Экологическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 22:04, доклад

Краткое описание

Недавно появилась новая дисциплина, которая возникла в рамках культурологии, называется экологическая культура. Поразивший нашу планету экологический кризис, изменил отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Когда перед человечеством впервые встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с экологическим кризисом, необходимо прояснить, какими отношения человека и природы считаются гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Понятие об экологической культуре……………………………………………
Направления деятельности по формированию экологической культуры……...
Основные направления…………………………………………………………….
Культурологический подход к экологическому образованию………………
Культура в экологическом образовании………………………………………..
Принципы формирования экологической культуры……………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическая культура.docx

— 36.18 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………

Понятие об  экологической культуре……………………………………………

Направления деятельности по формированию экологической культуры……...

Основные направления…………………………………………………………….

  • Культурологический подход к экологическому образованию………………
  • Культура в экологическом образовании………………………………………..

Принципы формирования экологической  культуры……………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Недавно появилась новая  дисциплина,  которая возникла в  рамках культурологии, называется экологическая культура. Поразивший  нашу  планету экологический кризис, изменил отношения человека  и природы,  заставил переосмыслить все достижения   мировой   цивилизации.   Когда перед человечеством впервые встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология  и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с экологическим кризисом, необходимо  прояснить, какими  отношения человека  и природы   считаются    гармоничными,   как человеческая деятельность влияет на  окружающую  среду  и  отметить,  почему экологическая  культура  так  важна  особенно  сейчас. Можно заметить что уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире и вследствие этого можно сказать  что экологическая культура  зависит от экологической обстановки в мире, и как она находится в прямой зависимости от восприятия биосферы.  Поэтому и появилась новая экологическая проблема, связанная с осознанием человека на духовном уровне восприятия «правильного» отношения человека к природе, которую нужно решать. Чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и регулировать свои цели, сопоставляя цели со средствами, которыми располагает природа, тем раньше можно будет исправить ошибки. Я считаю, чтобы можно было искать пути решения проблем экологической культуры, нужно давать обществу экологическое образование хотя бы в малой степени, чтобы расширить мировоззрение в познании отношения человека к природе, чтобы люди могли задуматься о непоправимых ущербах в результате своей деятельности.

 

 

Понятие об экологической культуре.

К    сожалению,  проблема  “экологической  культуры”   мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей  теме,  хотя  можно выделить  эту сферу из  сочинений  известных учёных. Первый ученый который подошел к этой проблеме это знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский он проработал термин «биосфера» ,занимался проблемами человеческого фактора  в существовании мира. А также можно назвать таких ученых как  Мальтус,  Ле  Шателье-Браун,  Б. Коммонер и др. И все же хочется посмотреть на заданную тему с другой стороны, которая занимается проблемой восприятия обществом экологической культуры. Чтобы рассуждать, об экологической культуре нужно точно знать понятия, что такое культура и экология. Слово  “культура”  происходит  от супина латинского глагола colo, colui,  cultum,  colere,  что обозначало “возделывание почвы”.  Позже его стали понимать как “почитание богов”. И на протяжении всего средневековья “культура”  была  неразрывно  связана  с  религией,   духовными ценностями и т.п.    С началом  эпохи  модерна  это  понятие  подверглось глубокому переосмыслению. И этот термин  понимался  как совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь  период его  существования. Как показала  жизнь,  “человечество, являются единым биологическим видом,  не  являлось  единым  социальным обществом. Тем более,  культурные  нормы   и   правила   не   являются наследственными признаками, заложенными в наших генах,  они  усваиваются  на протяжении всей  жизни,  посредством  обучения,  целенаправленной  работы  и культурной деятельности человека. И, исходя, из всего выше сказанного мы являемся единственным разумным видом на земле, у которого должна быть культура. Ведь культура  есть у каждого народа, и она должна быть у каждой личности.

Наука об экологии возникла в конце XIX столетия, когда учёные из  Соединённых  Штатов  обнаружили  пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового  океана,  уничтожения  многих  видов животных от антропогенной деятельности. Когда происходило развитие  промышленности, индустриализация, Научно-техническая  революция,  массовое  сведение  лесов, строительство заводов-гигантов,  атомных,  тепловых  и  гидроэлектростанций, процесс истощения и  опустынивания, тогда человек столкнулся с проблемой экологического кризиса, и стал вопрос о выживании и сохранении вида. Человек создает техносферу за счёт природы, удовлетворяя свои потребности, извлекая из природы больше полезных веществ, чем отдавая. Техносфера уничтожает естественную среду, и ставит на первое  место  желания  и нужды людей. В то время как,  любое существо,  созданное  природой, живёт  непосредственно  в  природе,  гармонизируя  её,  так   как   является незаменимой частицей. И так из всего сказанного человека нужно воспринимать как отдельного от природы  индивида, живущего по своим законам. И напрашивается вопрос почему люди стали неадекватно относиться к природе, почему перестали относиться к ней как к чему то важному? На этот вопрос психологи ответили так: «Человек перестал воспринимать себя как Божественное творение,  но  продолжал рассматривать себя в качестве части животного  мира».

