Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 01:13, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка практических рекомендаций по повышению экономической эффективности деятельности организации и укреплению его конкурентных позиций.
Объектом исследования является филиал Жлобинский хлебозавод республиканского унитарного производственного предприятия хлебопекарной промышленности «Гомельхлебпром».
ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность, подходы к оценке экономической эффективности деятельности организации
1.1 Эффективность и интенсификация деятельности организации: сущность, взаимосвязь и значение в повышении конкурентоспособности организации
1.2 Методические подходы анализа экономической эффективности организации
2 Комплексный анализ эффективности деятельности РУПП ХП «Гомельхлебпром» филиала Жлобинский хлебозавод
2.1 Социально-экономическая характеристика деятельности филиала Жлобинский хлебозавод
2.2 Анализ торгово-производственной деятельности филиала Жлобинский хлебозавод
2.3 Анализ интенсивности использования ресурсов филиала Жлобинский хлебозавод
3 Пути и резервы повышения экономической эффективности деятельности РУПП ХП «Гомельхлебпром» филиала Жлобинский хлебозавод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для выяснения сущности экономической эффективности, определения ее критерия и показателей необходимо выяснить различие содержания понятий «эффект» и «эффективность».
Эффект - абсолютная величина, обозначающая результат какого-либо процесса. Под экономическим эффектом понимается результат труда, направленный на производство материальных благ. Эффективность характеризует соотношение результата к ресурсам или затратам, обеспечивающим получение результата.
Показателями эффекта производства являются:
1. выручка от реализации
продукции (работ, услуг), представляющая
собой сумму произведенной и
реализованной продукции в
2. прибыль от реализации
продукции, которая
(2) |
где Пр – прибыль от реализации, р.;
В – выручка от реализации за минусом налогов и отчислений из выручки, р.;
С – себестоимость реализованной продукции, р.
3. прибыль отчетного периода рассчитывается
Поп = |
(3) |
где Поп – прибыль отчетного периода, р.;
Пр – прибыль от реализации продукции, р.;
Пвд – прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, р.;
Под - прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, р.
Показатели эффекта могут выражаться не только в стоимостном выражении, но и в натуральном выражении.
Сущность эффективности как экономической категории состоит не только в относительных величинах между результатами и затратами, а также в самих отношениях по поводу производства, распределения и обмена, для достижения поставленной цели – получение полезного эффекта.
Выделяют следующие виды эффективности:
Анализ взаимосвязи народнохозяйственной и хозрасчетной эффективности позволяет вскрыть механизм действия экономической эффективности в процессе оптимизации процесса воспроизводства. Рост хозрасчетной эффективности вызывает рост народнохозяйственной эффективности.
Цель повышения эффективности различается с позиции оценки
Экономическая эффективность ¾ это результативность производства или совокупная экономия живого и овеществленного труда.
Критерий экономической эффективности ¾ создание максимума экономического эффекта при данных ресурсах производства или максимальная экономия труда при таких же ресурсах для наиболее полного удовлетворения сложившихся общественных потребностей.
Экономический эффект заключается в создании массы товаров, реализация которой обеспечит получение прибыли, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства.
Социальная эффективность ¾ результативность производства или экономия затрат, обеспечивающая удовлетворения потребностей населения. Проявляется через качество обслуживания, экономию времени на покупку товаров, расширение предоставляемых услуг и т.д.
Показателями социальной эффективности являются:
Критерий социальной эффективности ¾ создание максимума социального эффекта при данных ресурсах производства, или максимальная экономия труда при данной массе социального эффекта.
Социальный эффект представлен в виде совокупности материального благосостояния населения (или работников) и социального развития человека в процессе труда.
Понятия экономической и социальной эффективности тесно связаны между собой. Рост экономической эффективности ведет к росту эффективности социальной. Поэтому можно выделить социально-экономическую эффективность, представляющую результативность производства или экономию затрат, направленную на получение прибыли и удовлетворение потребностей населения.
Эффективность производства характеризует получение результата с учетом рационального использования ресурсов и затрат. Результатом могут выступать: создание нового образца продукта, повышение конкурентоспособности товара, увеличение количества новых изделий, расширение перечня выпускаемых товаров.
Социальная эффективность производства выражается в создании продукта, наиболее полно удовлетворяющем потребности рынка.
В случае достижения социально-экономической эффективности производства организация обеспечивает экономический рост, финансовую устойчивость, укрепление конкурентных позиций в регионе и возможность дальнейшего существования.
Показатели оценки организации можно разделить на 4 группы:
Требования, предъявляемые к показателям эффективности:
Существуют проблемы оценки эффективности организации:
Затруднительным представляется расчет обобщающего показателя, характеризующего нефинансовую деятельность организация на основе существующей методики (отношение результата к затратам). Невозможно обозначить часть полученной прибыли в результате увеличения расходов на рекламу, или расширения перечня предоставляемых услуг, качества обслуживания и т.д.
Показатели экономической эффективности классифицируются по признакам.
1. По степени охвата ресурсов или затрат выделяют частные показатели, характеризующие эффективность использования одного вида ресурсов или затрат и обобщающие, характеризующие использование всех видов ресурсов или затрат
2. В зависимости от методики расчетов показатели эффективности подразделяются на ресурсные и затратные. В расчете ресурсных показателей участвует величина ресурсов организации, вовлеченная в хозяйственный оборот, а затратных ─ величина затрат, осуществленная при реализации оцениваемого объекта.
3. По направленности действия выделяют показатели емкости и отдачи. Показатели емкости отражают, сколько ресурсов или затрат содержится в единице результата, и определяется отношением количества ресурсов или затрат к величине результата. Показатели отдачи, наоборот, определяются делением величины результата на используемые ресурсы или затраты. Относительная экономия затрат ресурсов показывает величину экономии или перерасхода ресурсов в результате опережения (отставания) темпов роста результат от темпов роста затрат ресурсов или их общей величины.
При оценке эффекта выделяют три группы показателей.
1. Объемные показатели
экономического эффекта
2. Конечные показатели эффекта отражают результаты производственно-хозяйственной деятельности, степень удовлетворения потребностей рынка, качественную структуру производства и т.д. К ним можно отнести доход, экономия от снижения себестоимости, объем продаж в соответствующих ценах, ввод в действие производственных мощностей и фондов, качество продукции и услуг, прибыль, внутренний валовой продукт, добавленную стоимость и т.д.
3. Социальные результаты
выражают соответствие
Экономические интересы производителей находятся в тесной взаимосвязи с социальными результатами: чем выше экономические результаты, тем выше должны быть и социальные результаты и наоборот. Социальные результаты отражаются в таких показателях, как повышение уровня жизни (рост оплаты труда, реальных доходов, прожиточный минимум, обеспеченность жильем, уровень медицинского обслуживания, общеобразовательный и профессиональный уровень работников), свободное время и эффективность его использования, условия труда (сокращение травматизма, текучесть кадров, занятость населения), состояние экологии и влияние производства на экологическую обстановку в стране и регионе. Следует отметить, что социальные результаты и их влияние на экономические результаты не всегда поддаются точной количественной оценке, широко распространена их косвенная оценка, ранжирование целей.
Основой достижения высокой социальной эффективности вообще и высоких социальных результатов, в частности, служит рост экономической эффективности. В свою очередь, без социальных достижений невозможно решение экономических задач.
Экономическая эффективность организации означает его результативность и характеризуется отношением результата к затратам. Результаты и затраты измеряются в натуральном, трудовом и стоимостном выражении. Результат проявляется в различных формах: создание конкурентоспособного образца продукции, выручка от реализации увеличивающегося объема производства, количество новых изделий.