредственно в природе, гармонизируя её, так как является незаменимой частицей. И так из всего сказанного человека нужно воспринимать как отдельного от природы индивида, живущего по своим законам. И напрашивается вопрос почему люди стали неадекватно относиться к природе, почему перестали относиться к ней как к чему то важному? На этот вопрос психологи ответили так: «Человек перестал воспринимать себя как Божественное творение, но продолжал рассматривать себя в качестве части животного мира».
Исходя из того что мы
теперь знаем что такое культура
и экология, можно и сказать
что такое экологическая
Экологическая культура – это восприятие человеком природы и окружающей среды, это отношение человека к животным, природным ресурсам – вообще ко всему, что исходит от природы.
Даже в древние времена Блаженный Августин разделял государства на те, которые составляют “Град Божий” и “Град Земной”. Это примечательная девиация сохраняется как это ни удивительно, сохраняется до сих пор, но уже в модернизированном виде.
В экологической культуре
имеется два представления
1)Биосферное восприятие природы
2)Потребительское восприятие природы
Биосферное мировоззрение отличается от потребительского тем, что оно пытается приспособиться к условиям природы, а не подчинить её себе. Потребительское мировоззрение стремиться подчинить себе природу, взять из неё всё, ничего не возвратив. Биосферная и потребительская цивилизация постоянно враждовали, между ними существовал непреодолимый антагонизм. На всякое действие одной, по “закону Б. Коммонера” наступало противодействие другой; поэтому на земле существовал постоянный очаг войны.
В экологическую культуру человека : входят его экологическое сознание и экологическое поведение. Экологическое сознание - это совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека- это уровень его экологического сознания и освоения практических умений в области природопользования.
Также есть и другие понятия экологической культуры:
Экологическая культура — понятие системное
Его сущность состоит в том, что экологическая культура рассматривается как система, а процесс ее формирования — как становление этой системы. Системный подход помогает определить роль и значение отдельных элементов, формирующих экологическую культуру, их взаимосвязи, взаимозависимости. Согласно учению Л. Берталанфи (1972 г.), целесообразно «наши знания о самых разнообразных явлениях экономно организовать с помощью немногих системных концепций». Такой вывод ученого, хорошо подходит для нашего предмета изучения: все вещи и явления в природе и обществе существуют во взаимной связи между собой. Все компоненты педагогической системы (цели, содержание, технологии, оценка результата) также существуют в теснейших взаимосвязях и являются подсистемой образовательной среды. Справедливо отмечается идея гомологичности понятий «окружающая среда» и «образовательная среда».
Экологическая культура — понятие уровневое
Смысловое и содержательное наполнение может быть достаточно вариативным в зависимости от категории обучающихся (дошкольники, младшие и старшие школьники, студенты, специалисты), вида профессиональной деятельности (учитель-предметник, школьный психолог, социальный педагог, директор школы и др.), национальных традиций (российская школа, немецкая школа, английская школа, американская школа, канадская школа и др.). Уровни экологической культуры уместно рассматривать не с точки зрения иерархии и рейтинга, так как они разные: экологическая культура дошкольников отличается от экологической культуры инженера-выпускника вуза, она не ниже или хуже экологической культуры инженера.
Экологическая культура — понятие деятельностей, поведенческое
Экологическое поведение — это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и освоенными практическими умениями в области рационального природопользования. Т.Е. Абрамова, опираясь на деятельный подход, считает, что «экологическая культура — это способность вести экологически уместную деятельность, ответственную по отношению к окружающей среде, воспитание ответственного отношения к природе; отражение «правильного» восприятия мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанный на уникальности свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека; органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой; этап развития общечеловеческой культуры, которая характеризуется общим осознанием важности экологическим проблем в жизни человека».
Экологическая культура — понятие социальное
Первое о чем можно сказать ,что состояние и уровень экологической культуры населения определяет экологический статус страны (можно говорить о высоком уровне экокультуры в Финляндии или Германии); А второе целый раздел и научное направление современной экологии посвящены социально-экологическим проблемам; в-третьих, формирование экологической культуры молодежи можно рассматривать как эффективный механизм социализации подрастающего поколения. Социальный смысл экологической культуры состоит в создании условий для перехода к информационному (экоинформационному) гражданскому обществу.
Экологическая культура — понятие информационное
Информатизация практически все сфер жизнедеятельности отдельного человека и человечества в целом — одно из проявлений процесса глобализации, точнее ее второй волны. Ученые называют три основания, по которым готовится переход человечества в принципиально иное качество: первое связано с экологическими «пределами роста», второе с тенденциями нравственной деградации («кризис культуры»), третье с социальной поляризацией общества.
Формирование экологической культуры
На сегодняшний день нет
такого человека, который выступит
против необходимости формирования
экологической культуры человека и
общества в целом. Но, все же, в
системе российского
Формирование экологической
культуры зависит от общего духовно-нравственного
и социально-психологического климата
общества, от ценностей и норм, которые
преобладают среди
Направления деятельности по формированию экологической культуры
Реалии (Природно-ресурсные, экономические, экологические, социально-политические) ХХI-го века ставят вопрос о необходимости улучшения и повышения качества экологического образования и просвещения, как во всем мире, так и в нашей стране. Проблема качества образования очень тесно связанно с формированием экологической культуры населения. Проблеме связи общего экологического образования с экологической культурой посвящено немало психолого- педагогических исследований. Экологическое образование рассматривается как процесс и средство формирования индивидуальной экологической культуры, а экологическая культура — как результат экологического образования. Но есть и другая взаимосвязь образования и культуры: культура как источник и средство, развития экологического образования. Все же такой подход дидактически и методически разработан слабо. Системный анализ взаимосвязей образования и культуры, помог бы более глубокому прочтению общекультурной функции экологического образования, переходу от ее декларации к технологическому воплощению. Настоящая статья, безусловно, не претендует на полноту освещения этой проблемы, а намечает лишь направления дальнейших исследований.
Культура в экологическом образовании
Теория общего образования дает лишь индивидуальный подход к содержанию образования как способу передачи человеку культурного наследия общества, процессу его приобщения к культуре. Источником для конструктивного содержания общего образования был рассмотрен социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре, источником такого опыта являются разные элементы культуры: наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, виды деятельности человека. Стало известно, что существуют социальные носители экологической культуры — это общество в целом, этнокультурные сообщества, профессиональные и общественные социальные группы, семья, которые взаимодействуют с образовательным процессом. На самом деле если экологическую культуру рассматривать как результат следствия экологического образования это является недостаточным для осознания отношения человека к природе. Нужно осмыслить роль экологической культуры как источник экологического образования. И нужно знать когда говорят о культуре которая идет как источник экологического образования , следует понимать что они едины, что это целостность, а не отдельная наука которую описывают сейчас в содержании образования. Но о развитие экологической культуры только на основе традиционного экологического образования, оказывается недостаточно эффективным. Основным результатом здесь является определенная осведомленность обучающихся в области экологических проблем.