Исходя из того что мы теперь знаем что такое культура и экология, можно и сказать  что такое экологическая культура.

Экологическая культура – это восприятие  человеком природы и окружающей среды, это отношение  человека  к  животным,  природным ресурсам – вообще ко всему, что исходит от природы.

Даже в древние времена  Блаженный Августин разделял государства на те, которые составляют “Град Божий” и “Град Земной”. Это примечательная девиация сохраняется как это ни удивительно, сохраняется до сих пор, но уже в модернизированном виде.

В экологической культуре имеется два представления цивилизации  по признаку отношения и восприятия природы.

1)Биосферное восприятие  природы

2)Потребительское восприятие  природы 

Биосферное мировоззрение  отличается  от  потребительского  тем,   что   оно   пытается приспособиться к условиям  природы,  а не  подчинить её  себе.  Потребительское мировоззрение стремиться подчинить себе природу, взять из  неё всё,  ничего не возвратив. Биосферная и потребительская цивилизация постоянно враждовали,  между ними существовал непреодолимый антагонизм. На всякое действие одной,  по  “закону Б.  Коммонера”  наступало   противодействие   другой;   поэтому   на   земле существовал постоянный  очаг  войны.

В экологическую культуру человека : входят его экологическое сознание и экологическое поведение. Экологическое сознание - это совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека- это уровень его экологического сознания и освоения практических  умений в области природопользования.

Также есть и другие понятия  экологической культуры:

Экологическая культура — понятие системное

Его сущность состоит в том, что экологическая культура рассматривается как система, а процесс ее формирования — как становление этой системы. Системный подход помогает определить роль и значение отдельных элементов, формирующих экологическую культуру, их взаимосвязи, взаимозависимости. Согласно учению Л. Берталанфи (1972 г.), целесообразно «наши знания о самых разнообразных явлениях экономно организовать с помощью немногих системных концепций». Такой вывод ученого, хорошо подходит для нашего предмета изучения: все вещи и явления в природе и обществе существуют во взаимной связи между собой. Все компоненты педагогической системы (цели, содержание, технологии, оценка результата) также существуют в теснейших взаимосвязях и являются подсистемой образовательной среды. Справедливо отмечается идея гомологичности понятий «окружающая среда» и «образовательная среда».

Экологическая культура — понятие уровневое

Смысловое и содержательное наполнение может быть достаточно вариативным в зависимости от категории обучающихся (дошкольники, младшие и старшие школьники, студенты, специалисты), вида профессиональной деятельности (учитель-предметник, школьный психолог, социальный педагог, директор школы и др.), национальных традиций (российская школа, немецкая школа, английская школа, американская школа, канадская школа и др.). Уровни экологической культуры уместно рассматривать не с точки зрения иерархии и рейтинга, так как они разные: экологическая культура дошкольников отличается от экологической культуры инженера-выпускника вуза, она не ниже или хуже экологической культуры инженера.

Экологическая культура — понятие деятельностей, поведенческое

Экологическое поведение  — это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и освоенными практическими умениями в области рационального природопользования. Т.Е. Абрамова, опираясь на деятельный подход, считает, что «экологическая культура — это способность вести экологически уместную деятельность, ответственную по отношению к окружающей среде, воспитание ответственного отношения к природе; отражение «правильного» восприятия мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанный на уникальности свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека; органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой; этап развития общечеловеческой культуры, которая характеризуется общим осознанием важности экологическим проблем в жизни человека».

Экологическая культура — понятие социальное

Первое о чем можно сказать ,что состояние и уровень экологической культуры населения определяет экологический статус страны (можно говорить о высоком уровне экокультуры в Финляндии или Германии); А второе целый раздел и научное направление современной экологии посвящены социально-экологическим проблемам; в-третьих, формирование экологической культуры молодежи можно рассматривать как эффективный механизм социализации подрастающего поколения. Социальный смысл экологической культуры состоит в создании условий для перехода к информационному (экоинформационному) гражданскому обществу.

