Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 01:13, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка практических рекомендаций по повышению экономической эффективности деятельности организации и укреплению его конкурентных позиций.
Объектом исследования является филиал Жлобинский хлебозавод республиканского унитарного производственного предприятия хлебопекарной промышленности «Гомельхлебпром».
ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность, подходы к оценке экономической эффективности деятельности организации
1.1 Эффективность и интенсификация деятельности организации: сущность, взаимосвязь и значение в повышении конкурентоспособности организации
1.2 Методические подходы анализа экономической эффективности организации
2 Комплексный анализ эффективности деятельности РУПП ХП «Гомельхлебпром» филиала Жлобинский хлебозавод
2.1 Социально-экономическая характеристика деятельности филиала Жлобинский хлебозавод
2.2 Анализ торгово-производственной деятельности филиала Жлобинский хлебозавод
2.3 Анализ интенсивности использования ресурсов филиала Жлобинский хлебозавод
3 Пути и резервы повышения экономической эффективности деятельности РУПП ХП «Гомельхлебпром» филиала Жлобинский хлебозавод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проектная мощность завода составляет 50 т/сутки хлебобулочных изделий в ассортименте и 300 кг/сутки кондитерских изделий. Хранение муки на заводе бестарное. В основном все процессы на заводе механизированы. Фактически со дня пуска начали модернизацию оборудования и механизацию трудоемких процессов, внедрение новых технологий, увеличение мощностей завода.
В настоящее время на филиале продолжается работа над освоением новых видом хлебобулочных и кондитерских изделий малого развеса, с зерновыми добавками, с применением нетрадиционных видов сырья, фасолевой муки, карамельной массы и так далее, а также планируется освоить выпуск баранок, бубликов, печенья, пряников, сухарей, добиться выпуска макаронных изделий европейского качества.
Филиал Жлобинский хлебозавод имеет линейно-функциональную структуру управления (приложение А). Директор обеспечивает выполнение планов деятельности филиала; заключает договора; производит наем и увольнение работников в соответствии с законодательством Республики Беларусь; издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации; утверждает штаты унитарного предприятия; определяет условия труда и т.д.
Для обеспечения задач, поставленных перед организацией,
в подчинении директора имеются: служба
главного инженера, экономическое бюро,
бухгалтерия, технологические и производственные
службы, сбытовое и торговое отделение.
В подчинении у директора филиала находятся:
главный инженер, главный бухгалтер, начальник
планово-экономического бюро, начальник
сбыта и торговли, начальник производственно-
На приведенной далее схеме представлены основные группы продукции, выпускаемой Жлобинским хлебозаводом (рисунок 4).
Основные цеха филиала Жлобинский хлебозавод:
1) хлебобулочный цех специализируется на выпуске:
Хлеба |
||
|
||
Формовые |
подовые | |
Ржаные Заварные Ржано-пшеничные |
заварные ржано-пшеничные | |
|
||
Группа батонов |
Диетические изделия |
Группа сдобных изделий |
Кондитерские изделия (основное производство) |
||
|
||
торты (дополнительное производство) |
пирожные | |
мучные сладости |
печенье |
макаронные изделия |
сахарные сладости |
Рисунок 4 – Схема основных групп продукции, выпускаемой филиалом Жлобинский хлебозавод
Источник: собственная разработка на основании данных филиала Жлобинский хлебозавод.
Среднегодовой выпуск хлебобулочной продукции составляет 6362,5 т.
2) кондитерский цех специализируется на выпуске:
Среднегодовой выпуск кондитерских изделий составляет 86,5т.
Сущность товарной политики филиала Жлобинский хлебозавод заключается в формировании ассортимента продукции, который бы наиболее полно удовлетворял потребности рынка. Основной задачей является бесперебойное обеспечение потребителей качественной и свежей продукцией. В настоящее время хлебозавод выпускает более 100 наименований хлебов, более 150 наименований белобулочной продукции и около 200 наименований кондитерских изделий. Товарный ассортимент делится на группы:
Можно сделать вывод, что филиал Жлобинский хлебозавод выпускает очень широкий ассортимент продукции, с учетом потребностей покупателя.
При вводе новой продукции в производство издается приказ о вводе опытной партии, в котором оговаривается допустимый объем выпуска продукции в натуральном выражении. Опытная партия продукции может находиться в производстве не более полугода, если продукция проходит «испытание временем», то цена на нее подлежит регистрации в Департаменте по хлебопродуктам Минсельхозпрода. Цены всей системы Хлебпрома регулируются Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. На хлебобулочную продукцию действуют предельные цены за 1 кг. Под предельные цены не подпадает диетическая и диабетическая продукция, а также сдобные изделия.
Ежемесячно цены корректируются на коэффициент инфляции, но только на ту продукцию, которая не превышает предельно допустимую цену, о чем издается приказ по организации.
Для осуществления
Практически вся продукция
реализуется в Жлобине и
Филиал Жлобинский хлебозавод
считает очень важным организацию
системы товародвижения, направленной
на работу непосредственно с потребителям
Рассмотрим технико-
Представленные данные свидетельствуют об увеличении в 2009 году по сравнению с 2007 годом выручки от реализации продукции на 5626 млн р., или на 41,6%, и по сравнению с 2008 годом – на 2941 млн р., или на 18,7%.
Себестоимость реализованной продукции увеличилась в 2009 году по сравнению с 2007 годом на 5274 млн р., или на 40,91%, и по сравнению с 2008 годом на 2848 млн р., или на 18,59%. Так, в 2009 году затраты на производство и реализацию продукции составили 181657 млн р., увеличившись по сравнению с 2007 годом на 5274 млн р. и 2008 годом - на 2848 млн р.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом темп роста выручки от реализации оказался ниже темпа роста себестоимости реализованной продукции на 0,42%, что и предопределило снижение полученной прибыли от реализации. Прибыль от реализованной продукции в 2009 году составила 964 млн р., что на 93 млн р. (10,68%) больше чем за 2008 год, 352 млн р. (57,52%) больше, чем за 2007 год (рисунок 5).
Для оценки эффективности работы филиала Жлобинский хлебозавод недостаточно использование показателя прибыли, поскольку наличие прибыли не означает, что организация эффективно использует все свои ресурсы. Уровень рентабельности как раз и показывает, насколько эффективно были использованы ресурсы организации для достижения полученного размера прибыли.
Таблица 6 – Основные экономические показатели филиала Жлобинский хлебозавод за 2007-2009 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение +/- |
Темп роста, % | ||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2008 г. от 2007 г. |
2009 г. от 2007 г. |
2009 г. от 2008 г. |
2008 г. к 2007 г. |
2009 г. к 2007 г. |
2009 г. к 2008 г. | |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), млн р. |
13503 |
16188 |
19129 |
2685 |
5626 |
2941 |
119,88 |
141,66 |
118,17 |
Себестоимость реализованной продукции, млн р. |
12891 |
15317 |
18165 |
2426 |
5274 |
2848 |
118,82 |
140,91 |
118,59 |
Прибыль от реализации, млн р. |
612 |
871 |
964 |
259 |
352 |
93 |
142,32 |
157,52 |
110,68 |
Рентабельность продаж, % |
4,53 |
5,38 |
5,04 |
0,85 |
0,51 |
-0,34 |
- |
- |
- |
Численность промышленно - производственного персонала, чел. |
230 |
231 |
232 |
1 |
2 |
1 |
100,43 |
100,87 |
100,43 |
Производительность труда, млн р. |
58,71 |
70,08 |
82,45 |
11,37 |
23,74 |
12,37 |
119,37 |
140,44 |
117,66 |
Фонд заработной платы, млн р. |
1960,2 |
2334,7 |
2791,2 |
374,5 |
831 |
456,5 |
119,11 |
142,39 |
119,55 |
Среднегодовая заработная плата работника, млн р. |
8,52 |
10,11 |
12,03 |
1,58 |
3,51 |
1,92 |
118,59 |
141,17 |
119,04 |
Среднегодовая стоимость основных средств, млн р. |
9684 |
10738 |
11599 |
1054 |
1915 |
861 |
110,88 |
119,77 |
108,02 |
Фондоотдача, руб. |
1,39 |
1,51 |
1,65 |
0,11 |
0,26 |
0,14 |
108,12 |
118,28 |
109,40 |
Источник: собственная разработка
на основании данных филиала Жлобинский
хлебозавод.
Рисунок 5 – Основные
финансово – экономические
Источник: собственная разработка на основании данных филиала Жлобинский хлебозавод.
Вследствие увеличения производства и выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг рентабельность продаж филиала Жлобинский хлебозавод увеличился в 2009 году по сравнению с 2007 годом 0,51 % и снизилась по сравнению с 2008 годом на 0,38 % и составила 5,04 %.
Численность работающих в 2009 году по сравнению с 2007 году увеличилась на 2 человек и в 2008 году – увеличилась на 1 человека и составила 232 чел. При этом отмечается увеличение производительности труда работников. Так, производительность труда в 2009 году составила 82,45 млн руб., что на 23,74 млн р. больше показателя 2007 года, или на 40,44%; что на 12,37 млн р. больше показателя 2008 года или на 17,66%. Достаточная численность позволяет в полной мере реализовать программу организации по получению необходимой суммы прибыли. Большое значение имеет уровень квалификации торговых работников, их умение быстро и четко обслужить покупателей, правильно закупить товары и т.д.
Отметим, что 2009 году по сравнению с 2007 годом и 2008 годом темпы роста среднегодовой заработной платы работников выше темпов роста производительности их труда, что свидетельствует о нецелесообразности использования фонда заработной платы и проводимой политики филиала в области материального стимулирования работников (рисунок 6).
Среднегодовая заработная плата работника организации в 2007 года составляла 8,52 млн р., а в 2009 г. - уже 12,03 млн р., т.е. на 3,51 млн р. больше. Таким образом, средняя среднемесячная заработная плата работника увеличилась с 710,0 тыс. руб. (8,52:12*1000) до 1002,5 тыс. руб. (12,03:12*1000). Среднегодовая заработная плата работника в 2008 года составляла 10,11 млн. руб., а в 2009 г. - уже 12,03 млн. руб., т.е. на 1,92 млн. больше. Таким образом, средняя среднемесячная заработная плата работника по организации увеличилась с 842,5 тыс. руб. (10,11:12*1000) до 1002,5 тыс. руб. (12,03:12*1000).
За анализируемый период не произошло обновление парка оборудования. Однако рост эффективности производства происходил за счет более эффективного и полного использования производственной мощности организации, т.к. фондоотдача основных производственных фондов в 2009 г. составляет 1,65 млн р., что больше на 0,26 р. за 2007 года (18,28%), что больше на 0,14 р. по сравнению с 2008 годом (9,40%)
Финансовое состояние филиала характеризует его финансовые отношения с государством и другими субъектами хозяйствования, а также способность финансировать свою деятельность.