Экологическая культура — понятие информационное

Информатизация практически  все сфер жизнедеятельности отдельного человека и человечества в целом — одно из проявлений процесса глобализации, точнее ее второй волны. Ученые называют три основания, по которым готовится переход человечества в принципиально иное качество: первое связано с экологическими «пределами роста», второе с тенденциями нравственной деградации («кризис культуры»), третье с социальной поляризацией общества.

Формирование экологической культуры

На сегодняшний день нет  такого человека, который выступит против необходимости формирования экологической  культуры человека и  общества в целом. Но, все же, в  системе российского образования, в отличие от зарубежного опыта, данная сфера остается второстепенной. Однако формирование экологической  культуры нужно рассматривать как  механизм социализации молодых людей, перспективное и эффективное  средство вхождения нынешних школьников в современное информационное. Для формирования экологической культуры нужно государственная политика, особая методология и профессионализм. В процессе формирования экологической культуры населения важная роль принадлежит взглядам, представлениям, установкам, чувствам, привычкам людей. В зависимости от того, какими ценностями и идеалами руководствуются люди, во многом зависит характер их взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим особое значение приобретает непрерывная целеустремленная работа всех структур обучения, воспитания и образования, прежде всего подрастающего поколения, чтобы бережное, заботливое отношение к природным объектам, к эколого-санитарному состоянию мест проживания становилось органичной частью мировоззрения, установкой, привычкой горожан.

Формирование экологической  культуры зависит от общего духовно-нравственного  и социально-психологического климата  общества, от ценностей и норм, которые  преобладают среди представителей власти, крупного бизнеса, культуры и  транслируются населению посредством  массовых каналов телевидения и  радио, газетно-журнальных изданий, сети «Интернет». Экологическая культура должна формироваться на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования — в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, в центрах профессионального обучения и повышения квалификации, а также в трудовых коллективах и по месту жительства. Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются традиционные российские религиозные конфессии, а также средства массовой информации и реклама. Важнейшая проблема заключается в том, что формирование экологической культуры на данный момент оказалось за пределами интересов. Предмет «экология» исключен из школьных учебных планов, рекомендуемых федеральным министерством образования. Сейчас очень важно чтобы государственная структура , которая отвечает за эколого-просветительную работу с населением и также важен анализ и профессиональное осмысление методологии.

 

Направления деятельности по формированию экологической культуры

Реалии (Природно-ресурсные, экономические, экологические, социально-политические) ХХI-го века ставят вопрос о необходимости улучшения и повышения  качества экологического образования и просвещения, как во всем мире, так и в нашей стране. Проблема качества образования очень тесно связанно с формированием экологической культуры населения. Проблеме связи общего экологического образования с экологической культурой посвящено немало психолого- педагогических исследований. Экологическое образование рассматривается как процесс и средство формирования индивидуальной экологической культуры, а экологическая культура — как результат экологического образования. Но есть и другая взаимосвязь образования и культуры: культура как источник и средство, развития экологического образования. Все же такой подход дидактически и методически разработан слабо. Системный анализ взаимосвязей образования и культуры, помог бы более глубокому прочтению общекультурной функции экологического образования, переходу от ее декларации к технологическому воплощению. Настоящая статья, безусловно, не претендует на полноту освещения этой проблемы, а намечает лишь направления дальнейших исследований.

Культура в  экологическом образовании

Теория общего образования дает лишь индивидуальный подход к содержанию образования как способу передачи человеку культурного наследия общества, процессу его приобщения к культуре. Источником для конструктивного содержания общего образования был рассмотрен социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре, источником такого опыта являются разные элементы культуры: наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, виды деятельности человека. Стало известно, что существуют социальные носители экологической культуры — это общество в целом, этнокультурные сообщества, профессиональные и общественные социальные группы, семья, которые взаимодействуют с образовательным процессом. На самом деле если экологическую культуру рассматривать как результат следствия экологического образования это является недостаточным для осознания отношения человека к природе. Нужно осмыслить роль экологической культуры как источник экологического образования. И нужно знать когда говорят о культуре которая идет как источник экологического образования , следует понимать что они едины, что это целостность, а не отдельная наука которую описывают сейчас в содержании образования. Но о развитие экологической культуры только на основе традиционного экологического образования, оказывается недостаточно эффективным. Основным результатом здесь является определенная осведомленность обучающихся в области экологических проблем.

Информация о работе Экологическая культура